«Шаманское» захоронение у Стоунхенджа оказалось не таким, как думали ученые

Эксперты обнаружили следы золота на каменных орудиях, найденных в могиле возрастом недалеко от Стоунхенджа.

Около 4 000 лет назад рядом со Стоунхенджем были похоронены два человека с погребальным инвентарем, которые археологи IXX века назвали «шаманским», когда обнаружили его. Однако новый анализ каменных орудий, также найденных в могиле, показывает — на их поверхности есть следы золота. А, значит, их использовали для изготовления изделий из драгоценного металла.

Однако простого ответа на вопрос, был ли этот человек шаманом, ювелиром или кем-то еще, нет. «Погребальный инвентарь — это больше, чем представление личности человека», — написали ученые в исследовании, опубликованном в журнале Antiquity. Найденные артефакты намекают на сложность древней идентичности и на то, что такие роли, как «шаман» и «ювелир», неадекватно отражают личности людей, которые могли быть более многозадачными, чем считалось ранее.

«Мы склонны думать о людях в простых категориях — шаман, мастер по металлу, маг, предводитель. Но этот современный западный подход неуместен, когда речь идет о жизни в начале второго тысячелетия до нашей эры», — рассказал Тимоти Дарвилл, археолог из Борнмутского университета в интервью Live Science.

Погребальный инвентарь из кургана в Аптон-Ловелл произвел сенсацию, когда его раскопали в 1801 году. Сейчас он выставлен в Уилтширском музее в Девайзесе. Изображение предоставлено: Crellin et al./Antiquity

В 1801 году археологи обнаружили множество артефактов бронзового века, в том числе каменные орудия труда, в кургане. Его датировали примерно 1800 годом до н.э. и обнаружили недалеко от деревни Аптон-Ловелл, примерно в 16 км к западу от Стоунхенджа.

Среди артефактов — кремневые топоры, ожерелье из бусин из полированного камня и десятки костяных наконечников — возможно, от другого ожерелья и бахромы одежды. Коллекция, которая сейчас выставлена ​​в Уилтширском музее в городе Девайзес, интерпретировалась в то время как погребальный инвентарь «шамана» или святого человека.

Следы золота и других минералов на инструментах. Предоставлено: Crellin et al./Antiquity

Пол двух человек, погребенных в кургане, так и не был определен, но в 1801 году их считали шаманом и его женой. Последнее исследование, однако, подтверждает идею о том, что по крайней мере один из них прославился талантом создавать украшения из золота и других драгоценных материалов, считает ведущий автор исследования Рэйчел Креллин, археолог из Университета Лестера в Великобритании.

Ученые обнаружили следы золота на каменных орудиях во время повторного анализа артефактов с использованием современных археологических методов. В частности, они использовали сканирующий электронный микроскоп и рентгеновский спектрометр.

Следы золота и других минералов на топоре. Предоставлено: Crellin et al./Antiquity

Исследование подтвердило, что следы золота на инструментах появились очень давно. Их обнаружили на некоторых инструментах, например, на топоре. Археологи заявили, что его переделали. Износ каменных орудий показал, что их по-разному использовали для придания формы золоту и множеству других материалов, таких как янтарь, дерево, медь и гагат.