Стрелять как можно дальше: французы

Стрелять как можно дальше: французы
Сверхдальнобойное орудие фирмы «Шнейдер». Имело скрепленный ствол калибра 210-мм, одна треть которого была нарезной, а другая была гладкой. Орудие могло вести прицельный огонь лишь с изогнутой железнодорожной колеи, причем желательно v-образной формы, поскольку только в этом случае получался достаточно значительный угол обстрела

«Выстрел был бесшумен. Но отдача
фантастических лафетов прокатилась подземным гулом,
как страшное землетрясение. Удар этот был отмечен
сейсмографическими станциями даже в Мексике.
Во многих городах близлежащих стран
остановились потревоженные настенные часы».

Александр Казанцев «Пылающий остров»
Тяжелая артиллерия Первой мировой войны. А было так, что в марте 1918 года во Франции была создана Комиссия для изучения орудий, которые могли бы стрелять на очень больше расстояние. Причина была более чем актуальной: германские войска 23 марта 1918 года начали обстрел Парижа из сверхдальнобойного орудия «Труба Кайзера Вильгельма». Кроме того, выяснилось, что немецкие 35,5-см и 38-см орудия, стоявшие на линкорах, также значительно превосходили лучшие французские корабельные орудия ещё с 1916 года, и с этим тоже надо было что-то делать.

Итогом работы комиссии стал заказ фирмам «Сен-Шамон» и «Шнайдер» дальнобойных пушек, получивших французское обозначение TLP (орудия очень дальней стрельбы). Уже в июне 1918 года были проведены испытания 37-мм пушек с длиной стволов L/100 и L/160 для оценки внутренней баллистики очень длинных стволов.

А в конце 1918 года опытная пушка L/60 калибра 145-мм сделала целых 80 выстрелов с начальной скоростью 1 170 м/с, прежде чем ствол её был изношен. В итоге к моменту заключения перемирия в ноябре 1918 года с пушками TLP никаких особых результатов французы не достигли, хотя недостатка в проектах у них не было. Но заниматься ими стали уже после перемирия. Для этого было выделено пять 340-мм стволов L/45 Mle 1912 года, которые были изготовлены для линкоров «Нормандия», строить которые с окончанием войны французы не стали.

В проектах «Шнейдер» TLP использовался лафет, разработанный для девяти 340-мм железнодорожных пушек Mle 1912, поставленных армии в 1919 году. Он весил 270 тонн и использовал деревянные опоры поглощения отдачи, то есть систему, аналогичную той, что использовалась на многих железнодорожных транспортерах того времени. Очевидной проблемой транспортера фирмы «Шнейдер» было полное отсутствие горизонтальной наводки, поэтому стрелять можно было только с криволинейной железнодорожной ветки, ориентированной на цель.

Конструкторы фирмы решили уменьшить калибр 340-мм до 240-мм, 210-мм и 224-мм калибров, то есть создать орудие, аналогичное «Трубе кайзера…». Три различных орудия TLP в большой тайне были изготовлены с 1920 по 1929 год, причем делали их в тайне, потому что французы были обеспокоены реакцией Британии на разработку орудий, которые могли бы обстреливать порты на Ла-Манше из Франции. Однако работа и без того шла очень медленно, поскольку расходы на оборону после Первой мировой войны были сильно сокращены.

Получившееся орудие имело калибр 240 мм, хотя ствол у него был от 340-мм пушки. Испытания прошли в 1924 году и были неутешительными. Максимальная достигнутая дальность полета снаряда составила около 50 000 м при угле возвышения ствола 37°. 170-килограммовые снаряды для пушки имели единую полосу готовых нарезов, аналогичную немецкой «Трубе Вильгельма».

Снаряды в этом и других дальнобойных орудиях испытывали столь сильное ускорение при стрельбе, что обычные медные пояски нельзя было использовать, так как при стрельбе они срывались со снаряда. Немецкое решение, скопированное Шнайдером, заключалось в использовании нарезов на корпусе снаряда, которые при заряжении аккуратно входили в зацепление с нарезами ствола орудия.

Ещё одной проблемой для проекта TLP стало нахождение полигона для стрельбы на столь большую дальность. В итоге решили разместить орудия на Сен-Пьер-Кибероне, полуострове в Южной Бретани, и вести огонь на запад, чтобы снаряды падали в Атлантический океан. Для наблюдения за выстрелами была создана целая серия наблюдательных станций на южном побережье Бретани. Там же была оборудована и подводная микрофонная сеть для записи звука удара снаряда о воду.

