«Самолёт-снаряд» XXI века

«Самолёт-снаряд» XXI века
Этот элемент транспортной инфраструктуры был важен. Исключительно важен для этой странной войны, когда противники одновременно убивали солдат друг друга и не вели переговоры о мире, но при этом не прекращали полностью торговые отношения. Именно по нему на восток шла помощь стран запада, позволяющая убивать русских солдат и мирных жителей ещё вчера «своих», но вдруг ставших «чужими» городов.

Железнодорожный мост через одну из крупнейших рек был построен ещё в советское время, его конструкция была частично устойчива даже к применению ядерного оружия, а уж нанести ему серьёзные повреждения «Калибрами» или «Искандерами» было крайне сложно. Поэтому, когда в середине ночи послышался гул летящих крылатых ракет и характерное тарахтение «Гераней», обслуживающий персонал особо не встревожился – не в первый раз.

Операторы переносных зенитно-ракетных комплексов развернули своё громоздкое оружие в надежде обнаружить и уничтожить российскую крылатую ракету – не исключено, что их целью был не мост, а расположенный чуть поодаль город с тренировочными военными базами, ремонтными заводами и складами боеприпасов. Несколько ракет действительно пролетели мимо, и в их сторону устремились дымные хвосты выпущенных из ПЗРК боеприпасов.

Операторы единственного имеющегося поблизости зенитно-ракетного комплекса с радиолокационной станцией обнаружения целей азартно обстреливали неожиданно хорошо видимые на экране РЛС цели. После исчерпания боекомплекта на пусковые установки ЗРК стали устанавливать новые ракеты.

В этот момент послышался низкий гул, подобный тому, который издают большие транспортные самолёты. Длилось это недолго – совсем низко над землёй, на высоте не более нескольких сотен метров пронёсся огромный, почти невидимый на фоне ночного неба силуэт. В голове расчёта ЗРК на секунду мелькнула мысль «мы что, сбили российский транспортный самолёт или бомбардировщик»?

В ту же секунду неизвестный объект стремительно врезался в железнодорожный мост – раздался мощнейший взрыв, значительно превосходящий по силе любой из тех, что доводилось видеть или слышать расчёту ЗРК и обслуживающему персоналу моста. Огромный железнодорожный мост практически исчез во вспышке взрыва, оставшиеся металлические конструкции и железобетонные опоры моста на глазах осыпались в воду. Впрочем, увидеть это удалось только тем, кто находился в нескольких сотнях метров от моста, большинство тех, кто находился ближе, или погибли от ударной волны и осколков, или получили серьёзные травмы и контузии.

Сам железнодорожный мост фактически перестал существовать и не подлежал восстановлению.

В самом начале 90-х годов, будучи ещё школьником, автор был в гостях на даче друзей родителей. Указанная дача находилась прямо на краю поля, относящегося к расположенному по соседству военному аэродрому. На краю поля стоял транспортный самолет, точнее то, что от него осталось.

«Самолёт-снаряд» XXI века
Сейчас уже сложно точно сказать, что это была за модель, но, по воспоминаниям, она очень напоминала Ан-12, может, габариты были поменьше? Изображение wikipedia.org
Со слов хозяев дачи, почти перед самым распадом СССР этот самолёт приземлился на аэродром, своим ходом выкатился на край поля, после чего экипаж слил с него топливо, снял какие-то приборы и удалился «в закат».

В кратчайшее время самолёт лишился стёкол, разбитых детворой, а также всех тех частей и принадлежностей, которые могут пригодиться рачительному советскому дачнику. Спустя некоторый период времени, по всей стране стали открываться пункты приёма цветных металлов, после чего остатки самолёта были распилены и исчезли в течение нескольких дней – не осталось вообще ничего. Практически мгновенно исчезли и остатки других самолётов и вертолётов, ранее в советский период в изобилии валявшихся вблизи аэродрома.

Уже тогда, несмотря на юный возраст, автора поразила вопиющая бесхозяйственность – крылатая машина не была отправлена на консервацию, хотя явно находилась в исправном состоянии на момент списания, она не была выведена из состава вооружённых сил и реализована на гражданском рынке или в зарубежные страны (скорее всего, отсутствовали и механизмы такой реализации), не была разобрана и утилизирована с разумным возмещением стоимости в пользу вооружённых сил.

