Предки травоядных динозавров с длинной шеей питались мясом, а не листвой

«Вкусовые предпочтения» первых динозавров восстановили на основе анализа зубов.

Палеобиологи из Бристольского университета провели компьютерное моделирование функций зубов самых ранних динозавров. Исследование показывает, что среди них были плотоядные, всеядные и травоядные. При этом предки диплодоков — травоядных динозавров с длинной шеей — оказались хищниками.

В своей работе исследователи изучили окаменевшие останки зубов динозавров и сравнили их с представителями современных рептилий с известным рационом питания. Анализ включал математическое моделирование формы зубов и моделирование их механической реакции на силу жевания с помощью инженерного программного обеспечения.

Компьютерное моделирование пищевого поведения на основе окаменевших останков зубов. Изображение: Antonio Ballell et al., Science Advances

Самые ранние динозавры загадочны, отмечают ученые: они были намного меньше своих более поздних родственников и на протяжении большей части триаса (геологический период, который предшествовал юрскому и длился примерно от 250 до 200 млн лет назад) находились в тени крокодилоподобных рептилий.

Исследователи отмечают, что вскоре после происхождения у динозавров появляется широкое разнообразие форм черепа и зубов. Исследование показало, что это связано с разнообразием стратегий эволюционного приспособления и питания. Например, первые динозавры-тероподы имеют заостренные, изогнутые и похожие на лезвия зубы с крошечными зазубринами, которые напоминают современных хищных варанов. Напротив, зубчатые зубы птицетазовых и зауроподоморфов больше похожи на современных всеядных и травоядных, таких как игуаны.

Три основные ветви динозавров и их типы зубов. Изображение: Antonio Ballell, University of Bristol

Удивительно открытие состоит в том, что предки многих более поздних растительноядных динозавров оказались всеядными — их зубы оказались приспособлены для пережевывания не только растительной пищи, но и мяса. При этом древние травоядные не оставили следов в более поздних поколениях.

Наши анализы показывают, что орнитисхианы — группа, в которую входят многие виды, питающиеся растениями, такие как рогатые динозавры, бронированные анкилозавры и утконосые динозавры — начинали как всеядные. И еще одно интересное открытие заключается в том, что самые ранние зауроподоморфы, предки растительноядных зауроподов с длинной шеей, таких как диплодок, были плотоядными.

Эмили Рэйфилд, соавтор исследования

Палеобиологи полагают, что именно широкое разнообразие эволюционных путей и адаптация к изменениям режима питания помогли древним динозаврам пережить триасовое вымирание и стать доминирующим видом в юрском периоде.