Ящерица с «зубами-бритвами» переписала историю целого вида

Несмотря на то, что ящерица триасового периода была размером с ладонь, у нее был жесткий укус. Подробности об особи опубликованы в журнале Science Advances.

Ученые изучили останки ящерицы с острыми, как мясницкий нож, зубами. Согласно исследованию, она настолько стара, что отодвигает происхождение современных ящериц и змей на 35 млн лет назад.

Палеонтологи обнаружили окаменелые останки крошечной рептилии с острыми как бритва зубами в хранилище Музея естественной истории в Лондоне. Они находились там с тех пор, как в 1950-х годах его обнаружили в карьере недалеко от Бристоля, Англия. Об этой особи ученые почти ничего не знали.

В рамках нового исследования эксперты проанализировали окаменелость и обнаружили, что ящерица жила примерно 202 млн лет назад, в конце триасового периода (от 237 млн лет до 201 млн лет назад). Компьютерная томография (КТ) окаменелости помогла исследователям понять, что ящерица относится к типу Squamata — крупнейшему отряду рептилий. В него входят ящерицы, змеи и группа безногих амфисбенских ящериц.

Вид сбоку на череп ящерицы и острые, как бритва, зубы. Изображение предоставлено Дэвидом Уайтсайдом, Софи Чамби-Троуэлл и Майком Бентоном/Музей естественной истории Великобритании

По словам ученых, ископаемое достаточно маленькое, чтобы «поместиться на ладони». В распоряжении экспертов был трехсантиметровый череп с челюстью, полной острых зубов. Из-за небольшого размера окаменелости исследователям пришлось использовать менее инвазивные методы для изучения ящерицы. Когда нашли ископаемое, их еще не было.

Ученые назвали окаменелость Cryptovaranoides microlanius, название вида означает «маленький мясник», а род — «скрытый» и «похожий на ящерицу».

Возраст C. microlanius переписывает происхождение современных ящериц и змей, пишут ученые. Похоже, чешуйчатые животные жили на 30 млн лет раньше, чем считалось ранее. По словам авторов исследования, открытие «помогает дополнить картину» эволюции чешуек.