Западные боевые вертолёты для Китая

Западные боевые вертолёты для Китая
Как и в случае с истребительной авиацией к началу 1980-х годов Китай очень сильно отстал от СССР и промышленно развитых стран Запада в области вертолётостроения. После сближения с США в 1970–1980-е годы китайское руководство предприняло шаги по закупке на Западе вертолётной техники и двигателей. Помимо лицензионного копирования, в ряде случаев китайские конструкторы нелегально заимствовали технические узлы, агрегаты и бортовые системы иностранных вертолётов.

Китайское вертолётостроение до начала военно-технического сотрудничества с западными странами

С 1964 по 1980 год на авиазаводе в Харбине осуществлялся выпуск китайской копии поршневого вертолёта Ми-4, который в КНР имел обозначение Z-5 (Zhishengji-5). Эксплуатация этой машины в Китае завершилась в XXI веке. Уже к началу 1970-х вертолёт Z-5 отставал от передового мирового уровня вертолётостроения и не мог полностью обеспечить потребности вооруженных сил.

Западные боевые вертолёты для Китая
Вертолёт Z-5, вооруженный 12,7-мм пулемётом
В 1982 году вертолёт Z-5 оснастили турбовальным двигателем Pratt & Whitney Canada PT6 T-6 Twin Pac мощностью 1 900 л. с. Однако, в силу общего устаревания конструкции вертолёта, дело ограничилось одним переоборудованным экземпляром.

В начале 1970-х начались испытания вертолёта Z-6, в котором частично использовались узлы Z-5. Этот вертолёт, задуманный как функциональный аналог советского Ми-8, был оснащен китайским газотурбинным двигателем WZ-5 мощностью 2 200 л. с. Максимальная взлётная масса винтокрылой машины составляла 7 600 кг, скорость – до 192 км/ч, дальность – до 650 км. Экипаж – 2 человека. Вместимость – 12 пассажиров или 1 200 кг груза.

Западные боевые вертолёты для Китая
Вертолёт Z-6
В ходе опытной эксплуатации Z-6 произошло несколько лётных происшествий, и как минимум одна машина сгорела после падения. Опытная эксплуатация Z-6 показала, что хотя мощность двигателя вертолёта больше, чем у Z-5, но все же она была недостаточной, и однодвигательная компоновка сильно снижала безопасность полета.

В итоге заказчик в лице НОАК отказался от замены Z-5 на Z-6. С 1970 по 1977 год на авиазаводе в Цзянсу было изготовлено 11 вертолетов Z-6.

Вертолёт Z-8

С декабря 1975 года по апрель 1977 года Китай получил партию из 12 вертолетов SA 321 Super Frelon в противолодочном и поисково-спасательном вариантах. В 1976 году руководство КНР принимает решение о налаживании в стране производства копии вертолета «Супер Фрелон». Китайский вариант машины получил обозначение Z-8.

Первый полет опытного образца состоялся в декабре 1985 года. Поставки заказчику начались в 1989 году. Сборка вертолётов осуществлялась на предприятии авиастроительной корпорации CAIC в городе Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси). Здесь же велся восстановительный ремонт.

Западные боевые вертолёты для Китая
Вертолёт Z-8
Вертолёт Z-8 стоит на вооружении ВВС и ВМС НОАК в четырёх основных вариантах: транспортном, противолодочном, поисково-спасательном и санитарном. Может перевозить до 39 человек или до 27 экипированных военнослужащих. В санитарном варианте на борту предусмотрено размещение 15 носилочных раненых и медицинского оборудования. Противолодочный Z-8 способен нести гидроакустические буи, торпеды, противокорабельные ракеты и морские мины. Максимальная масса полезной нагрузки – 5 000 кг. Экипаж: 2–5 человек в зависимости от модификации.

Западные боевые вертолёты для Китая
Максимальная взлетная масса достигает 13 000 кг. Силовая установка – три турбовальных двигателя WZ-6 (копия Turboméca Turmo IIIC) мощностью по 1 156 л. с. Максимальная скорость полета – 250 км/ч, крейсерская – 230 км/ч, дальность полета – 820 км.

В НОАК эксплуатировались как амфибийные варианты, так и те, которые не могут совершать посадку на воду.

Выпуск вертолетов Z-8 осуществлялся не высокими темпами (собиралось не более 7 вертолетов в год). К настоящему времени было построено примерно 110 вертолетов данного типа.

