Ту-214Р в специальной военной операции на Украине: не прошло и года

Ту-214Р в специальной военной операции на Украине: не прошло и года
Примерно семь месяцев назад, когда специальная военная операция (СВО) на Украине только началась, и мы все были воодушевлены её достижениями и надеждой на скорую победу, автором настоящей статьи был опубликован материал «Спецоперация России на Украине: развеять туман войны». Одним из ключевых тезисов указанной статьи являлось обоснование необходимости обязательного применения в ходе спецоперации на Украине новейших самолётов-разведчиков Ту-214Р.

На момент написания той статьи никакой информации о применении Ту-214Р в ходе спецоперации не было, хотя данные о том, что этот самолёт испытывали в Сирии, были. Более полугода ничего не менялось, самолёты Ту-214Р в ходе спецоперации, судя по всему, не применялись, колонны украинской бронетехники безнаказанно выдвигались на передовую, новейшие американские реактивные системы залпового огня (РСЗО) HIMARS (по сути, в текущем исполнении «Хаймарсы» – это не РСЗО, а тактические ракетные комплексы управляемого вооружения класса «земля-земля») и гаубицы M777 безнаказанно наносят удары по вооружённым силам Российской Федерации (ВС РФ), мирным населённым пунктам и особо опасным объектам, таким как Запорожская атомная электростанция (АЭС).

Чуть позже, в июне 2022 года, необходимость использования самолётов Ту-214Р рассматривалась в статье «Вопросы по использованию самолётов ДРЛО, разведки и боевого управления в ходе СВО на Украине».

И вот наконец 24 сентября 2022 года, согласно информации, просочившейся в прессу, в ходе специальной военной операции на Украине ВС РФ впервые применили самолет-разведчик Ту-214Р.

Свершилось. Не прошло и года, всего-то – 7 месяцев.

Хотя первый из двух заказанных самолётов-разведчиков Ту-214Р поднялся в воздух ещё в далёком мае 2012 года – более десяти лет назад.

Ту-214Р – долгий путь в небо

Ту-214Р – это самолёт комплексной радиотехнической и оптической разведки. Его задачи отличаются от задач самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) типа А-50. Вместо грибообразной антенны над фюзеляжем, имеющейся у самолёта А-50, Ту-214Р оборудован боковыми конформными радиолокационными станциями (РЛС) с фазированными антенными решётками (ФАР), расположенными вдоль фюзеляжа. Впрочем, основное отличие Ту-214Р не в расположении РЛС, поскольку существуют и самолёты ДРЛО, у которых РЛС также расположены вдоль бортов фюзеляжа.

Основное отличие – это приоритетная работа по выявлению, распознаванию и селекции наземных целей, и наведению на них различных средств их уничтожения – артиллерии, РСЗО, авиации. Не исключено, что Ту-214Р умеет работать и по воздушным целям, но в приоритете для него именно наземные (возможно, что и надводные). Также на Ту-214Р имеется оптико-электронная система высокого разрешения «Фракция», предположительно, благодаря которой можно обеспечить эффективное распознавание, обнаруженных целей.

Далее, началась какая-то кутерьма – по открытым данным, опубликованным в средствах массовой информации (СМИ), Главное разведывательное управление (ГРУ), к которому относится самолет, осталось недовольно Ту-214Р, в первую очередь его продолжительностью полета, и направило в МО РФ письмо с предложением отказаться от дальнейших закупок этой машины.

Во-первых, почему Ту-214Р вообще относится к ГРУ – чтобы усложнить взаимодействие с военно-воздушными силами (ВВС) и сухопутными войсками (СВ), силы и средства которых он должен оперативно наводить на выявленные цели? А во-вторых, у нас что, есть альтернатива? Десятки-сотни самолётов-разведчиков и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различного назначения? Можно ещё понять, если проблемы были бы связаны с работой радиолокационного оборудования этого самолёта, но если придирки были только в части носителя, самолёта Ту-214 (Ту-204), то любые искусственные задержки с созданием самолёта-разведчика Ту-214Р – это гораздо больше, чем ошибка.

