Экзопланета, обреченная на смерть, движется навстречу звезде

Исследователи сообщили о первом наблюдении экзопланеты, орбита которой разрушается в процессе эволюции.

Планетологи объявили об обнаружении первой системы, в которой экзопланета движется по спирали на встречу к своей звезде. Горячий Юпитер Kepler-1658b подвергается орбитальному распаду под действием приливных сил и будет уничтожен при столкновении со звездой, считают ученые.

Измерение орбитального распада экзопланет очень сложная задача, отмечают ученые. Этот процесс очень медленный и постепенный. Например, орбитальный период Kepler-1658b уменьшается со скоростью всего около 131 мс в год. Обнаружение этого снижения потребовало нескольких лет тщательного наблюдения с помощью трех телескопов.

Исследователи использовали космический телескоп «Кеплер», инструменты Паломарской обсерватории в Южной Калифорнии и спутник TESS, чтобы фиксировать транзит этой планеты по диску звезды. Исследование показало, что интервал между транзитами Kepler-1658b незначительно, но неуклонно сокращался.

Хотя исследователи еще не до конца понимают все процессы, происходящие в этой системе. Первопричиной орбитального распада, испытанного Kepler-1658b, являются приливы — гравитационное взаимодействие между двумя вращающимися телами (планетой и звездой).

Звезда развилась до точки своего жизненного цикла, когда она начала расширяться. Это ускоряет процесс распада орбиты, облегчая его изучение в масштабах человеческого времени, отмечают ученые. Подобная судьба на определенных этапах эволюции ждет Солнце, добавляют они.