«Спитфайры» над Киевом – это реальность?

«Спитфайры» над Киевом – это реальность?
«Для эффективного поражения беспилотных летательных аппаратов противника «украинцам будет достаточно и истребителей «Spitfire», жаль, что мы их больше не производим», — сказал Борис Джонсон, бывший премьер-министр Великобритании.

О да, от сверх экстенсивного британского премьера (пусть и бывшего) в годы его правления мы слышали много… неординарного. Но в этот раз Борис оказался прав. Ну… почти прав. Конечно, определенный перегиб имел место, но куда сегодня без такого?

Итак, что имел в виду Джонсон, когда говорил о «Спитфайрах»? А он, как это ни странно, имел в виду именно «Спитфайры»! Да, те самые «Супермарин Спитфайр», которые прекрасно зарекомендовали себя в небе Второй Мировой войны и заслуженно вошли в пантеон лучших истребителей.

«Спитфайры» над Киевом – это реальность?
Всего было построено 20 351 «Спитфайр», включая двухместные учебно-тренировочные машины. На данный момент в состоянии летной годности находятся 44 машины (по другим данным, 53 самолета).

И вот эти самолеты Джонсон предлагает отдать Украине.

«Спитфайры» над Киевом – это реальность?
Глупость? Отнюдь. Небольшое непонимание, вызванное отсутствием военной практики, но что взять с этих еврожурналистов, ставших политиками, не так ли?

В то же время, неоднократно (последний раз не так уж и давно, вот здесь: «Шахед»-«Барвінок» над российскими городами: перспективы и варианты и «Шахеды» над Россией: как с ними бороться) я говорил о методах борьбы с БПЛА, к которым мы, возможно, еще и придем.

В свете этих раскладов, предложенное Джонсоном не такая уж и шутка, как это посчитали некоторые. В шутке бывшего премьера очень мало шутки, как таковой и много рационализма, если правильно додумать.

Итак, «Спитфайр» в версии Mk IXE, оснащенный двигателем Rolls-Royce Merlin 66, мощностью 1575 л.с., развивал скорость почти 650 км/ч на высоте 6 400 м, а практический потолок машины достигал 12,5 км.

«Спитфайры» над Киевом – это реальность?
Истребитель был вооружен двумя 20-мм пушками «Испано» Mk.II с боекомплектом 120 снарядов на ствол и двумя 12,7-мм пулеметами «Браунинг» M2 с боекомплектом 250 патронов на ствол. Могли быть варианты с четырьмя пушками (боекомплект тогда состоял из 145 снарядов у пушек ближе к корню крыла и 135 снарядов у внешних) или четырьмя пулеметами «Браунинг» калибром 7,62-мм и боекомплектом 350 патронов на ствол.

Скажете, были самолеты и получше? Да, были. Но этот самый массовый «Спитфайр» на момент 1943 года и воевал он весьма прилично. «Девятка» служила до самого конца войны.

«Спитфайры» над Киевом – это реальность?
В столь подробно расписываемом комплекте вооружения и ЛТХ кроется суть.

Возьмем некоторые БПЛА западного производства. Просто для примера и потому, что о них больше данных. Американский разведывательно-ударный MQ-9 Reaper оснащен турбовинтовым двигателем, который разгоняет аппарат до скорости более 400 км/час.

«Спитфайры» над Киевом – это реальность?
Практический потолок «Reaper» составляет 13 тыс. м, но реально летают они ниже. MQ-1C «Grey Eagle» обладает более низкой скоростью в 250 км/ч и потолком в 8 800 метров, зато тащит на себе приличный комплект вооружения. И турецкий «Bayraktar» TB2 обладает сходными характеристиками.

Здесь, на мой взгляд, больше всего важна высота, на которой действуют эти совсем небольшие в сравнении с самолетом, аппараты. Мы уже говорили о том, что далеко не всякий ЗРК может уверенно обнаружить и уничтожить беспилотник класса MALE/HALE, да и у самолетов эффективность будет не очень высокой из-за скорости.