В 1921 году испытали орудие калибром 210-мм. Начальная скорость снаряда оказалась равной 1 339 м/сек, но максимальная достигнутая дальность стрельбы оказалась невелика из-за того, что снаряды кувыркались в полете. Было обнаружено, что ствол калибра 210 мм очень быстро изнашивается, поэтому орудие вернули на завод для замены на калибр 224 мм. Испытания 224-мм пушки в ноябре 1927 года позволили достичь дальности стрельбы около 93 000 м.

Повторно эту дальность удалось получить при стрельбах 1929 и 1930 годов. Однако в июне 1930 года пушка испытала сильное избыточное давление в казенной части, которое, как было установлено при осмотре, было вызвано сильным износом нарезов в этом месте. После осмотра специалисты фирмы «Шнайдер» пришли к выводу, что чинить орудие смысла не имеет.

Стрелять как можно дальше: французы
Орудие фирмы «Шнейдер» перед выстрелом. Выяснилось, что при угле возвышения равном 50º снаряд часть пути пролетает в стратосфере, где сопротивление воздуха является минимальным. Это-то и позволяло и германским сверхдальнобойным орудиям, а теперь ещё и французской пушке посылать свои снаряды более чем на 100 км
Пушка со стволом L/150 представляла собой орудие со стволом L/100 – плюс наделка гладкого ствола L/50. Лафет изменили так, что ствол стало возможным поднимать на угол 50º. Заряжать ему можно было при возвышении ствола 16,5°.

Интересно, что гладкоствольный удлинитель ствола перевозился на отдельной машине, а перед стрельбой они должны были свинчиваться. Жесткость ствола обеспечивалась регулируемыми тросами, опять-таки, все точно так же, как и у немцев. Ничего лучшего французы придумать так и не смогли.

Первые испытания были проведены в марте 1929 года, когда было выпущено семь 150-килограммовых снарядов на дальности от 71 000 м до 107 000 м. В ноябре 1929 года два модифицированных 142-кг снаряда были выпущены на расстояние 118 000 и 127 800 м при начальной скорости 1 520 м/сек. Дальнейшие испытания в 1931 году были проведены со 146-килограммовыми снарядами с двумя полосами готовых нарезов на дальности от 104 000 м до 121 600 м. После 35 выстрелов ствол пришел в негодность, а сама пушка помещена на хранение. В начале Второй мировой войны он все еще находился на хранении, и, хотя предлагалось перевести пушку на 220-мм калибр, до немецкого вторжения в 1940 году ничего сделано так и не было.

Стрелять как можно дальше: французы
Дальнобойное орудие фирмы «Сен-Шамон»
Подход фирмы «Сен-Шамон» к орудию TLP сильно отличался от подхода фирмы «Шнайдер». Вместо вторичного использования уже существовавшего железнодорожного орудийного лафета инженеры «Сен-Шамона» спроектировал новый лафет с центральной орудийной платформой, которая могла поворачиваться по азимуту на 360°. Ствол орудия сохранил обычную морскую люльку и цилиндры отдачи, поэтому подготовка к стрельбе, по-видимому, была ограничена лишь временем выдвижением выносных опор, которые предотвращали опрокидывание лафета при стрельбе с рельсового пути.

Проект «Сен-Шамона» был утвержден в ноябре 1918 года, а единственный опытный образец прошел испытания в 1926 году. 240-мм пушка L/51 достигла максимальной дальность стрельбы в 59 000 м. А вот дальше вмешались коммерческие императивы. В 1924 году компания «Шнейдер» купила компанию FAMH («Сен-Шамон»). Прототип TLP-пушки «Сен-Шамон» был продан в Японию в 1930 году уже как пушка «Шнейдера» и принят на вооружение как 240-мм железнодорожная пушка Тип 90.

Японская армия использовала эту железнодорожную пушку для усиления береговой обороны Токийского залива. В 1941 году её передислоцировали на территорию Маньчжурии в расположение Квантунской армии, где она оставалась до 1945 года. С началом советского наступления в Маньчжурии пушка недолго была в действии, и вскоре отступающая Квантунская армия её уничтожила.

Стрелять как можно дальше: французы
Транспортер «Сен-Шамон». В основании платформы хорошо видны выдвигающиеся балки, под которыми перед выстрелом следовало складывать клети из шпал. Можно было стрелять и без них, но тогда железнодорожное полотно подвергалось излишне сильному воздействию, да и откатывалось орудие после выстрела очень уж на большое расстояние
Нужно отметить, что максимальная дальность стрельбы лучших орудий французской тяжелой рельсовой артиллерии (ALVF), стоявших на вооружении в 1918 году, не превышала 37 000 м для 340-мм орудия фирмы «Сен-Шамон», в то время как германские орудия калибром 380-мм и 355-мм уже достигали дальности 47 000 и 62000 м соответственно.

Источник: topwar.ru