Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
После коренного перелома в войне и перехода Германии к стратегической обороне, произошедшего летом 1943 года, задача борьбы с советскими танками стала для люфтваффе приоритетной. Для этого активно использовались уже существующие боевые самолёты и создавались новые. Основными авиационными средствами поражения, которыми вооружались немецкие воздушные истребители танков, стали осколочно-фугасные, фугасные и кумулятивные бомбы, пушки и реактивные снаряды.

Использование бронированных штурмовиков Hs 129 во второй половине войны

При надёжном истребительном сопровождении Hs 129 в целом был неплохим противотанковым самолётом, способным в ходе боевого вылета под управлением опытного пилота тяжело повредить или уничтожить 1–2 танка. Бронированный «Хеншель» обладал хорошей живучестью против зенитных средств калибра 7,62 и отчасти 12,7-мм.

Самолёт легко ремонтировался в полевых условиях, и боевые повреждения в большинстве случаев быстро устранялись на полевых аэродромах. При вынужденной посадке «на брюхо», благодаря наличию бронекапсулы, летчик имел неплохие шансы уцелеть. В то же время при отсутствии истребительного прикрытия Hs 129 часто несли тяжелые потери. Этот медлительный и маломанёвренный самолёт считался лёгкой добычей у наших истребителей.

Согласно немецким источникам, было построено 878 Hs 129. Но в строевых эскадрильях одномоментно никогда не имелось больше 100 самолётов, а доля самолётов, способных выполнять боевую задачу, не превышала 80 %. Совершенно очевидно, что, с учётом масштабов боевых действий на советско-германском фронте и численности советской бронетехники, такое количество противотанковых самолётов не могло оказать заметного влияния на ход боевых действий. Выпуск Hs 129 продолжался до осени 1944 года, но к апрелю 1945 года исправных машин в строю почти не осталось.

Несмотря на очевидные недостатки «Хеншеля» и невысокие лётные данные, немецкие конструкторы до середины 1944 года не оставляли попыток повысить его боевую эффективность.

Так, в 1943 году в состав вооружения Hs 129B-2 ввели 250-кг бомбовую кассету, снаряженную 44 кумулятивно-осколочными авиабомбами SD 4-HL.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Кассетная бомба АВ-250
На более грузоподъёмных самолётах также использовались 500-кг кассеты, содержащие 118 кумулятивных суббоеприпасов.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Кассетная бомба АВ-500, снаряженная SD-4
Кумулятивно-осколочная авиабомба SD 4-HL массой 4 кг была создана на основе осколочной кассетной бомбы SD 4, она имела длину 315 и диаметр 90 мм. В наследство от осколочной бомбы SD 4-HL получила чугунный корпус, дававший большое число осколков. Бомба снаряжалась 340-граммовым зарядом сплава тротила с гексогеном. Подрыв заряда происходил пьезоэлектрическим взрывателем мгновенного действия. Бронепробиваемость SD 4-HL при угле встречи с бронёй 60° составляла 60 мм, что было вполне достаточно для пробития тонкой верхней брони.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Кумулятивно-осколочная авиабомба SD 4-HL
По сравнению с советской кумулятивной авиабомбой ПТАБ 2,5–1,5 более крупная SD 4-HL обладала гораздо более сильным осколочным действием и могла эффективно поражать пехоту, сопровождающую танки. В то же время немецкий авиационный боеприпас SD 4-HL стоил дороже советской ПТАБ 2,5–1,5 и имел гораздо более сложное устройство. В отличие от ПТАБ, загружаемых во внутренние бомбоотсеки Ил-2 и в кассеты мелких бомб, немецкая SD 4-HL применялась только из раскрывавшихся в воздухе бомбовых кассет, высота раскрытия которых выставлялась перед боевым вылетом.