В 2018 году командование армейской авиации НОАК объявило, что начнет поэтапный отказ от Z-8 из-за низких характеристик и высоких эксплуатационных расходов.

Вертолёт Z-9

В июле 1980 года Харбинская авиастроительная корпорация Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (НАМС) заключила соглашение с французской компанией Aerospatiale о сборке из французских деталей 50 многоцелевых вертолетов AS 365N Dauphin II. В КНР эта машина получила обозначение Z-9. Первые вертолёты данного типа были собранны в КНР в 1981 году.

Западные боевые вертолёты для Китая
Один из первых вертолётов Z-9
В 1994 году на вооружение был принят вертолёт Z-9В, собранный в основном из деталей, произведённых в Китае. Массовый выпуск этого вертолёта позволил приступить к замене безнадёжно устаревших Z-5.

Очень обтекаемая форма в сочетании с двумя двигателями WZ-8 (копия Turbomeca Arriel 2) мощностью до 830 л. с. обеспечивают скорость полёта до 306 км/ч. Максимальная взлётная масса составляет 3 900 кг. Дальность полёта – 910 км.

Вертолёт Z-9В стал для армейской авиации НОАК значительным шагом вперёд, он мог выполнять задачи перевозки 8–10 вооруженных бойцов, спасения, связи, управления войсками. Вскоре появился вооруженный вариант, способный оказывать огневую поддержку сухопутным подразделениям. Для этого могли подвешиваться блоки с 57–90-мм НАР, контейнеры с 12,7-мм пулеметами и 23-мм пушками.

В дальнейшем лицензионная копия французского вертолёта подверглась серьезной доработке. Модификация Z-9W стала первым противотанковым вертолётом, созданным в КНР. Впервые вариант, оснащенный четырьмя ПТУР HJ-8E и прицельно-обзорной гиростабилизированной системой, установленной в верхней части кабины, был продемонстрирован в 1998 году.

Западные боевые вертолёты для Китая
Вертолёты Z-9W
Однако назвать Z-9W полноценным ударным вертолётом по причине невысокой живучести нельзя. Скорее, это транспортно-боевая машина, обладающая некоторыми противотанковыми возможностями.

В 2011 году была официально представлена модификация Z-9WA, предназначенная для действий в тёмное время суток. Вертолет оснащен системой ночного видения и новым лазерным дальномером-целеуказателем. В распоряжении экипажа появились многофункциональные плоские дисплеи и система вывода информации на лобовое стекло. В состав вооружения Z-9WA вошли ПТУР HJ-9 с лазерным наведением.

Реальные характеристики последних модификаций Z-9, предназначенных для «внутреннего потребления», достоверно не известны. С 2003 года начались поставки вертолетов с двигателями китайского производства с взлетной мощностью 980 л. с. Несмотря на истечение срока лицензионного соглашения, серийное строительство многофункциональных вертолетов, созданных на базе французского «Дельфина», продолжается, что стало предметом споров между Францией и Китаем.

Вертолёт Z-10

В отличие от СССР и США, в годы холодной войны НОАК не располагала специализированными ударными вертолётами. Разработка винтокрылов такого класса с нуля требует определённых научно-технических наработок и наличия конструкторской школы, и руководство КНР в рамках дружбы с Западом против Советского Союза надеялось на иностранную помощь.

Китайские генералы желали получить боевой вертолёт, способный бороться с танками и оказывать огневую поддержку днём и ночью, в сложных погодных условиях. Во второй половине 1980-х китайцы надеялись получить доступ к разрабатываемому в Италии противотанковому вертолёту А.129 Mangusta, а с американцами в 1988 году была достигнута договорённость о продаже AH-1 Cobra (не реализованная из-за введения санкций против КНР) и лицензии на производство ПТУР BGM-71 TOW. Незадолго до событий на площади Тяньаньмэнь Франция поставила в Китай небольшую партию противотанковых вертолётов SA. 342 Gazelle с ПТУР НОТ.

После нормализации отношений между Россией и КНР был предложен экспортный Ми-35. Однако к тому моменту китайские специалисты уже успели ознакомиться с широко распространенным Ми-25 (экспортный вариант боевого вертолёта Ми-24Д) и сочли его слишком тяжелым и громоздким. Кроме того, прицельно-поисковые системы советских боевых вертолётов к тому времени во многом устарели. Да и сам Ми-24, создававшийся как «летающая БМП», чаще использовался в роли штурмовика, главным оружием которого были неуправляемые реактивные снаряды, а командование НОАК желало иметь на вооружении манёвренную и в то же время хорошо защищённую двухместную машину, сравнимую с американским «Апачем» и обладающую высоким противотанковым потенциалом.

