Вспомогательные движители фрегатов типа «Оливер Перри»

Вспомогательные движители фрегатов типа «Оливер Перри»
Издание The WarZone продолжает раскопки из истории вооружений, и вам предлагается ознакомиться с очередным интересным результатом. Статья написана 5 июля 2020 года, автор – Tyler Rogoway, а примечания мои собственные.

Неизвестная широкой публике особенность

«Фрегаты УРО типа «Оливер Перри» недавно попали в последние новости (статья, напоминаю, от 5 июля 2020 года), когда стало известно, что ВМС рассчитывает вернуть на активную службу те из них, что еще числятся в резерве и которые еще не успели отправить на слом. Такие слухи стали распространяться после известного заявления президента Трампа о намерении расширить боевой состав флота до 355 единиц. Эти корабли вряд ли были когда-либо на страницах новостей, всегда находясь где-то в нижней половине основного состава ВМС, хотя их возможности были хорошо известны. Однако одна их особенность, хотя и была в свое время весьма новаторской, осталась неизвестной широкой публике – это пара выдвижных поворотных вспомогательных движителей.

Ни Центр военно-морской истории, ни Командование военно-морских систем (а это самая крупная организация в американских ВМС, ответственная за строительство, ремонт и модернизацию и обслуживание кораблей), не смогли найти ни одного фото или видео этой системы. Единственные фотографии, которые нам удалось обнаружить, были опубликованы семь лет назад на форуме конструкторов радиоуправляемых моделей!

Вспомогательные движители фрегатов типа «Оливер Перри»
В официальных документах эта штука называется Auxiliary Power Pods (APPs). Они могут быть выдвинуты из корпуса и обеспечить движение со скоростью около 6 узлов, получая электроэнергию от судовых дизель-генераторов. То есть корабль может двигаться, пусть и с малой скоростью, без участия главной газотурбинной установки. Геометрически они расположены где-то под носовой частью надстройки.

Из фото следует, что АРР могут вращаться на 360 градусов. Они использовались как дополнительное средство при маневрах, швартовках, входе-выходе из порта и могли обеспечить кораблю высокую маневренность (то есть в таких ситуациях служили тем, что сейчас называется «носовое подруливающее устройство»). Но прежде всего они могли послужить своеобразным троллинговым двигателем большого размера, а в чрезвычайной ситуации помогали добраться, хоть и на малой скорости, до безопасного порта. Наличие такого вспомогательного средства передвижения сделало корабль с единственным гребным валом более надежным. Возможно, также, что «акустический почерк» фрегата при использовании АРР давал ему преимущества по сравнению с силовой установкой обычной схемы.

Примечание. Здесь мистер Роговэй применил сочетание trolling motor, который весьма странно звучит в применении к военному кораблю. Возможно, он увлекается рыбалкой, потому что этот термин как раз из арсенала рыбака-любителя.

Официальный ответ из Командования морских систем был почти таким же. Вспомогательная силовая установка (АРР) на фрегатах типа «О. Перри» служила двум целям. Поскольку они имели только один гребной вал, то с их помощью можно было управлять судном при неисправности основной силовой установки. Они также помогали при швартовках и в узкостях, давая кораблю превосходную маневренность. АРР были внедрены в конструкцию всей серии как часть новой кораблестроительной программы и никогда не подвергались модернизации.

В общем и целом эти азимутальные поворотные насадки были предшественниками Azipod, которые сейчас часто используются как главный и единственный движитель, в том числе и на военных кораблях. Эта своего рода «гибридная силовая установка» в некотором смысле опередила свое время, поскольку ВМС США только недавно начали применять их в надводном флоте, хотя и в гораздо больших масштабах.

Вспомогательные движители фрегатов типа «Оливер Перри»
Первым военным кораблем с гибридной силовой установкой и частичным электродвижением был десантный корабль USS Makin Island, вступивший в строй в 2009 году.