Вертолеты же наоборот, не годятся средства противодействия и по высоте, и по скорости. Тот же наш прекрасный Ка-52, имеющий максимальную скорость в 350 км/ч может просто не догнать тот же MQ-9 на догонном курсе. А уж мечтать о том, что вертолет сможет забраться на высоту 7-8 тысяч метров и там эффективно работать… Нет, эта машина создана для совсем иных задач.

А вот поршневой истребитель вполне успешно действует во всем упомянутом диапазоне высот и скоростей, его вооружение позволяет в считанные секунды сделать из любого беспилотного летательного аппарата решето. Особенно эффективными могут быть 7,62-мм пулеметы. Они просто выплюну тучу пуль, из которых что-то да залетит в беспилотник. И боекомплект у того же «Спитфайра» из 280 снарядов и 500 патронов несколько увесистее смотрится, чем 480 снарядов у F-22 или 150 снарядов у Су-35. Несмотря на то, что б/к у американского самолета вроде как выше, шестиствольная пушка выплюнет все это за две секунды. А 80 снарядов на ствол – это не так уж и много.

Ну и говорить на тему того, почем стоит поохотится на современном истребителе за БПЛА, говорить не стоит. 60 тысяч долларов за час полета – это перебор. Это у F-35, истребители поколения 4+ обойдутся дешевле, но не так, как хотелось бы.

А если мы говорим о перехвате БПЛА типа иранских «Шахедов», то тут вообще тоска и печаль. Они еще меньше ударных и стратегических разведчиков, и справляться с ними еще сложнее. И применять по ним современные истребители 4 и 5 поколений — вообще бессмысленно переводить ресурс самолетов сами знаете, на что.

Конечно, идея Джонсона использовать самолеты восьмидесятилетней давности в боевом режиме – это глупая бравада. Никто не знает толком, какой ресурс остался у этих откровенно музейных экспонатов, а говорить об обеспечении их запчастями и расходниками вообще не приходится. 44 «Спитфайра» — это достояние истории, и прекрасно, что они могут летать хотя бы в демонстрационно-ознакомительных целях. И для них есть бензин, масла, свечи, фильтра и все остальное.

Но использовать их для выполнения боевых задач мог предложить исключительно человек, ничего не сведущий в авиационном деле.

Однако, даже в таком предложении Джонсона есть рациональная фасолина.

И здравая мысль заключается в том, что на борьбу с относительно небольшими по размерам и нескоростными по авиационным меркам целями типа БПЛА можно отправить современные поршневые самолеты.

Швейцарский РС-9 «Пилатус», Бразильские ЕМВ-312 «Тукан» и ЕМВ-314 «Супер Тукан» — вот если не панацея, то вполне возможный вариант развития дальнейших событий. С удовольствием добавил бы в этот список и российский самолет, но увы, у нас ничего похожего нет. Хотя у нас еще многое впереди и стоило быть готовыми ко всему.

«Спитфайры» над Киевом – это реальность?
РС-9 «Пилатус»
«Спитфайры» над Киевом – это реальность?
ЕМВ-312 «Тукан»
«Спитфайры» над Киевом – это реальность?
ЕМВ-314 «Супер Тукан»
«Пилатус» и «Тукан» — это проверенные машины, скажем так, прошлого поколения, родом из 20 века. А вот «Супер Тукан» — это настоящее.

EMB-314 «Супер Тукан» — это легкий штурмовик от бразильской компании «Эмбраер».

«Спитфайры» над Киевом – это реальность?
Машина оснащена турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney PT6A-68/3 мощностью аж в 1600 л.с., который разгоняет самолет почти до 600 км/ч и поднимает по потолку выше 10 тысяч метров. В общем – вполне себе сопоставимо со «Спитфайром», вот только у «Супер Тукана» есть очки для ночных полетов, цифровая система управления оружием, система отображения данных на шлем пилотам, катапультируемые кресла и много других полезных современных наворотов.