В итоге было принято решение проектировать боевой вертолёт самостоятельно, используя наиболее удачные зарубежные наработки.

Программа создания боевого вертолёта в КНР была жестко засекречена, а в СМИ давались строго дозированные противоречивые данные. Во многом это объяснялось тем, что предоставление военных технологий Китаю было запрещено из-за наложенных США после событий на площади Тяньаньмэнь санкций, а создание и поставки ряда ключевых узлов и агрегатов европейскими и американскими компаниями мотивировалось гражданскими проектами. Всё заказанное на Западе оборудование якобы предназначалась для гражданского вертолёта среднего класса.

Китайцам удавалось около 10 лет вводить в заблуждение «западных партнёров». Так, компании Eurocopter и Agusta получили за помощь в разработке трансмиссии, системы управления и пятилопастного несущего винта более $100 млн. Детали кабины вертолёта и авионика во многом повторяют изделия компаний Thomson CSF и Thales. На китайском ударном вертолёте, получившем обозначение Z-10 используется американская шина данных MIL-STD-1553.

В СМИ публиковалась информация, что на Z-10 использовался прицельно-обзорный комплекс, созданный южно-африканской компанией Advanced Technologies and Engineering (ATE). Компания United Technologies, являющаяся дочкой корпорации Pratt & Whitney Canada поставила китайской корпорации Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) партию двигателей PT6C-76C. Однако после вмешательства американского правительства компания United Technologies была оштрафована на $75 млн. Прекращение поставок американских двигателей несколько затормозило процесс доводки и принятия на вооружение Z-10.

В итоге серийные вертолёты оснащены двумя китайскими турбовальными двигателями Zhuzhou WZ-9 с взлётной мощностью 1 285 л. с.

Помимо западной помощи, в 1995 году было заключено секретное соглашение с российской стороной, в соответствии с которым Конструкторское бюро Камова и CAIC создали совместную проектную группу, в течение 2,5 лет работавшую над каталогом чертежей. Как сообщил представитель российской компании, инженерно-расчётная группа КБ Камова выполняла проектировочные работы в соответствии с параметрами и компоновочной схемой, предложенной китайской стороной.

Параллельно с легальными и полулегальными поставками с Запада и российской конструкторской поддержкой, китайская техническая разведка активно собирала информацию, касающуюся вертолётов АН-64А Apache и PAH-2 (HAP) Tiger.

Так, на китайском вертолёте Z-10 используется нашлемная система прицеливания, сходная с американской Honeywell M142 Integrated Helmet. Полёты в темное время суток обеспечиваются аппаратурой, построенной на базе французских и израильских разработок.

Западные боевые вертолёты для Китая
Боевой вертолёт Z-10
Таким образом, вертолёт Z-10 стал конгломератом западных узлов и технологий, но при этом он создан китайскими специалистами, и, в отличие от Z-9, изначально не базируется на иностранной конструкции. Фотографии Z-10 в полёте появились в 2006 году.

По мнению западных экспертов, возможности экипажа вертолёта Z-10 в части поиска целей и применения управляемого вооружения примерно соответствуют американскому вертолёту АН-64А. Однако защищённость китайского вертолёта уступает американским и российским машинам такого класса. В то же время Z-10 оснащен всем необходимым набором аппаратуры противодействия средствам ПВО и датчиками обнаружения радиолокационного и лазерного облучения.

Западные эксперты утверждают, что аппаратура, установленная на китайских машинах, сравнима с аналогами, имеющимися на «Апачах», «Мангустах» и «Тиграх». Если в баллистической защищенности и весовом совершенстве китайские боевые вертолёты пока уступают современным зарубежным ударным винтокрылым машинам, то сомневаться в уровне китайской электроники оснований нет. Бортовая система самообороны, известная как YH-96, в автоматическом режиме анализирует возможные угрозы и в случае необходимости может самостоятельно генерировать помехи и осуществлять отстрел тепловых и радиолокационных ловушек. Навигация обеспечивается приёмниками сигналов системы спутникового позиционирования Бэйдоу.

