Британская управляемая ракета «воздух-поверхность» SPEAR 3

Британская управляемая ракета «воздух-поверхность» SPEAR 3
Ракета SPEAR 3 и ее носители — Typhoon и F-35B

С начала прошлого десятилетия британское отделение европейской компании MBDA ведет разработку перспективной крылатой ракеты воздушного базирования SPEAR 3. К настоящему времени этот проект вышел на одну из завершающих стадий, и в самое ближайшее время ожидаются его реальные результаты. В соответствии с ранее определенными планами, в следующем году серийные ракеты нового типа должны поступить на вооружение Королевских ВВС и ВМФ Великобритании. Однако проект мог столкнуться с трудностями, и существует риск тех или иных задержек.

Затянувшаяся разработка

Еще в 2010 г. КВВС и морская авиация КВМФ Великобритании выпустили тактико-технические требования к перспективной ракете «воздух-поверхность» Selected Precision Effects At Range Capability 3 (SPEAR 3). Вскоре появился контракт на разработку такого оружия. Исполнителем работ назначили компанию MBDA UK – британское отделение европейской международной организации.

Согласно первоначальным планам, к 2014 г. проект SPEAR 3 должен был выйти на стадию летных испытаний макетных образцов. Затем ожидался старт полноценной разработки, на которую требовалось еще несколько лет. При отсутствии затруднений, готовая ракета могла бы пойти в серию и поступить на вооружение в 2018 г. Как теперь известно, эти планы выполнить не удалось.

Компания MBDA UK за несколько лет справилась с первым этапом разработки и начала подготовку к испытаниям. Для этого в июне 2014 г. она получила дополнительный контракт на интеграцию новой ракеты в комплекс вооружений истребителя Eurofighter Typhoon. Эти работы не заняли много времени, и в том же году «Тайфун» стал носителем ракет-демонстраторов и обеспечил проведение первых испытаний.

По результатам этих мероприятий в мае 2016 г. компания MBDA UK получила контракт на полноценную разработку новой ракеты. Эти работы оценили в 411 млн фунтов стерлингов. В 2019 г. появился дополнительный контракт, в соответствии с которым исполнитель должен интегрировать новую ракету в комплекс вооружений истребителя F-35B.

Британская управляемая ракета «воздух-поверхность» SPEAR 3
В целом проект SPEAR 3 успешно продвигался вперед, хотя реальные темпы работ существенно отличались от ранних планов и прогнозов. Так, завершить разработку и наладить серию до 2018 г. не удалось, и сроки принятия на вооружение постепенно сместились на начало двадцатых годов.

Завершающий этап

В январе 2021 г. Минобороны Великобритании выдало MBDA UK еще один контракт. За 550 млн фунтов подрядчик должен завершить разработку перспективной ракеты и наладить ее серийное производство. В течение 18 месяцев после подписания контракта (до июля 2022 г. включительно) требовалось начать полномасштабные летные испытания.

MBDA UK до сих пор не сообщала о начале летных испытаний. По всей видимости, компании не удалось уложиться в установленные сроки, и пока продолжается подготовка к пускам полноценных опытных изделий. Как скоро начнутся такие тесты и сколько времени займут, неизвестно.

Текущие трудности могут привести к новому сдвигу сроков. Дело в том, что уже в 2023 г. британские КВВС и КВМФ собирались принять новую ракету SPEAR 3 на вооружение и включить ее в боекомплект истребителей Typhoon и F-35B. Вероятно, эти планы выполнить не удастся, и эксплуатация ракет начнется только в 2024-25 гг.

Глубокая модернизация

С технической точки зрения перспективная ракета «воздух-поверхность» SPEAR 3 представляет собой глубокую модернизацию существующего изделия Brimstone. За счет определенных доработок исходной конструкции и использования новых компонентов планировалось повысить все основные характеристики и получить новые возможности и режимы работы.

Британская управляемая ракета «воздух-поверхность» SPEAR 3
Самолет F-35B с ракетами SPEAR 3 и Meteor на внутренней подвеске
Новая ракета выполнена в цилиндрическом корпусе длиной 1,8 м диаметром 180 мм. Имеется прозрачный головной обтекатель головок самонаведения. Предусмотрен верхний плоский обтекатель, к которому крепятся раскладные плоскости. В хвосте находится оперение из нескольких плоскостей и рулей. Компоновка – традиционная для подобного вооружения. Головной отсек отдан средствам наведения, за ними находится боевая часть, а в хвосте помещен двигатель. Стартовая масса изделия не превышает 100 кг.

Для SPEAR 3 разработаны комбинированные системы управления и наведения. Автопилот ракеты имеет средства инерциальной и спутниковой навигации. Также с ним сопряжены активная радиолокационная головка самонаведения миллиметрового диапазона, полуактивная лазерная и инфракрасная ГСН. Ракета имеет аппаратуру связи и может обмениваться данными с носителем.