Вооружение самолета состоит из двух 12,7-мм пулеметов FN Herstal M3 и 20-мм пушкой в подвесном контейнере на фюзеляжном узле. Плюс еще можно навесить около тонны других видов оружия.

В общем – вполне себе такой истребитель дронов, которому сделать это будет более чем просто. Учитывая наличие радаров и второго члена экипажа, который будет работать по поиску целей, не отвлекая пилота от управления.

Конечно, стоит помнить, что даже такие охотники за БПЛА ничего не смогут сделать в случае, если не будет налаженной и продуманной системы противовоздушной обороны. Уничтожению цели все равно должно предшествовать ее обнаружение.

Нужны не просто РЛС ПВО, способные работать по малоразмерным целям, а делать это на всем диапазоне высот полетов БПЛА. Плюс совершенно не помешает, а даже будет весьма полезен оптический канал. Опыт Украины показывает, как важна мобильность. То есть – наличие достаточного количества мобильных РЛС, которые будут работать в качестве станций наведения как для авиационных средств, так и для средств ПВО.

Кстати, о сопутствующих средствах ПВО. В указанных статьях уже выражалось мнение о том, каким видится противодроновое ПВО. Автоматические пушки калибром от 30-мм и выше – глупость, ибо должной плотности огня не обеспечат, а разорят расходом боеприпасов. Некоторые российские СМИ пели дифирамбы новой «Деривации».

«Весьма перспективным средством для борьбы с ударными БЛА представляется отечественный комплекс «Деривация-ПВО», оснащенный 57-мм автоматической пушкой с большой скорострельностью».

Осталось только дождаться, когда эта «Деривация» будет в металле и количестве, превышающем парадный расчет. Ну как вышло с «Арматой», «Курганцем» и прочими «Коалициями». Подозреваю – очень нескоро мы это увидим.

Но 57-мм снаряд с программируемым взрывателем ничуть не хуже 76-мм зенитного снаряда. Наверное. Точно можно будет узнать, когда снаряд сделают и испытают. Пока что – все из области сказок про «Армату».

Вообще уничтожение БПЛА, который стоит несколько сотен долларов более дорогим оружием типа ракеты з несколько десятков тысяч долларов – это не умно. Это война на истощение, соответственно, оружие должно быть недорогим.

Сейчас многие вспомнят про РЭБ, но увы, комплекты РЭБ не такие уж и дешевые, отыскиваются и поражаются абсолютно спокойно, а вот причинить вреда могут меньше, чем от них ожидают. Узкий луч распиаренной «Красухи» может просто не зацепить тарахтящий где-то в вышине «мопед», да и захватив что? Может, что и ничего. Если дрон летит по заложенной в нем программе в инерциальной системе навигации, то ему не нужны ни спутники, ни связь с оператором, ни телеметрия. И РЭБ ему не страшен.

Кстати, Украина это прекрасно показала. Что, у ВСУ нет комплексов РЭБ? Есть. Сильно они помогли против «Шахедов»? Нет. Просто потому, что для того, чтобы подавить что-то летящее, у этого что-то должно быть оборудование, на которое можно воздействовать пучком моделированных волн. А если его нет, то киловатты можно жечь впустую сколько угодно, но тарахтелка с мешком взрывчатки прилетит куда надо медленно, но неотвратимо.

Так что коль описанные в предыдущих статьях звукоулавливающие установки и батареи зенитных орудий крупного калибра, засевающие сектора тысячами смертоносных для БПЛА осколков – это не очень фантастика, то и винтовой самолет (вариант – дозвуковая леталка типа нашего Як-130 или японского Fuji F7) с пулеметами и современной начинкой – не такой уж и юмор, как показалось сперва.

Юмор, не юмор, в исполнении оригинала Бориса Джонсона, но вряд ли, конечно, мы увидим над Киевом «Спитфайры», гоняющиеся за «Шахедами» и «Калибрами». А вот «Туканы» и «Пегасусы» — вполне возможно.

Источник: topwar.ru