К сожалению, ситуация для нашей страны типичная.

Невостребованные ресурсы

А какие вообще у крылатых машин перспективы после завершения срока службы?

Постановка на консервацию? Да, это крайне важный элемент поддержания боеспособности вооружённых сил, особенно в условиях военного времени – проведение специальной военной операции на Украине, где по полям бегают танки Т-62 со складов хранения, показало это в полной мере. Однако обеспечение хранения авиационной техники на порядок сложнее, чем наземной – в США этот процесс организован очень грамотно, но на их стороне жаркий и сухой пустынный климат. У нас всё сложнее – российский климат, с его влажностью и перепадами температур, куда менее удобен для хранения такой сложной и капризной боевой техники, как самолёты и вертолёты.

Тем не менее, несмотря на все сложности, постановка авиационной техники на консервацию – это важнейшая государственная задача. К слову, судя по отчётам Министерства обороны Российской Федерации, украинская авиация уже должна была «кончиться» несколько месяцев назад, однако периодически поступает информация о всё новых и новых сбитых самолётах и вертолётах вооружённых сил Украины. И дело здесь не только в поставках самолётов бывших стран советского блока, но и в восстановлении повреждённой техники и техники с баз хранения, скорее всего, также восстанавливаемой с помощью запчастей, поставляемых западными пособниками украинского режима.

Какие ещё есть варианты? Продажа в страны третьего мира?

Вполне возможный сценарий, но рынок этот должен быть весьма компактным из-за ограниченных финансовых ресурсов стран третьего мира, а также весьма конкурентным из-за множества желающих избавиться от старой авиационной техники. Более богатые страны старьё покупать не будут, да и эксплуатировать не смогут из-за жёстких регламентирующих деятельность авиации нормативных ограничений.

Для совсем уж неработоспособных образцов остаётся один путь – разборка и утилизация. Очевидно, что этого не избежать, так или иначе, но значительная часть самолётов и вертолётов в определённый момент своей службы в любом случае пойдёт под нож.

Однако существует и всегда будет существовать определённое количество образцов авиационной техники, которые теоретически ещё могут осуществлять полёты, но фактически любой вылет может стать для них полётом в один конец. И именно для этой прослойки авиационной техники вполне можно найти эффективную сферу применения.

Речь идёт о превращении их в оружие – «самолёт-снаряд».

История и примеры реализации оружия типа «самолёт-снаряд»

Своим появлением оружие типа «самолёт-снаряд» обязано Второй мировой войне, которая максимально способствовала появлению новейших средств уничтожения себе подобных.

Самый известный «самолёт-снаряд» – это крылатая ракета ФАУ-1, разработанная нацистской Германией в 1944 году и выпускаемая почти до самого конца Второй мировой войны. Обладая дальностью полёта до 250–400 км, скоростью полёта до 800 км/ч и боевой частью массой 700–1 000 кг (в зависимости от модификации), ФАУ-1 являлась одним из немногих образцов вооружений, позволяющих Германии наносить удары по территории Великобритании.

«Самолёт-снаряд» XXI века
«Самолёт-снаряд» – крылатая ракета ФАУ-1. Изображение wikipedia.org
Отдельно можно выделить модификацию, управление которой на большей части маршрута осуществлялось пилотом, выбрасывающимся с парашютом ближе к конечному участку полёта ракеты.

В качестве другого примера «самолёта-снаряда» можно привести гружёные авиабомбами или взрывчаткой японские самолёты с пилотами-камикадзе, осуществляющими самоубийственные атаки на американские корабли. Удары камикадзе нанесли значительный урон американскому флоту. Результативность атак камикадзе превысила результативность всех иных типов вооружений, использованных Японией против кораблей военно-морских сил США.

Впрочем, здесь надо сделать оговорку – основой успеха камикадзе являлось использование абсолютно помехозащищённой системы наведения – человека. С другой стороны, нельзя отрицать и эффективность самого самолёта-носителя, как средства для нанесения повреждений, даже в случае, если подвешенные под его фюзеляжем авиабомбы не детонировали, сам самолёт мог нанести атакуемому кораблю серьёзные повреждения, делающие его небоеспособным и требующие ремонта в военно-морских базах.

