Предсказуемый результат: первые потери украинских бронетранспортеров Sisu XA-180

Предсказуемый результат: первые потери украинских бронетранспортеров Sisu XA-180
Колонна украинской бронетехники. «БТР ВСУ» — машины Sisu. Кадр из видео от НМ ДНР

Несколько месяцев назад Финляндия без предварительного анонса и с соблюдением секретности передала киевскому режиму некоторое количество бронетранспортеров Sisu XA-180. Вскоре такую технику начали применять в боях – и она предсказуемо понесла потери. К настоящему времени достоверно известно об уничтожении нескольких таких БТР, и, как минимум, один в неплохом состоянии стал трофеем. Очевидно, что процесс уничтожения «Сису» будет продолжаться, и его в известной мере упростят некоторые характерные факторы.

Негласная помощь

Финляндия официально не сообщала о своих планах передать Украине бронетранспортеры XA-180. Тем не менее, поставки такой техники были выполнены, и неназванное количество БТР передали с соблюдением необходимой секретности.

О появлении финских бронемашин на Украине стало известно в середине сентября, когда они уже поступили в распоряжение вооруженных формирований. На украинских ресурсах появились фото и видео, показывающие новую технику на стоянке и на марше. Количество полученных машин вновь не уточнялось, а в кадре одновременно присутствовало не более четырех единиц.

Уже в конце сентября появились первые сообщения о попытках боевого применения такой техники. На одном из участков фронта были замечены несколько «Сису», однако непосредственно в бое они не участвовали. Впоследствии по разным каналам приходили новые сообщения о появлении XA-180 на тех или иных участках. Стало ясно, что в ближайшее время появятся новости и об уничтожении таких БТР.

Предсказуемый результат: первые потери украинских бронетранспортеров Sisu XA-180
Техника под ударом артиллерии. Кадр из видео от НМ ДНР

Первые потери

24 октября пресс-служба Народной милиции ДНР опубликовала интересное видео, показывающее неудачную попытку боевого применения БТР XA-180, завершившуюся потерями. Разведывательный БПЛА заснял движущуюся колонну из нескольких бронемашин противника, в т.ч. трех финских БТР. Головной Sisu во время движения взрывается от попадания, предположительно, артиллерийского снаряда. Следующий снаряд подбил другую бронемашину. Экипажи двух оставшихся XA-180 поспешили сбежать с опасного участка.

Вскоре в открытых источниках появились фотографии подбитого бронетранспортера. Они показывают, что единственный снаряд пробил броню машины и взорвался внутри нее. Взрывом выбило остекление и двери, сбросило с погона вооружение, а также сорвало с места и изогнуло крышу корпуса. Внутреннее состояние объекта не показано, но вполне понятно. Экипаж не имел шансов выжить, а БТР не подлежит ремонту.

12 ноября Минобороны сообщило, что накануне украинская ротная тактическая группа предприняла попытку наступления в районе н.п. Сватово. От неофициальных источников стало известно, что это соединение использовало танки, несколько БМП и три БТР XA-180. При помощи БПЛА «Орлан-10» российская армия обнаружила такое наступление и нанесла артиллерийский удар. Снаряды уничтожили несколько бронемашин, в т.ч. один БТР «Сису». Фото- и видеоматериалы с результатами этого удара пока не демонстрировались.

В начале декабря впервые стало известно о взятии целой машины в качестве трофея. Опубликована фотография российского бойца на фоне финского БТР. Показанная боевая машина не имеет существенных внешних повреждений, но у нее спущено колесо. Примечательно, что XA-180, как и другие колесные бронемашины, может продолжать движение и с подобными повреждениями. Но неизвестное украинское подразделение так спешило отступать, что не воспользовалось этой возможностью.

Предсказуемый результат: первые потери украинских бронетранспортеров Sisu XA-180
Подбитые бронемашины горят, остальные уезжают. Кадр из видео от НМ ДНР
Таким образом, достоверно известно, что к настоящему времени украинские формирования потеряли несколько финских БТР. Как сообщается, основная часть потерь такой техники приходится на огонь российской артиллерии. Кроме того, как минимум, один «Сису» в приемлемом состоянии стал трофеем. Очевидно, что эксплуатация и боевое применение такой техники будет продолжаться – и будут новые потери или трофеи.

Техника из прошлого

Будущий XA-180 разрабатывался финской компанией Sisu Auto в конце семидесятых годов в соответствии с требованиями того времени. В 1980 г. начались испытания опытной техники, а в 1984-м готовый БТР поступил на вооружение финской армии. Производство продолжалось до начала двухтысячных годов, и за это время построили ок. 1300 бронемашин нескольких модификаций. Основная их часть поступила в финскую армию, а прочие отправлялись зарубежным покупателям.

