Экзопланета превратилась в «огненный шар» из-за притяжения звезды и необычной орбиты

Сверхточные измерения показали, почему раскаленная суперземля 55 Рака e или Янссен приблизилась так близко к звезде, что стала «адской планетой».

Планетологи использовали эффект Доплера и сверхточные измерения света, чтобы понять, почему некоторые планеты движутся экстремально близко к своим звездам. Исследование показало, что одна из ближайших к Солнечной системе суперземель и первая известная планета с ультракоротким периодом (менее одного дня) — Янссен сформировалась на большем расстоянии от своей звезды и медленно мигрировала из-за специфики орбиты.

Анализируя измерения света при прохождении планеты между звездой и Землей, исследователи установили, что Янссен вращается вокруг Коперника вдоль экватора звезды. При этом все остальные планеты, вращающиеся вокруг звезды Коперника (55 Рака), выходят далеко за пределы плоскости экватора.

Исследователи полагают, что взаимодействия между различными небесными телами сместили Янссен к его текущему положению. Поскольку Коперник вращается, центробежная сила заставила его среднюю часть слегка выпячиваться наружу, а верх и низ — сплющиваться. Эта асимметрия повлияла на гравитацию, которую ощущала Янссен, в результате планета сдвинулась к более толстому экватору звезды.

Чтобы понять, как движется планета астрономы использовали эффект Доплера — изменение частоты и длины волны из-за движения объекта относительно наблюдателя. При вращении половина звезды вращается в сторону Земли, а другая — удаляется. Это означает, что половина звезды немного голубее, а другая — немного краснее. Ученые отслеживали орбиту планеты, измеряя, когда она блокирует свет с красной, синей и неизмененной средней части.

Движение планеты по диску звезды. Изображение: L. Zhao et al., Nature Astronomy

Анализ того, как планеты формируются и перемещаются с течением времени, имеет решающее значение для поиска среды, похожей на Землю, на которой может существовать жизнь, говорят авторы работы. Они продолжат анализировать другие планетарные системы с помощью этого метода.

Янссен — экзопланета, расположенная на расстоянии всего в 40 световых годах от Земли. Она вращается вокруг звезды Коперника за 18 часов. Из-за чрезвычайно близкого расположения поверхность этой каменистой планеты представляет собой раскаленные потоки лавы, нагретые до температуры, превышающей 2 000°С. Помимо Янссена у звезды открыто еще пять экзопланет.