«Самолёт-снаряд» XXI века
Пожар на американском авианосце «Банкер Хилл» после попадания в него японского самолёта-камикадзе. Изображение wikipedia.org
Со временем понятие «самолёт-снаряд» было вытеснено новым обозначением этого типа оружия – крылатая ракета. В дальнейшем в рамках данной статьи предлагается применять термин «самолёт-снаряд» для обозначения класса ударных вооружений, созданных на базе пилотируемых летательных аппаратов.

Отталкиваясь от этого определения, к вооружению типа «самолёт-снаряд», как бы цинично это ни звучало, можно отнести гражданские самолёты Boeing 757-200 и Boeing 767-200, использованные террористами для разрушения башен Всемирного торгового центра в городе Нью-Йорке. Оставляя за рамками рассмотрения этическую сторону теракта, можно утверждать, что примененные в качестве оружия гражданские самолёты Boeing 757-200 и Boeing 767-200 показали высочайшую эффективность, и это при том, что они не подвергались никаким переделкам конструкции и не были оснащены боевой частью.

Таким образом, даже во времена беспилотных летательных аппаратов, в том числе БПЛА-камикадзе, и малозаметных крылатых ракет оружие типа «самолёт-снаряд» вполне может занять свою нишу.

Комплекс «самолёт-снаряд»

И всё же, зачем необходимо реинкарнировать «самолёт-снаряд»? В чём его преимущества перед современными крылатыми ракетами и БПЛА-камикадзе?

Во-первых, речь идёт о рациональном использовании определённой прослойки авиационной техники, регулярно эксплуатировать которую уже рискованно, но обеспечить ещё один безаварийный полёт можно с достаточно высокой вероятностью.

Во-вторых, и это главное, «самолёт-снаряд» может иметь боевую часть, намного превосходящую по массе любую, что может быть размещена в существующих крылатых ракетах или БПЛА-камикадзе, в особенности это относится к изделиям типа «самолёт-снаряд», выполненным на базе транспортных или пассажирских самолётов – потенциально масса их боевой части может составлять несколько десятков тонн.

Рассмотрим в качестве основы для комплекса «самолёт-снаряд» выведенные из эксплуатации пассажирские самолёты Ил-96 (Ил-86?) и транспортные Ил-76.

«Самолёт-снаряд» XXI века
Ил-96 (слева) и Ил-76 (справа). Изображение wikipedia.org
В совокупности этих самолётов были произведены десятки, если не сотни. Из этого числа вполне могут быть найдены полдюжины-дюжина машин, отвечающих требованию «эксплуатировать нельзя, но один полёт точно выдержат».

В первую очередь с них должно быть удалено всё лишнее, особенно с пассажирского Ил-96. С корпуса должны быть изъяты все световые устройства, а сам корпус должен быть окрашен в чёрный или тёмно-серый цвет – применение комплексов типа «самолет-снаряд» необходимо осуществлять только в тёмное время суток, для уменьшения вероятности визуального обнаружения противником.

Большую часть грузового/пассажирского отсека займёт боевая часть, включающая несколько десятков тонн взрывчатого вещества повышенного могущества – с её созданием проблем возникнуть не должно.

Наиболее сложная часть комплекса «самолёт-снаряд» – это автоматическая система управления, обеспечивающая его пилотирование и выход к цели.

Насколько вообще реально создать автоматическую систему управления для столь больших и сложных машин, как Ил-76 или Ил-96?

Китайскими специалистами были проведены работы по превращению древнего самолёта Ан-2 кукурузника в БПЛА. В России для создания беспилотной версии самолёта Ан-2 компанией «Навигатор» разработан вычислитель пилотажно-навигационных параметров. Небольшое изделие размером с книгу несёт в себе необходимый комплект датчиков – систему воздушных сигналов, инерциальный и спутниковый приёмник, а также современный вычислитель.