XA-180 представляет собой колесный бронетранспортер с боевой массой не менее 13,5 т, способный перевозить двух членов экипажа и не менее 16 десантников. Машина построена на трехосном шасси и, в зависимости от модификации, имеет дизельный двигатель мощностью не менее 235 л.с. На суше достигается скорость более 100 км/ч. БТР является плавающим и оснащен парой водометов.

Корпус сварен из деталей толщиной до 12 мм, что дает защиту только от пуль и осколков. В модернизированных проектах использовалась более мощная защита. Штатным вооружением бронетранспортера является крупнокалиберный пулемет на турели. Стрелок может иметь защиту в виде башенки без крыши.

Предсказуемый результат: первые потери украинских бронетранспортеров Sisu XA-180
Уничтоженные БМП и БТР XA-180. Кадр из репотажа т/к "Звезда
"На момент своего появления БТР Sisu был неплохой современной машиной для пехоты. Однако за последние 40 лет многое поменялось, и теперь такая техника на поле боя сталкивается с дополнительными рисками. Наличие таких угроз в целом подтверждается последними событиями на Украине.

Факторы риска

Следует отметить, что сообщения о присутствии XA-180 в зоне боевых действий достаточно редки – в отличие от информации о других иностранных образцах. То же касается и данных об их потерях. Это может указывать на ограниченный объем поставки и малое количество финской техники в строю. Тем не менее, и доступная информация позволяет сделать некоторые выводы о возможностях и проблемах иностранных БТР.

Сообщается, что финские БТР несут потери в основном от огня артиллерии. На известном октябрьском видео демонстрируется результат прямого попадания в подобную цель. Вполне вероятно, что другие бронеобъекты поражались и без прямого попадания. XA-180 формально имеет противоосколочное бронирование, но поражающие элементы снарядов крупного калибра или ракет, в зависимости от разных факторов, вполне способны пробить такую защиту с теми или иными последствиями.

Очевидно, что «Сису» сталкиваются и с другими российскими вооружениями, от малокалиберных пушек бронетехники до управляемых ракет и барражирующих боеприпасов. Во всех случаях имеющаяся броня, соответствовавшая стандартам далекого прошлого, недостаточна.

Для самозащиты и поддержки пехоты БТР имеет только крупнокалиберный пулемет. Такое оружие не во всех ситуациях способно бороться даже с легкой бронетехникой, имеющейся у российской армии, не говоря уже о машинах с более мощной защитой. Кроме того, пулемет по дальности эффективного огня уступает вооружению наших БТР и БМП. Не исключается установка более мощного и дальнобойного вооружения, но принципиального влияния оно не окажет.

Предсказуемый результат: первые потери украинских бронетранспортеров Sisu XA-180
Трофейный «Сису». Фото Telegram / "Уголок Ситха
"Фотоснимок целого трофейного бронетранспортера позволяет предположить, что машина застряла на бездорожье, ее не смогли вытащить и потому бросили. Если эта версия соответствует действительности, то получается, что XA-180 имеет ограниченные характеристики подвижности и проходимости на местности. Пробитие всего одного колеса серьезно ухудшило параметры машины, и она не смогла уйти самостоятельно.

Следует отметить, что в последние недели регулярно поступают сообщения о проблемах украинских формирований с колесной техникой. Осенью ожидаемо пришла распутица, и колесные машины, в т.ч. иностранного производства, испытывают серьезные проблемы. Снижение подвижности делает технику более простой мишенью для обстрела, а застрявшие машины нередко приходится бросать.

Любопытно, что украинские формирования фактически не могут решить нынешние проблемы с защитой и подвижностью иностранных БТР. Уровень защиты, в теории, можно повысить за счет накладного бронирования, в т.ч. разнообразных кустарных «модулей». Однако подобные средства увеличат массу машины и негативно повлияют на ее подвижность – и без того недостаточную. Для компенсации роста массы и улучшения ходовых характеристик требуется замена силовой установки, но подобная модернизация в нынешних условиях попросту невозможна.

Общие проблемы

Бронетранспортеры финского производства, переданные Украине в сентябре, довольно быстро попали в зону боевых действий и приняли участие в боях. Практически сразу они столкнулись с характерными проблемами – и результатом этого уже стали потери. Негативные факторы сохраняются или даже усиливаются, из-за чего дальнейшее развитие ситуации в целом предсказуемо. Потери «Сису» будут расти, пока машины этого типа не закончатся.

Следует отметить, что с техническими и эксплуатационными проблемами столкнулись не только БТР XA-180. На Украину поступила масса других иностранных боевых машин с недостаточной защитой, ограниченной огневой мощью и иными недостатками. И все они закономерно пополняют список потерь бронетехники.

Источник: topwar.ru