Характерно, что в США используется самолёт-разведчик Boeing E-8 JSTARS, выполненный на базе носителя Boeing 707. Так вот, лётные характеристики Boeing E-8 JSTARS (Boeing 707) и Ту-214Р сопоставимы. При этом Boeing E-8 JSTARS был введён в эксплуатацию ещё в 1991 году, и на текущий момент у ВВС США имеется семнадцать таких машин.

Ту-214Р в специальной военной операции на Украине: не прошло и года
Лётные характеристики российского Ту-214Р (слева) и американского E-8 JSTARS (справа) практически идентичны. Изображение wikipedia.org
Будь у российских ВВС семнадцать Boeing E-8 JSTARS (подразумеваем работоспособный Ту-214Р), то сопротивление ВСУ уже давно было бы подавлено – крайне сложно, практически невозможно побеждать в условиях, когда каждый твой шаг заведомо известен противнику.

Так почему Ту-214Р был применён с такой задержкой? Ответ на этот вопросы мы, скорее всего, никогда не узнаем. Возможно, что на этапе испытаний в Сирии в работе Ту-214Р были обнаружены серьёзные недостатки всё-таки именно радиолокационного комплекса, которые и устраняли всё это время. А возможно, что это лишь следствие той неразберихи, что сопровождает СВО с самого начала.

Ту-214Р в специальной военной операции на Украине: не прошло и года
Такое изображение видит перед собой оператор американского самолёта-разведчика E-8 JSTARS. Изображение wikipedia.org
Какие преимущества даст Ту-214Р российским вооружённым силам и к каким последствиям приведёт его применение?

Катализатор победы

Если комплекс работоспособен, то он позволит мгновенно вскрывать перемещение всех тех подкреплений, что ВСУ направляет на передовую. Также Ту-214Р обеспечит вскрытие позиций ракетных установок HIMARS и других дальнобойных комплексов вооружений, имеющихся сейчас у ВСУ, и тех, что будут поставлены западными пособниками укронацистов в будущем.

Кратное повышение эффективности работы российской авиации, артиллерии и ракетного оружия заставит задуматься высшее руководство Украины – вряд ли уже они решаться шастать по территории левобережной Украины.

Будет существенно ослаблен поток западного оружия, направляемого на Украину, во-первых, потому что оно будет оперативно уничтожаться сразу после прибытия на передовую, во-вторых, эффективность его уничтожения заставит страны Запада задуматься о целесообразности поставок вооружений в принципе.

Не стоит забывать и про Запорожскую АЭС – возможно, именно самолёты Ту-214Р позволят отучить ВСУ от нанесения по ней самоубийственных для Украины ударов.

Ту-214Р в специальной военной операции на Украине: не прошло и года
Маршрут полёта самолёта E-8 JSTARS ВВС США у границы с Украиной 23 марта 2022 года – наши враги во всю используют возможности этих машин. Изображение wikipedia.org
Учитывая то, что в настоящее время ВСУ ведут активные наступательные операции на некоторых участках фронта, применение Ту-214Р потенциально позволит переломить ситуацию в пользу российских вооружённых сил.

Если руководство Российской Федерации решится уничтожить транспортные пути через Днепр, то самолёты Ту-214Р позволят в кратчайшие сроки «перемолоть» остатки ВСУ на территории левобережной Украины.

Несомненно одно: самолёты типа Ту-214Р, равно как и самолёты ДРЛО – исключительно важны для ВС РФ. Проведение спецоперации на Украине вскрыло значительные проблемы с обеспечением ВС РФ разведывательной информацией. Не хватает данных не только авиационной, но и спутниковой разведки. Можно только приветствовать привлечение самолётов Ту-214Р, пусть и с существенной задержкой, к деятельности в рамках проводимой Россией спецоперации на территории Украины и надеяться, что результаты этой работы станут одним из краеугольных камней в построении нашей Победы.

Источник: topwar.ru