Сброс бомбовых кассет с SD 4-HL осуществлялся с пикирования с прицеливанием по конкретному объекту. При этом следовало очень точно следить за высотой отделения бомбовой кассеты, так как от этого напрямую зависели точность бомбометания и величина рассеивания бомб. Опыт боевого применения кассет продемонстрировал, что они достаточно сложны в использовании. Оптимальной считалась высота раскрытия, при которой на местности образовывался эллипс из разрывов длиной 50–55 м. При меньшем рассеивании SD 4-HL цель могла быть не накрыта, а при большем – танк мог оказаться между разрывами. К тому же до 10 % кумулятивных бомб из-за ненадёжной работы взрывателей не срабатывало или бомба успевала расколоться, ударившись о броню до срабатывания взрывателя. В большинстве случаев одной бомбовой кассетой на поле боя удавалось накрыть максимум 1–2 танка.

Кассетные бомбы с кумулятивными боеприпасами SD 4-HL оставались на вооружении люфтваффе до конца войны, но их использование носило ограниченный характер. Это было связано как со сложностью использования, так и с более длительной подготовкой к боевому вылету по сравнению с другими немецкими типами авиабомб. Кроме того, на боевой эффективности SD 4-HL не мог не сказаться их больший по сравнению с ПТАБ 2,5–1,5 вес, в силу чего один носитель брал меньшее число противотанковых суббоеприпасов. Хотя кассеты, снаряженные бомбами SD 4-HL, были более эффективны, чем обычные бомбы того же калибра, пилоты Hs 129 предпочитали использовать против бронетехники пушки, как более простые в применении.

Самой крупнокалиберной артиллерийской системой, устанавливаемой на Hs 129, стала 75-мм пушка ВК 7.5, в артиллерийской части сходная с противотанковым 75-мм орудием 7,5 cm Pak 40.

Основываясь на опыте создания 50-мм пушки ВК 5, для заряжания 75-мм орудия ВК 7.5 был применён пневмоэлектрический механизм аналогичной конструкции с радиальным магазином на 12 снарядов. Масса орудия с механизмом досылания снарядов и боекомплектом составила 705 кг. Для уменьшения отдачи пушку снабдили дульным тормозом.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
75-мм орудие ВК 7.5 без обтекателя
Бронепробиваемость орудия ВК 7.5 была высокой. Бронебойно-трассирующий снаряд массой 6,8 кг покидал ствол длиной 3 920 мм с начальной скоростью 732 м/с, и на дистанции 500 метров по нормали пробивал 130-мм броню. На той же дистанции при угле встречи 60° пробивалась 104-мм броня. Подкалиберный снаряд с твердосплавным сердечником массой 3,18 кг с начальной скоростью 990 м/с при тех же условиях пробивал 154 и 115 мм соответственно. Во время полигонных испытаний снаряды надёжно преодолевали броню башен трофейных советских средних и тяжелых танков. Полный цикл перезарядки орудия после выстрела занимал 2 секунды.

В августе 1944 года начались испытания штурмовика Hs 129B-3/Wa (известен также как Hs 129B-2/R4), вооруженного 75-мм пушкой ВК 7.5. Для пристрелки применялись 7,92-мм пулемёты с трассирующими пулями.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Истребитель танков Hs 129B-3/Wa
75-мм орудие на штурмовике размещалось в громоздкой подвесной гондоле. Даже с учётом использования обтекателя, аэродинамика существенно ухудшилась. Хотя 75-мм орудие ВК 7.5 обладало прекрасной баллистикой и могло уничтожать любые советские танки, увеличение взлётной массы и лобового сопротивления самым негативным образом сказалось на лётных данных. Максимальная скорость полёта снизилась до 300 км/ч, а сразу после выстрела она падала до 250 км/ч.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Немецкие источники утверждают, что противотанковые возможности Hs 129B-3/Wa были очень высокими, в связи с чем у лётного и технического состава этот самолёт получил прозвище «Консервный нож» (Buchsenoffner). Тем не менее, согласно архивным данным, до прекращения производства всех вариантов Hs 129 в сентябре 1944 года успели построить всего 25 штурмовиков, вооруженных 75-мм орудиями, ещё несколько машин были переоборудованы из Hs 129B-2.