Согласно информации, озвученной в китайских СМИ, часть вертолётов Z-10 оснащена БРЛС миллиметрового диапазона. Якобы эта станция ничем не уступает американской надвтулочной AN/APG-78 Longbow. Китайский радар, известный как YH ММЗ FCR, весит около 70 кг, что значительно меньше массы БРЛС «Арбалет», имеющейся на Ми-28Н.

Лётные данные боевого вертолёта Z-10 достоверно неизвестны. По всей видимости, максимальный взлётный вес находится в пределах 6 700–7000 кг. Исходя из соотношения мощности энергетической установки и массы, можно предположить, что максимальная скорость вертолёта около 300 км/ч, а скороподъёмность 10 м/с. Согласно сведениям, опубликованным в китайских СМИ: дальность полёта превышает 800 км, а на внешних узлах подвески можно разместить боевую нагрузку массой 1 500 кг.

Западные боевые вертолёты для Китая
Вертолёт Z-10 вооружен подвижной артиллерийской установкой с 23-мм пушкой. Однако китайские военные не удовлетворены могуществом действия 23-мм снаряда, в связи с чем принято решение о применении 25-мм пушки, созданной на базе американской M242 Bushmaster.

На четырёх узлах наружной подвески могут быть размещены блоки с 57–90-мм НАР калибра 57–90-мм, контейнеры с 7,62-мм, 12,7-мм или 14,5-мм многоствольными пулемётами или 35–40-мм автоматическими гранатомётами. Для борьбы с воздушным противником предназначены УР TY-90 с дальностью пуска до 8 км или PL-7 и PL-9 с дальностью до 15 км. Однако главным оружием считаются управляемые ракеты HJ-10. В западных справочниках пишут, что эта ракета является китайским аналогом ПТУР AGM-114 Hellfire.

Численность вертолётов Z-10, имеющихся в армейской авиации НОАК, точно не известна. Но согласно подсчёту, сделанному на основании имеющихся в свободном доступе спутниковых снимков, их может быть около 120 единиц.

Западные боевые вертолёты для Китая
Спутниковый снимок Google Earth: вертолёт Z-10 с надвтулочной РЛС на авиабазе Баодин
Кроме того, озвучена информация, что специально модифицированные Z-10 наряду с транспортно-десантными Z-8 вошли в состав авиагрупп, базирующихся на универсальных десантных кораблях Type 071, и предназначены для огневой поддержки десанта.

Известно о новой модификации китайского боевого вертолёта Z-10 с двигателем, способным обеспечить на взлёте мощность до 1 800 л. с. При прежних геометрических размерах максимальный взлётный вес модернизированного Z-10 может достичь 10 000 кг. То есть приблизиться по этому показателю вплотную к «Апачу». По всей видимости, резерв грузоподъемности будет использован для повышения защищённости, боевой нагрузки и ёмкости топливных баков.

Вертолёт Z-11

Во второй половине 1980-х в КНР была передана лицензия для производства вертолёта Eurocopter AS.350 Ecureuil. Производство французского «Экюрея» началось в 1977 году, и этот весьма удачный лёгкий вертолёт пользовался популярностью у покупателей в разных странах.

Первый полёт китайского «Экюрея», получившего обозначение Z-11, состоялся в 1998 году. Поначалу при сборке лёгких вертолётов устанавливались французские двигатели Turbomeca Arriel 2B мощностью 847 л. с. Но позже их заменили китайскими WZ-8D.

Западные боевые вертолёты для Китая
Вертолёт Z-11
Первоначально Z-11 применялся в качестве «летающей скорой помощи», для доставки срочной корреспонденции и особо важных персон. Так как китайская армия остро нуждалась в вертолётах разведки, наблюдения и корректировки артиллерийского огня, на нескольких машинах смонтировали приборы артиллерийских наблюдателей и радиостанции для связи с наземными подразделениями.

В 2005 году на вооружение поступил Z-11W, предназначенный в основном для сил специальных операций. Вертолёт имеет прицельно-обзорную систему, размещённую над кабиной, и вооружен четырьмя ПТУР HJ-8. Вместо управляемых ракет можно подвесить шестиствольные 7,62-мм пулемёты CS/LM12, 40-мм автоматические гранатометы LG3 или блоки с 57-мм НАР. Общий вес боевой нагрузки достигает 450 кг.

