Сегодня боевые действия на Украине показали, насколько может быть эффективной легкая бронетехника. ВСУ демонстрируют просто прекрасное владение и применение легких бронированных и вооруженных автомобилей, при помощи которых штурмовые группы создают напряжение и практически размечают путь для тяжелой техники.
В свое время мы посмеивались над тем, как украинцы пытались затащить практически все вооружение, имеющееся в сухопутных войсках на базу колесного автомобиля повышенной проходимости.
Я уверен на 200%, что без определенной корректировки со стороны западных союзников не обошлось, и тактика применения легкой бронетехники сегодня у ВСУ просто превосходная.
А то, что украинцы начиная с 2014 года творили в мастерских самые разнообразные «джихад-мобили», что называется, дало возможность набить руку и в настоящее время у них вполне получается что-то осмысленное.
Благо, платформ со всей Европы (и не только Европы) надарили более чем достаточно. Тут стоит заметить, что да, тот же «Хамви», который дарили все союзники, он не военный автомобиль, пока на него не взгромоздишь что-то из вооружения. Потому дарили с прицелом на то, что украинцы дадут ума технике.
И те дали. Сегодня в распоряжении ВСУ приличное количество легкой бронетехники, оснащенной не только автоматическими пушками и пулеметами, но и ПТУРами, ЗРК и минометами. На любой, как говорится, вкус. Как заводского, так и кустарного производства. Кого-кого, а Самоделкиных в Украине хватало во все времена.
Применение легкой бронетехники (ЛБТ) оправдано. В условиях больших расстояний, более скоростная и маневренная техника значительно быстрее, чем гусеничная, преодолевает расстояния между точками и в некоторых случаях даже более проходимая за счет меньшего удельного давления на поверхность. В условиях огромных полевых пространств Украины – очень полезно.
В принципе, уже рисуется взвод пехоты, посаженный на такие тачанки. 6 машин по 5 человек, одна с расчетами ПЗРК, одна с ПТУРами, остальные с гранатометами, пулеметами, автоматическими пушками. Можно «Василек» прикрутить, тоже очень эффективно получится. И на выходе у нас вполне себе мобильное подразделение, способное осуществить довольно широкий спектр задач. А учитывая, что в верткий автомобиль попасть арте сложнее, чем в более медленные танки и БМП, то еще и безопаснее, чем просто наступать в чистом поле. Плюс у автомобиля помимо скорости и маневра еще и автономность намного больше по горючему.
В целом получилось идеальное оружие для глубоких рейдов, охватов, ударов с тыла, разведки и тому подобному.
Танк на поле боя по-прежнему хорош. Правда, против этого лома и приемов больше. И танковые операции в условиях Украины осуществлять несколько сложнее, в первую очередь из-за большой линии соприкосновения, насытить которую танками непросто обеим сторонам.
Никто не говорит, что у Украины нет проблем с танками. У них есть еще свои, у них есть подаренные как европейцами, так и российской армией. Но даже несмотря на щедрый «русский ленд-лиз», таков у ВСУ откровенно не хватает. Потому и были придуманы «костыли» в виде современных тачанок, а уже потом выяснилось, что ЛБТ имеет свою нишу, где может использоваться весьма эффективно.
Причем, стоит отметить, что «тачанки» — это далеко не всегда кустарщина и самопальщина. Более того, кустарщиной не поворачивается язык назвать присобаченный на «Хамви» боевой модуль с автоматическим оружием, да еще и в заводских условиях. Заводов-то в Украине все еще достаточно для таких операций, тут скорее ограничивает все количество модулей, которые украинская промышленность может выпускать.
Учитывая, что США и евросоюзники начиная с 2015 года подарили Украине более трех сотен «Хамви», есть с чем поработать. И факт, что после таких переделок вроде бы нелетальный транспортный «Хамви» запросто превращается в боевую машину.
И в итоге летучие отряды на внедорожниках с ДРГ стали очень неприятным явлением на полях сражений, даже «самопальные» тачанки имеют ценность, о сделанных в заводских условиях вообще молчим. Украинский театр боевых действий, а это в основном степные участки, небольшие леса и лесополосы, для быстроходных и менее уязвимых для артиллерии бронированных джипов подходит больше всего. Именно так мобильные установки с ЗСУ-23-2 в кузовах, выдвинутые на маршруте российских бомбардировщиков сбили два Су-34, которые пытались прорваться к целям на малой высоте.
Касаемо наземного применения, то тачанки используются совершенно так же, как «джихад-мобили»: под покровом темноты выдвинулся в лесополосу, а дальше та же тактика – выскочил, отстрелялся, ушел обратно.
Тачанки очень активно используют в качестве приманки при контрбатарейной работе. Пара таких авто начинает «кошмарить» из лесочка, пока у кого-нибудь на противоположной стороне не выдержат нервы и он не вызовет огонь артиллерии по этому лесочку. Дело сделано, как минимум артиллеристам придется менять позиции, что оставляет пехоту на некоторое время без огневого прикрытия.
Но основная задача тачанок – это наступление. У ВСУ сейчас просматривается всего два вида наступательной тактики.
Первый — это классическая концентрация сил с тяжелой техникой на узком участке фронта и нанесение тяжелого лобового удара. Действительно, классика Второй Мировой войны.