Истребители танков на базе бомбардировщика Ju 88

В начальный период войны Ju 88 нередко атаковали советские войска с бреющего полёта. Однако после усиления советской войсковой ПВО пилоты достаточно крупных двухмоторных бомбардировщиков перестали совершать бомбово-штурмовые удары с малых высот.

На завершающем этапе войны против наступающих советских войск противник пытался использовать тяжелые ночные истребители Ju 88C, которые строились на базе бомбардировщика Ju 88А-5.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Тяжелый истребитель Ju 88С-2
Тяжелые истребители Ju 88C имели лобовое бронестекло и бронирование носовой части, предохранявшее от пуль калибра 12,7 мм, выпущенных с дистанции более 400 м. Вооружение на разных модификациях могло сильно различаться. Наступательное вооружение обычно состояло из нескольких 20-мм пушек и 7,92-мм пулемётов. На внешних узлах имелась возможность подвески до 1 500 кг бомб. Максимальная скорость у земли составляла 490 км/ч. Практическая дальность – 1 900 км.

В середине 1943 на центральном участке фронта проходили боевые испытания опытной партии противотанковых штурмовиков Ju 88P-1. Всего было построено 18 самолётов этой модификации.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Ju 88P-1
Тяжелые штурмовики Ju 88P-1 несли 75-мм противотанковую пушку Раk. 40L с длиной ствола в 46 калибров, снабженную эффективным дульным тормозом и адаптированную для установки на самолёт. Для пристрелки орудия использовался 7,92-мм пулемёт МG 81. Заднюю полусферу защищали два спаренных МG 81Z, в нижней и верхней оборонительных установках. Экипаж машины состоял из трех человек.

Полуавтоматическое орудие с горизонтальным клиновым затвором перезаряжалось вручную. Скорострельность 75-мм пушки была невысокой, за время атаки пилот успевал произвести не более 2 выстрелов. Для стрельбы из 75-мм авиационной пушки могла использоваться вся номенклатура боеприпасов противотанкового орудия Раk.40.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Пушка и крупногабаритный обтекатель сильно увеличили лобовое сопротивление Ju 88Р-1, сделали самолёт очень сложным в управлении и уязвимым для истребителей. Максимальная скорость у земли снизилась до 390 км/ч. Гондолу с орудием можно было сбросить с помощью пиротехнических устройств в экстремальной ситуации, например, в случае выхода из строя одного из двигателей.

Судя по всему, испытания тяжелых штурмовиков Ju 88P-1, вооруженных 75-мм орудием, оказались не слишком успешными, и заказа на постройку крупной партии не последовало. В Германии также велись работы по созданию штурмовых вариантов Ju 88, оснащённых орудиями с автоматизированным перезаряжанием: с двумя 37-мм пушками ВК 3.7 или одной 75-мм ВК 7.5.

Однако в начале 1944 года в серию пошел самолёт Ju 88Р-4 с «промежуточным» 50-мм орудием ВК 5.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
50-мм авиационная пушка ВК 5
Авиационная 50-мм автоматическая пушка создана путём переделки из танковой полуавтоматической пушки KwK 39 с вертикальным клиновым затвором и длиной ствола 60 калибров. Питание орудия происходило из замкнутой металлической ленты. Боекомплект составлял 21 снаряд. Досылание снаряда происходило при помощи электропневматического механизма. Темп стрельбы достигал 45 выстр./мин. Орудие обладало высокой бронепробиваемостью. На дальности 500 метров бронебойный снаряд массой 2 040 г, вылетевший из ствола со скоростью 835 м/с, при угле встречи 60° пробивал 60-мм броню. Снаряд с твердосплавным сердечником массой 900 г и начальной скоростью 1 189 м/с в тех же условиях мог пробить 95-мм броню.

Таким образом, штурмовик, вооруженный 50-мм орудием, теоретически мог бороться со средними танками, атакуя их с любого направления, а тяжелые танки были уязвимы при обстреле с кормы и в борт. Надёжность артиллерийской системы была высокой, но она получилась очень тяжелой и весила около 540 кг.