Вертолет с максимальным взлётным весом 2 200 кг вмещает двух пилотов и трех десантников. В варианте огневой поддержки в пассажирском отсеке может быть установлен дополнительный топливный бак ёмкостью 225 л. Без использования дополнительного топливного бака дальность полета составляет 580 км. Максимальная скорость полёта – 278 км/ч. Крейсерская – 220 км/ч.

Западные боевые вертолёты для Китая
Вертолёт Z-11WB
Лёгкий боевой вертолёт Z-11WB оснащен подвижной тепловизионной камерой и лазерным дальномером-целеуказателем. Данная машина способна нести широкий спектр вооружения: ракеты с лазерным, тепловым и телевизионным наведением, малогабаритные управляемые бомбы FT-9 и YZ-212D, УР «воздух-воздух» TY-90 и разнообразные пулеметно-пушечные контейнеры. Экспортная стоимость лёгкого ударного вертолёта, способного вести боевые действия ночью, оснащенного передовой оптоэлектронной аппаратурой и современными системами вооружения, составляет около $10 млн, что делает его привлекательным для небогатых стран.

Вертолёт Z-19

Одновременно с созданием ударного вертолёта Z-10 в Китае решили подстраховаться и на основе достаточно хорошо освоенного Z-9 сделать относительно лёгкую разведывательно-ударную машину. По сравнению со слабо защищенным Z-9W, вооруженным ПТУР, новый двухместный Z-19 лучше подходит для ведения воздушной разведки и нанесения ударов по наземным целям. При этом риск неудачи, по сравнению с создававшимся с нуля Z-10, был гораздо меньше.

Отказ от пассажирской кабины при сохранении прежних лётных данных и максимального взлётного веса давал возможность улучшить защищённость и количество оружия на борту. С прежней силовой установкой вертолёт Z-19 стал короче примерно на 1,5 м. Он имел более узкий фюзеляж и тандемную кабину.

Западные боевые вертолёты для Китая
Вертолёт Z-19
Первый полёт Z-19, разработанного компанией Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (HAMC), состоялся в мае 2010 года. Так как в Z-19 в значительной степени использовались хорошо освоенные узлы и агрегаты вертолёта Z-9 и БРЭО, уже опробованное на первых прототипах Z-10, испытания шли очень быстро. Несмотря на то, что головной прототип Z-19 был разбит в сентябре 2010 года, в 2011 году начались войсковые испытания первой предсерийной партии.

Благодаря рулевому винту типа фенестрон и ряду мероприятий по снижению шумности, акустическая заметность Z-19 намного меньше, чем у многих других боевых вертолётов. Кроме того, по сравнению с Z-9 уменьшена тепловая и радиолокационная заметность.

На Z-19 нет подвижной пушечной турели, на этом месте размещён шар с оптоэлектронной прицельно-поисковой аппаратурой и приборами ночного видения, а также с лазерным дальномером-целеуказателем. Для парирования разного рода угроз ударно-разведывательный вертолёт оснащён датчиками и оборонительными системами, аналогичными тем, что используются на Z-10.

Западные боевые вертолёты для Китая
Вертолёт Z-19 способен нести широкий набор вооружения, в том числе ПТУР с лазерным наведением, блоки НАР и подвесные пулемётно-пушечные контейнеры. Вес боевой нагрузки на внешних узлах официально не озвучивался, но по экспертным оценкам он может достигать 700–800 кг.

Западные боевые вертолёты для Китая
Вертолёт Z-19 с надвтулочной БРЛС
Имеются снимки Z-19 с надвтулочной БРЛС миллиметрового диапазона и ПТУР HJ-10. Такая же радиолокационная станция предназначена для установки на боевых вертолётах Z-10.

О защищённости вертолёта сведений нет. Можно предположить, что кабина и наиболее важные части Z-19 выдерживают обстрел пулями винтовочного калибра.

Лётные данные Z-19 находятся на уровне вооруженного варианта Z-9. Вертолёт с максимальным взлётным весом 4 500 кг, с полной заправкой топливных баков способен находиться в воздухе 4 часа. За это время он может пролететь около 800 км.

Максимальная скорость полёта – 280 км/ч. Крейсерская – 240 км/ч. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей WZ-8C мощностью 940 л. с.

В настоящее время китайским вооруженным силам поставлено более сотни лёгких разведывательно-ударных вертолетов Z-19. Зачастую они поступают в вертолётные бригады смешанного состава, где также эксплуатируются Z-10.

Продолжение следует…

Источник: topwar.ru