В перспективе планируется разработать приборы и программное обеспечение для группового применения ракет в режиме «роя». Изделия должны будут обмениваться информацией о целях, распределять их между собой и реагировать на изменение обстановки.

В хвостовой части корпуса помещен малогабаритный короткоресурсный турбореактивный двигатель Hamilton Sundstrand TJ-150; воздухозаборники выведены на борта ракеты. При помощи такого двигателя SPEAR 3 сможет развивать высокую дозвуковую скорость. В зависимости от высоты пуска и скорости носителя, будет достигаться дальность полета до 130-140 км.

Предусматривается несколько вариантов боевой нагрузки. Прежде всего, ракета получает осколочно-фугасный заряд. Также разрабатывается модификация SPEAR EW (Electronic Warfare) с бортовой станцией постановки активных помех. Предполагается, что такие изделия будут применяться вместе с боевыми ракетами и помогут им прорывать противовоздушную оборону противника.

Британская управляемая ракета «воздух-поверхность» SPEAR 3
Ракета SPEAR 3 предназначается для КВВС и КВМФ Великобритании, что определяет круг ее будущих носителей. В ходе испытаний первым носителем такого оружия был истребитель Typhoon. После следующей модернизации аналогичные возможности получат и строевые самолеты. Каждый из них сможет нести до 16 ракет нового типа.

Вторым носителем SPEAR 3 станет палубный истребитель F-35B. Ракеты будут помещаться во внутренние грузоотсеки, до четырех в каждом. Также возможно применение внешней подвески, но такое увеличение боекомплекта негативно скажется на прочих характеристиках.

Возможно, в будущем ракета SPEAR 3 заинтересует иностранных заказчиков. В связи с этим MBDA придется интегрировать ее в комплексы вооружений других самолетов. Впрочем, актуальные тенденции развития зарубежной боевой авиации таковы, что потребности множества заказчиков можно будет закрыть за счет размещения ракет только на F-35.

Ожидаемые преимущества

Целью текущего проекта SPEAR 3 является создание перспективной ракеты «воздух-поверхность» с повышенными тактико-техническими характеристиками. Если MBDA UK справится со всеми техническими задачами, то КВВС и КВМФ Великобритании получат оружие с особыми возможностями, выгодно отличающееся от имеющихся сейчас изделий.

Одним из главных преимуществ готовой ракеты SPEAR 3 станет высокая дальность полета. Она будет одним из самых дальнобойных вооружений «воздух-поверхность» в распоряжении сухопутной и морской авиации, и их оперативные возможности улучшатся.

Британская управляемая ракета «воздух-поверхность» SPEAR 3
Ракета-постановщик помех SPEAR-EW
Особое значение имеет новая система управления с тремя разными ГСН и двумя способами навигации. Она обеспечит полет в заданный район с последующим поиском и поражением цели. При этом возможна атака неподвижных и движущихся целей, как с известными координатами, так и с самостоятельным поиском или по внешнему целеуказанию. Гибкость применения SPEAR 3 будет выше, чем у других ракет.

Новая ракета создается с учетом планов развития боевой авиации, что тоже имеет большое значение. Ее изначально проектировали для использования на перспективных самолетах, с учетом их возможностей и ограничений. Благодаря этому изделие SPEAR 3 вместе с F-35 сможет оставаться на вооружении в течение длительного времени и показывать требуемые характеристики.

Впрочем, имеются серьезные недостатки. Главный заключается в общей сложности проекта. Необходимость создания и отработки разных приборов и программного обеспечения уже привела к переносам сроков, и нельзя исключать, что такие события повторятся. Кроме того, сложность ракеты увеличивает ее стоимость. Цена серийного изделия пока не раскрывалась, но можно ожидать, что оно не будет дешевле существующих образцов своего класса.

Неопределенное будущее

Таким образом, Великобритания продолжает разработку новой авиационной ракеты SPEAR 3 и рассчитывает получить все желаемые результаты в самом ближайшем будущем. Согласно ранее оглашенным планам, сейчас должны были проходить полноценные летные испытания, а в следующем году стартует серийное производство и развертывание ракет в войсках.

Тем не менее, о начале испытаний пока не сообщалось, что говорит о наличии неких трудностей и очередном сдвиге сроков. Насколько серьезны эти трудности и удастся ли справиться с ними в рамках установленных сроков, неизвестно. Однако можно ожидать, что MBDA UK сделает все возможное для скорейшего выполнения имеющегося заказа. Удастся ли ей справиться с поставленными задачами, покажет время.

Источник: topwar.ru