Тяжелых противотанковых штурмовиков на базе Ju 88 построили немного – не более 40 единиц. Судя по всему, в это число вошли опытные экземпляры и самолеты, переоборудованные из других модификаций. Малое количество штурмовиков с тяжелым артиллерийским вооружением во многом объясняется узкой специализацией этих самолётов, на которых могли успешно воевать только пилоты с высоким уровнем подготовки.

Из-за незначительного числа выпущенных Ju 88Р, оценить их реальную боевую эффективность сложно. Самолёты поля боя с 50–75-мм пушками могли бы результативно действовать в начальный период войны, но тогда основные задачи по уничтожению наземных целей успешно решались пикировщиками и истребителями-бомбардировщиками. После потери немцами господства в воздухе и многократного роста мощи советских танковых армий, штурмовики Ju 88Р, появляющиеся днём над полем боя, были обречены на большие потери.

Истребители-бомбардировщики и штурмовики, созданные на базе истребителя Fw 190

Пикировщики и штурмовики Ju 87, являвшиеся основной ударной силой люфтваффе в начальный период войны, при воздействии на линию обороны и ближние тылы были прекрасным самолётом для блицкрига, но они оказались слишком уязвимы к зенитному огню и при потере безоговорочного господства в воздухе не могли выполнять боевую задачу без истребительного прикрытия. После осознания того, что война затягивается, немецкое военное руководство пришло к пониманию, что фронту требуется живучий скоростной ударный самолёт с мощным встроенным вооружением и приличной бомбовой нагрузкой, способный в случае необходимости постоять за себя в воздушном бою.

В 1939 году фирмой Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH был создан истребитель Fw 190, появившийся на советско-германском фронте в сентябре 1942 года. В связи с отсутствием в люфтваффе скоростных бомбардировщиков, способных в дневное время действовать без истребительного сопровождения, с весны 1943 года выпускались истребители-бомбардировщики Fw 190G, предназначенные для нанесения бомбовых ударов на дальности до 600 км.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Fw 190G-3 с 300-литровыми баками и 500-кг бомбой
Для снижения взлётного веса и возможности принять на борт большее количество топлива истребители-бомбардировщики почти не имели брони, не было пулемётного вооружения, а боекомплект двух 20-мм пушек был сокращён до 150 снарядов на ствол. Под крыло подвешивались сбрасываемые топливные баки. Так как самолёты модификации Fw 190G-8 могли брать 1 000-кг авиабомбы, шасси самолётов усилили.

Хотя истребители-бомбардировщики Fw 190G не имели специального крупнокалиберного пушечного вооружения и не были бронированы, их часто привлекали для нанесения ударов по советским танкам. Бомбы при этом сбрасывались с пологого пикирования залпом, после чего осуществлялся уход на максимальной скорости со снижением. Для ударов по бронетехнике часто применяли кассеты с кумулятивными бомбами SD 4-HL.

Истребительно-бомбардировочные варианты Fw 190 имели существенно большую бомбовую нагрузку, чем штурмовые. Но из-за возросшего взлётного веса Fw 190G не могли с полной нагрузкой действовать с грунтовых аэродромов.

На завершающем этапе войны для оказания непосредственной авиационной поддержки и борьбы с танками использовались штурмовые модификации истребителя Fw 190. Даже без дополнительного бронирования пилот Fw 190 был прикрыт спереди достаточно живучим звездообразным двигателем воздушного охлаждения, а мощное встроенное стрелково-пушечное вооружение позволяло эффективно наносить удары по наземным целям.