Примечание. Там хитрая и довольно сложная СЭУ с двумя газовыми турбинами по 35 000 л. с., шестью дизель-генераторами по 4 000 кВт и двумя гребными электродвигателями переменного тока 3 700 кВт, управляемыми через преобразователь частоты. Газовые турбины включаются лишь при скоростях более 12 узлов, а до того корабль представляет собой дизель-электроход. Примерно 70 % времени движение происходит на «электротяге», что дает значительную экономию топлива.

Эсминцы типа Arleigh Burke оборудуются подобной гибридной силовой установкой по программе модернизации.

Примечание. На самом деле гибридную СЭУ получил только один из них, после чего эту опцию из программы убрали – дороговато оказалось.

Самые современные Zumwalt имеют и вовсе экзотическую силовую установку.

Примечание. Zumwalt – электроход в чистом виде с единой энергетической системой, где главные дизель-генераторы питают и гребные электродвигатели, и снабжают электроэнергией все остальные системы корабля. Видимо, экзотикой это является только для военных, потому что такой принцип давно применяется на пассажирских лайнерах.

Фрегаты Oliver Hazard Perry все еще находятся на службе в военно-морских силах многих стран. Эти страны модернизировали корабли, оказавшиеся ненужными в США, установив новые системы оружия, РЛС, боевые системы и даже расширив двери вертолетных ангаров. Многие из них будут служить еще десятки лет.

Что до программы «355», то нам придется подождать и посмотреть, вернутся ли эти корабли с их причудливой вспомогательной силовой установкой на службу.»

Примечание. Насколько я смог понять, собрав сведения из Интернета, планы администрации Трампа на 355 кораблей все еще остаются планами. В 2021 году ВМС США представили Конгрессу судостроительную программу на ближайшие годы, сообщив, что намерены пока что иметь в строю 321 корабль. А вот братцы-китайцы… Они уже достигли отметки 355 и останавливаться не собираются.

Небольшое отступление

Фрегаты этого типа строились с 1975 по 2004 год как недорогая замена кораблям, оставшимся во флоте со времен Второй мировой войны. Средняя цена одного фрегата получилась в районе 122 млн долларов, и их настроили в количестве 71 штуки. Их длина была 138 метров, ширина 14 метров и водоизмещение 4 100 тонн. Силовая установка состояла из двух газовых турбин LM2500-30 суммарной мощностью 41 000 л. с., работающих на один гребной вал с винтом регулируемого шага, обеспечивающих максимальную скорость 29 узлов и дальность плавания 4 500 миль на скорости 20 узлов. Корабли долгое время были основой эскортных сил американских ВМС и успели поучаствовать в нескольких боевых эпизодах.

В мае 1987 года, во время «танкерной войны» в Заливе USS Stark получил в борт две ракеты Exocet, запущенных с иракского истребителя, но сумел справиться с повреждениями и после временного ремонта в Бахрейне своим ходом добрался до родного порта. На следующий год USS Samuel B. Roberts подорвался на иранской мине, но остался на плаву. Хотя его силовая установка полностью вышла из строя (обе газовые турбины сместились с фундаментов), он смог выбраться из заминированного района, используя те самые АРР. Затем фрегат был погружен на судно для перевозки нестандартных тяжеловесных грузов Mighty Seven 2 и перевезен в Штаты для ремонта.

Ремонт занял 13 месяцев, после чего фрегат вернулся в строй. В том же году USS Simpson совместно с крейсером USS Wainwright потопили иранский ракетный катер, который осмелился их атаковать. Корабли отличались большой живучестью. Например, в 2016 году фрегат этого типа был выбран учебной целью для учений RIMPAC-2016, во время которых в него попали четыре ракеты «Гарпун», две ракеты «Хеллфайр», одна «Маверик», 900-кг бомба Mark-84, а затем 225-кг управляемая бомба GBU-12 и в завершение торпеда Mark48, переломившая корабль пополам и окончательно его утопившая.

В конце 1990-х ВМС США начали вывод фрегатов из активной службы, перевод их в резерв, а затем и разделку «на иголки». На конец 2021 года в резерве все еще числилось 15 единиц.

Вот такая вот история. Раскопки продолжаются.

Источник: topwar.ru