Второй – это как раз использование тачанок из-за нехватки тяжелой техники. ЛБТ используется как инструмент прорыва и обхода. Атака идет не в лоб, а по флангам. Тачанки на скорости обходят позиции и укрепленные пункты, создавая угрозу окружения или хотя бы видимость такой угрозы. Так же ЛБТ очень неплохо подходят для доставки пехоты на новые позиции в тыл противника. Либо фиксация разрыва в обороне, куда потом заходила украинская пехота и даже техника. Чистой воды реализация численного преимущества.
Так, кстати, было севернее Балаклеи, там ВСУ воспользовалось «дырками» в линии фронта, бросило туда пехотные массы и тачанки. И все у них получилось.
Назвать это полноценной взводной тактической группой не возьмусь, но то, как украинцы используют ЛБТ, наверное, очень сильно зависит от того, как хорошо работает голова у конкретно взятого командира и от того парка техники, который есть в его распоряжении. То есть, умный и с десятком бронемашин дел натворит, а дурака и рота танков не спасет.
Но украинцы стремительно умнеют, вот в чем проблема. У них очень хорошие учителя. И, не имея возможности снабдить ВСУ должным количеством танков (или не желая расставаться с «Абрамсами» и «Леопардами»), американские и британские специалисты научили эффективно использовать украинцев то, что есть под рукой. Учитывая, что и кроме дареных «Хамви» в распоряжении ВСУ было достаточно бронемашин типа «Раптор», «Козак», «Новатор», «Варта». Конечно, «Хамви» — это уже классика ЛБТ, но и украинские машины вполне себе брали если не качеством, то количеством.
Но вот если говорить о качестве, то, пожалуй, проверенный годами и войнам «Хамви» — вполне достойная машина. У нас тоже есть свои примеры, от «Патриота» с крупнокалиберным «Кордом» и АСГ-30 до «Тигра», в который вообще напихать можно много чего.
«Тигр», конечно, немного не «Хамви», поскольку весит от 5 до 7,5 тонн против 4,5 у американца. Сравнивать эти машины не очень корректно, они разных классов. «Выстрел» еще более тяжелый, до 12 тонн, он в одном классе с «Казаком-2» (15 тонн) и «Вартой» (15,5 тонн), а вот из более легких бронемашин у украинцев получился только «Новатор», который тоже немало вести – 8,8 тонн.
Так что старина «Хамви» действительно здесь король класса тачанок. Все остальное тяжелее и больше по размерам, хотя российский камазовский «Выстрел» с модулем БМ-30-Д «Спица» — шикарное решение в пределах 12-15 тонн.
Но это уже не тачанка, потому что там уже и телеканал наведения, и тепловизор, и лазерный дальномер в комплектации. Это уже не тачанка.
Да, у нас вообще нет такого понятия, как легкая бронетехника или тачанка. Оно и у ВСУ в уставах не прописано, однако применяют весьма успешно. Главное – эффективно. Хотя у нас «музыканты» запросто используют ЛБТ не хуже украинцев, но то более гибкая система, не чета армейской.
И здесь возникает вполне закономерный вопрос: а что армия может противопоставить тачанкам с ДРГ? Которые работают так, как в зоне СВО?
На самом деле – не так уж и много.
Главным методом противодействия могло бы стать постоянное патрулирование мест, где могли бы проехать такие группы на ЛБТ, с помощью беспилотников. Увы, понятно, что это невозможно по причине отсутствия таковых или не повсюду, а только там, где они есть.
В случае невозможности контроля с воздуха можно выставлять дозоры/секреты с прямым выходом на артиллеристов по радио. То есть, заметив противника, такая группа просто и незамысловато вызовет огонь артиллерии в заданный район сосредоточения огня. Естественно, район, по которому противнику может быть удобно осуществить прорыв в тыл, должен быть прикрыт артиллерией.
Тут, как мне объяснили сведущие люди, применявшие такую тактику во время чеченских войн, уничтожить противника сложно, а вот заставить отказаться от своих планов под артиллерийским огнем – вполне. И уже на обратном пути в случае начала отхода ДРГ можно встретить плотно и недружелюбно.
Еще вариант подсказал участник боев в Афганистане. Засада с гранатометчиками. Можно и с РПГ, но лучше на какой-нибудь возвышенности установить, хорошо замаскировав, один (а лучше два) СПГ-9. Учитывая, что в комплекте к гранатомету есть еще и ПГН-9, ночной инфракрасный прицел, то такая засада вполне жизнеспособна и в темное время суток. «Копье» способно прикрыть территорию радиусом в километр, это довольно прилично.
Конечно, в идеале было бы взаимодействие с армейской авиацией, потому что автомобиль, который идет со скоростью 70-80 км/ч – это не мишень для артиллерии и минометов. Попасть можно только случайно. Но реалии сегодняшнего дня говорят о том, что мечтать не вредно.
В общем же, современная тачанка и следующие за ней легкобронированные автомобили – это довольно современно, поскольку увеличивает вариативность применения пехоты.
Да, в российской армии нет даже такого понятия, как «легкая пехота», нет выделенных подразделений, которые способны выполнять задачи, играя от применения ЛБТ, но разнообразие тактических схем, которое может обеспечить преимущество, требует того, чтобы они все-таки появились.
Хотя в нашей армии много чего нет и не скоро появится (типа порядка), использование ЛБТ частями ВСУ показывает, что грамотно построенное и реализованное использование легкобронированной техники может помочь достичь успеха там, где нет танков и прочей тяжелой техники.
Дело времени и понимания необходимости. Техника у нас в теории есть, осталось вывести способы правильного применения.
Источник: topwar.ru