Первым вариантом, специально адаптированным для штурмовых действий, стал Fw 190A-3/U3. На этом самолёте козырёк фонаря кабины был выполнен из бронестекла толщиной 50 мм. Под фюзеляжем установили бомбодержатель для подвески одной 500-кг или 250-кг, двух 100-кг или четырех 50-кг авиабомб. Встроенное вооружение состояло из двух пулеметов винтовочного калибра MG 17 в фюзеляже и двух пушек MG 151/20 в крыле.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Fw 190A-3/U3
В связи с необходимостью действий в условиях сильного зенитного противодействия, бронезащиту усилили. Самолёт следующей ударной модификации Fw 190A-4/U3 имел двигатель увеличенной мощности, а общий вес брони достиг 138 кг. Пилот прикрывался бронеспинкой толщиной 8 мм и сдвижным 13,5-мм бронезаголовником. Защита кабины сзади обеспечивалась дополнительной бронеперегородкой.

Для снижения уязвимости маслорадиатора на капоте двигателя спереди установили два бронекольца. Однако этого оказалось недостаточно, и на модификации Fw 190A-5/U3 вес брони довели до 310 кг. По бокам и снизу кабину пилота и нижнюю часть двигателя прикрыли листами броневой стали толщиной 5–6 мм.

В апреле 1943 года технический департамент Министерства авиации во избежание путаницы и в связи с необходимостью различать истребительные, истребительно-бомбардировочные и штурмовые модификации ввел новую систему обозначений. Штурмовикам присвоили индекс «F», индекс «G» получили истребители-бомбардировщики. Соответственно, Fw 190A-4/U3 получили обозначение Fw 190F-1, а Fw 190A-5/U3 переименовали в Fw 190F-2.

Ударные варианты Fw 190 в основном оснащались 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения BMW-801С/D. В ходе производства двигатель постоянно совершенствовался, и развиваемая мощность возросла с 1 560 до 1 700 л. с. В мае 1943 года в серию пошел Fw 190F-3 с двигателем BMW 801D-2 мощностью 1 700 л. с. Благодаря более мощному мотору и улучшенной аэродинамике максимальная скорость самолёта по сравнению с предыдущей модификацией увеличилась на 20 км/ч.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Fw 190F-3
В целом этот самолет был достаточно удачным и имел неплохие характеристики. При максимальной взлётной массе 4 925 кг с учётом бомбовой нагрузки дальность полёта составляла 530 км. С одной 250-кг бомбой Fw 190F-3 в горизонтальном полёте разгонялся до 585 км/ч. После сброса бомбовой нагрузки самолёт мог развить в горизонтальном полёте скорость до 630 км/ч. Отбомбившись, он имел хорошие шансы оторваться от советских истребителей.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Первые штурмовые модификации Fw 190 имели неплохую защищённость и хорошие лётные данные. Но по меркам 1943 года встроенное стрелково-пушечное вооружение было уже недостаточно мощным. Штурмовик Fw 190F-8, созданной на базе истребителя Fw 190А-8, вместо пулемётов винтовочного калибра получил 13-мм MG 131.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Fw 190F-8: под плоскостями подвешены 59-кг авиабомбы, под фюзеляжем – 500-кг
Бомбовая нагрузка могла достигать 700 кг. На модификации Fw 190F-8/R3 на крыльевых узлах имелась возможность подвески двух 30-мм пушек МК 103.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Fw 190F-8/R3
Введение в состав вооружения 30-мм пушек повысило противотанковый потенциал. Бронепробиваемости 30-мм снарядов без твердосплавного сердечника вполне хватало для уверенного уничтожения легкобронированной техники, но для борьбы с Т-34 требовалось использовать определённые тактические приёмы.

Оптимальным вариантом была атака танка со стороны кормы, под углом примерно в 30–40°. То есть не слишком полого, но и не круто, чтобы без затруднений выйти из пике после атаки. С учетом того, что самолёт быстро разгонялся на пикировании и сильно проседал при выходе из него, следовало тщательно контролировать высоту и скорость полёта.

Параллельно с ростом возможностей в части борьбы с бронетехникой лётные данные штурмовика с подвесными 30-мм пушками упали. Увеличение лобового сопротивления не позволяло разогнать в горизонтальном полёте самолёт до скорости более 610 км/ч. Вес каждой пушки МК 103 с боекомплектом приближался к 200 кг, и их размещение на крыле делало самолёт «задумчивым» при выполнении манёвров. К тому же для результативной стрельбы по танкам необходимо было иметь высокую лётную квалификацию.