«Самолёт-снаряд» XXI века
Азербайджанский вариант БПЛА на базе Ан-2. Изображение ITV
С одной стороны, сравнивать Ан-2 и Ил-76 или Ил-96 не совсем корректно, поскольку это машины разного класса, различной весовой категории, и управление Ан-2 должно быть значительно проще. С другой стороны, Ил-76 и Ил-96 – значительно более современные машины, управление ими в большей степени автоматизировано. Кроме того, самая сложная часть полёта – это посадка, а в нашем случае она не требуется, по крайней мере, в том виде, под которым обычно подразумевается посадка самолёта.

Кроме того, если уж совсем экономить на автоматической системе управления, то рулёжку на аэродроме и взлёт комплекса «самолёт-снаряд» может осуществлять пилот, который после набора высоты порядка двух километров переключит управление машиной на автопилот (автоматическую систему управления) и выбросится с парашютом. Впрочем, по возможности этого всё-таки лучше избежать – мало приятного в том, чтобы взлетать на нескольких десятках тонн взрывчатки, здесь может сыграть роль психологический фактор.

Учитывая стоимость и потенциальные разрушительные возможности комплекса «самолёт-снаряд», его система наведения должна строиться на базе систем наведения настоящих крылатых ракет, то есть, помимо помехозащищённой системы спутниковой навигации, следует иметь инерциальную навигационную систему и систему наведения по высотам местности (аналог системы ТЕКСОМ), возможно, оптическую систему наведения на конечном участке.

Взлёт комплекса «самолёт-снаряд» должен осуществляться в стороне от жилых массивов, скоплений людей и техники, во избежание тяжких последствий в случае негативного развития событий – всё-таки мы имеем дело с изношенной техникой, загруженной десятками тонн взрывчатки, соответственно, падение и взрыв на этапе взлёта не должны привести к трагедии. С этой же целью маршрут полёта комплекса «самолёт-снаряд» не должен проходить над населёнными пунктами, по крайней мере, над своими.

Да и над населёнными пунктами противника маршрут полёта лучше не прокладывать – во-первых, снижается вероятность случайного обнаружения, во-вторых, населённые пункты могут прикрываться средствами противовоздушной обороны, в-третьих, в случае поражения комплекса «самолёт-снаряд» над городом, количество жертв среди гражданского населения может исчисляться сотнями, а то и тысячами.

Можно предположить, что удар комплексами «самолёт-снаряд» должен маскироваться массированным применением других ударных средств, например, БПЛА типа «Герань» с установленными уголковыми отражателями и линзами Люнеберга для повышения эффективной поверхности рассеивания и отвлечения/перегрузки средств ПВО противника.

Выводы

Комплексы типа «самолёт-снаряд» логически дополнят ранее рассмотренные концепты вооружений, такие как МБР с конвенциональной боевой частью, АНПА «Дагон» и транспортные суда – «брандеры», чья разрушительная мощь значительно превышает все конвенциональные средства, имеющиеся в настоящее время у ВС РФ, да и у любых других стран мира. Потенциально они могут решать задачи, выполнение которых сейчас возможно только с использованием тактических ядерных зарядов.

«Самолёт-снаряд» XXI века
Последствия взрыва на станции Свердловск-Сортировочный (сейчас Екатеринбург-Сортировочный), произошедшего утром 4 октября 1988 года в городе Свердловске (СССР). Железнодорожный состав, перевозивший 46,8 тонн тротила и 40 тонн гексогена, покатился под уклон, врезался в стоящий на путях товарный поезд с углём и взорвался. Воронка на месте взрыва достигла размера 40 на 60 м и глубины 8 м, ударная волна распространилась на 10–15 километров. Изображение wikipedia.org
Если после попадания нескольких десятков килограмм ВВ боевой части БПЛА-камикадзе объект чаще всего может быть относительно просто восстановлен, если после прилёта полутонной боевой части КР типа «Калибр» или БР типа «Искандер» объект, скорее всего, пусть и со сложностями, но может быть восстановлен, то после применения комплекса «самолёт-снаряд» с боевой частью массой в несколько десятков тонн ВВ – восстанавливать будет уже нечего.

Комплексы типа «самолёт-снаряд» – это не массовое оружие крупносерийного производства, это специальное оружие, выпускаемое единичными изделиями, предназначенное для решения специальных задач, при этом его влияние на ход военных конфликтов может оказаться весьма и весьма значительным.

Источник: topwar.ru