Известно три варианта подвесных установок с 30-мм пушками МК 103, отличавшихся размерами, формой обтекателя и дульным тормозом.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
30-мм пушка МК 103 под крылом штурмовика Fw 190F-8/R3
При отработке вооружения Fw 190F-8/R3 испытывался штурмовик с увеличенным боезапасом 30-мм пушек (по некоторым данным до 50 выстрелов). Но такая подвесная гондола получалась слишком громоздкой, и от этого варианта отказались.

В ходе серийного производства штурмовиков Fw 190F наблюдался рост их защищённости. Но самолёты, перетяжелённые бронёй, безнадежно проигрывали в воздушных боях советским истребителям. Известно, что все Fw 190 развивали высокую скорость в пике, и зачастую единственным приемом, который позволял выйти из боя, было пикирование, но для этого требовался запас высоты. Впоследствии бронирование штурмовика сократили до минимума по типу истребителей Fw 190А-8, повысив за счёт этого лётные данные. Заметным нововведением, появившимся во второй половине 1944 года, стал расширенный фонарь кабины. Это позволило улучшить обзор вперед и вниз, что было очень важно при атаке наземных целей.

Последней серийной штурмовой модификацией стал Fw 190F-9 с форсированным двигателем BMW 801TS мощностью 2 000 л. с., способный развить в горизонтальном полёте скорость 685 км/ч. Вооружение штурмовика осталось на уровне Fw 190F-8. Внешне самолёт отличался увеличенным фонарём кабины. В связи с острейшим дефицитом дюраля, на части машин деревянными были хвостовое оперение, закрылки и элероны.

«Фокке-Вульф» с встроенным штатным вооружением так и не смог стать полноценным истребителем танков. За исключением немногочисленных Fw 190F-8/R3, все штурмовые варианты уступали Hs 129B-2. В связи с этим немецкие конструкторы пытались оснастить штурмовики специальным противотанковым оружием, размещаемым на внешних подвесках.

Помимо уже упоминавшихся бомбовых кассет АВ-250 и АВ-500, снаряженных кумулятивными бомбами SD 4-HL, в арсенал Fw 190F входили различные реактивные снаряды.

Первым используемым образцом ракетного вооружения стал 210-мм реактивный снаряд, известный как Wfr. Gr. 21 Doedel (Wurframmen Granate 21). Данный боеприпас разработан на базе реактивной мины от пятиствольного 210-мм реактивного миномёта Nb. W. 42 (21 cm Nebelwerfer 42).

Запуск авиационного реактивного снаряда осуществлялся из направляющей трубчатого типа длиной 1,3 м. Направляющие закреплялись в гнездах для подвесных топливных баков. Как и баки, они могли сбрасываться в полете. Стабилизация снаряда на траектории происходила за счет вращения. Реактивный снаряд весил 112,6 кг, из которых 41 кг приходился на осколочную боевую часть, содержащую более 10 кг сплава тротила с гексогеном. При максимальной скорости 320 м/с прицельная дальность пуска не превышала 1 200 метров.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Снаряжение Wfr. Gr. 21 пусковой установки на Fw 190
Первоначально снаряд Wfr. Gr. 21 применялся для стрельбы по плотному строю тяжелых бомбардировщиков. Fw 190 брали под крыло по 1–2 реактивных снаряда. Также предпринимались попытки использования 210-мм ракет со штурмовиков. Эти ракеты демонстрировали неплохие результаты по скоплениям войск и другим площадным целям, но для поражения точечных подвижных объектов крупнокалиберные реактивные снаряды оказались малопригодны. Они давали слишком большое рассеивание, а количество ракет на борту было ограниченным.

Безуспешными оказались попытки применение против танков 280-мм фугасных реактивных мин Wfr. Gr. 28, боевая часть которых содержала 45,4 кг взрывчатки. Пусковые установки в виде сварной металлической рамы в количестве от двух до четырех подвешивались под крылом штурмовиков Fw 190F-8.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
280-мм мина под крылом Fw 190F-8
Адаптация в качестве авиационного боеприпаса реактивной мины, предназначенной для стрельбы по площадям с наземной пусковой установки, изначально была обречена на провал. При стрельбе тяжелая реактивная мина давала сильную просадку, что приходилось учитывать при прицеливании. Подвеска громоздкой пусковой установки отрицательно сказывалась на лётных данных штурмовика. При пуске с дистанции менее 300 метров существовала реальная опасность нарваться на собственные осколки.

В 1944 году специалисты чешской фирмы Československá Zbrojovka Brno смогли сделать то, что не удалось в СССР. На основе советского авиационного реактивного снаряда РС-82 была создана достаточно эффективная противотанковая авиационная ракета R-HL Panzerblitz 1 (нем. – танковая молния). Она имела близкие к советскому прототипу характеристики, но точность стрельбы была существенно выше, чем у РС-82. Электрический запал был вынесен на один из ведущих поясков, что сделало ракету более надёжной.

Реактивный снаряд весил 7,24 кг. Скорость – до 374 м/с. В качестве боевой части использовалась 88-мм кумулятивная боеголовка RPzB Gr. 4322 массой 2,1 кг от РПГ Panzerschreck. Бронепробиваемость при угле встречи 60° составляла 160 мм.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Для применения Panzerblitz 1 с октября 1944 года балочными пусковыми установками оборудовали 115 штурмовиков Fw 190F-8/Pb1. На каждый самолёт подвешивалось 12–16 ракет. Лучший результат достигался при залповом пуске шести ракет. С дистанции 300 метров в цель в среднем попадала одна.

Другой специализированной противотанковой ракетой стала R4/M-HL Panzerblitz 2, созданная на базе авиационной 55-мм НАР R4M Оrkаn. От базового варианта новая НАР отличалась боевой частью кумулятивной гранаты RPzB Gr. 4322. Подвеска ракет производилась на направляющие балочного типа.

Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Противотанковая ракета R4/M-HL Panzerblitz 2
Стабилизация ракеты после пуска осуществлялась складными перьевыми стабилизаторами. Снаряженная масса составляла 5,37 кг, масса боевой части – 2,1 кг. Скорость – 370 м/с. Дальность стрельбы – до 1 000 м.

Ракеты Panzerblitz 2 продемонстрировали высокую боевую эффективность. При залповом пуске с дистанции 300 м из двенадцати НАР 1–2 укладывались в круг диаметром 7 м. В 1945 году появился ещё один вариант этой ракеты, известный как Panzerblitz 3, с боевой частью меньшего калибра и увеличенной скоростью полёта. Но, несмотря на определённые успехи в деле создания противотанковых неуправляемых ракет, они появились слишком поздно. В условиях подавляющего превосходства советской авиации немногочисленные штурмовики, оснащённые противотанковыми НАР, не оказали заметного влияния на ход боевых действий.

В целом создание ударных вариантов Fw 190 себя оправдало. Хотя истребители-бомбардировщики Fw 190G по точности бомбометания не могли сравниться с пикирующими бомбардировщиками Ju 87, а штурмовые модификации по мощи артиллерийского вооружения, за исключением немногочисленных Fw 190F-8/R3, уступали Hs 129B-2, «Фокке-Вульф» стал универсальной летающей платформой, которая в зависимости от варианта вооружения могла решать различные задачи.

В общей сложности за годы войны построено около 20 000 Fw 190 всех модификаций, примерно половина из них – это штурмовики и истребители-бомбардировщики. Очень интересно отображаются приоритеты, согласно которым немецкое командование распределяло различные варианты по ТВД. На Западном фронте и в ПВО Германии в основном задействовались истребители, а на Восточном фронте примерно 2/3 Fw 190 были ударными.

Продолжение следует…

Источник: topwar.ru