Предполагаемый облик истребителя GCAP
Великобритания, Италия и Япония объявили о запуске совместной программы разработки перспективного истребителя нового поколения, обозначенной как Global Combat Air Programme (GCAP). К участию в программе привлекут целый ряд авиастроительных и смежных организаций из трех стран, и к 2035 г. они должны представить готовый самолет. Предполагается, что новый проект обеспечит модернизацию военно-воздушных сил, а также положительно повлияет на развитие промышленности.
Совместное заявление
О старте программы GCAP объявили 9 декабря в совместном заявлении правительств Великобритании, Италии и Японии. В официальном сообщении страны заявили о своей приверженности идеалам демократии и «мира, основанного на правилах», а также напомнили о своих давних близких отношениях. Теперь три государства делают новый шаг в деле укрепления сотрудничества.
Страны запускают совместную разработку перспективного истребителя следующего поколения. Самолет, пока обозначаемый как GCAP, должен появиться к 2035 г. Каким он окажется, какие характеристики сможет показать, и в чем будут заключаться его преимущества, пока не сообщается. Кроме того, не уточняется, какой номер имеет упомянутое «новое поколение».
При этом указана одна из целей проекта. Планируется создать полноценный авиационный комплекс, который сможет стать основой для более крупных авиационных систем. Последние, в свою очередь, смогут эффективно работать в «многодоменных» силах.
Страны-участники готовы уже раскрыть планируемые меры организационного характера и следующие из них выгоды. Так, за счет программы GCAP три государства планируют усилить военные и научно-технические связи. При помощи распределения ролей и создания новых производственных коопераций предлагается укрепить оборонно-промышленную базу стран. Специально для нового проекта компании-участники будут создавать новые рабочие места.
Отдельно отмечается, что совместный проект не ослабит промышленность отдельных стран. Их предприятия сохранят способность самостоятельной разработки и производства авиационной техники.
Основными заказчиками перспективного истребителя станут страны-разработчики. Также планируется выход на международный рынок. В официальном заявлении сообщается, что GCAP будет совместим с силами и средствами США и других стран НАТО, Индо-Тихоокеанского региона и т.д. В целом планируется, что проект станет глобальным и оправдает свое название.
Информация от промышленности
Так же 9 декабря компания BAE Systems опубликовала пресс-релиз о старте программы GCAP, содержащий новые любопытные данные. В частности, она указала на определенную преемственность перспективных проектов, а также раскрыла примерный список компаний-участников будущей разработки. Кроме того, показали гипотетический облик перспективного истребителя. Художники компании изобразили самолеты GCAP над Лондоном и Римом, а также на фоне горы Фудзи.
BAE Systems напомнила, что с 2018 г. в Великобритании ведется разработка собственного проекта следующего поколения под названием Tempest. К работам помимо самой BAE привлечены компании Leonardo UK, MBDA UK и Rolls-Royce – такое объединение называется Team Tempest. Также названы возможные участники программы GCAP из двух других стран. Италию будут представлять компании Avio Aero, Elettronica и Leonardo, а от Японии к работам присоединятся IHI Corporation, Mitsubishi Electric и Mitsubishi Heavy Industries.
Британская сторона отмечает, что в основу совместного проекта GCAP лягут наработки по ее собственной программе. «Команда «Темпест» за последние годы достигла определенных успехов, и ее опыт пригодится в новой программе. При этом BAE Systems не указывает, насколько похожими в итоге будут два проекта.
Следует напомнить, что аналогичный проект перспективного истребителя имеется и у Японии – F-X или F-3 от Mitsubishi Heavy Industries. Сейчас он находится на стадии разработки, а первый полет опытного самолета ожидается только через несколько лет. Как новая программа GCAP повлияет на судьбу F-X, пока не сообщается.
Самолет неизвестного облика
По очевидным причинам, участники программы GCAP на данный момент не могут предоставить никакой технической информации. Пока не начиналась даже предварительная проработка проекта и неопределенными остаются даже самые основные требования.
Впрочем, к официальным сообщениям о программе приложены любопытные иллюстрации. Возможно, они показывают нынешние взгляды на облик будущего самолета. При этом нельзя не отметить, что нарисованный истребитель похож на ранее представленные проекты британской разработки.
Проектный облик истребителя BAE Tempest
В виде трехмерной модели показан самолет схемы «бесхвостка» интегральной компоновки. Выраженный фюзеляж имеет заостренный носовой обтекатель и боковые воздухозаборники. С ним сопряжено стреловидное крыло с ломаной задней кромкой. В хвосте находятся разваленные наружу кили. Силовая установка включает два турбореактивных двигателя.
Разработчики GCAP пока не раскрывали тему радиоэлектронного оборудования и иного оснащения самолета. Вероятно, на истребителе будут использованы самые новые и перспективные приборы, в т.ч. пока не существующие или только разрабатываемые. Какие режимы работы они получат – станет известно позже. То же касается и подходов к управлению. Вполне возможно, что GCAP, следуя тенденциям последнего времени, будет опционально пилотируемым.
Интересное заявление сделало руководство британского отделения итальянской компании Leonardo. Оно упомянуло, что в проекте GCAP могут использоваться т.н. интегрированные средства освещения обстановки и перспективная система «управления полем боя». Более подробную информацию предоставить пока не могут.
Нарисованные самолеты имеют гладкую нижнюю поверхность крыла и не несут вооружения на внешней подвеске. Вероятно, как и ряд современных истребителей, GCAP должен получить внутренние отсеки для боекомплекта. Размеры и вместимость таких отсеков оценить не получится. Очевидно, что в боекомплект будут входить только перспективные боеприпасы, в т.ч. лишь планируемые к разработке в будущем.
Leonardo также упоминает возможность внедрения принципиально нового оружия с «некинетическими эффектами». Под этим термином могут скрываться системы направленной энергии – лазеры или микроволновое вооружение. Вероятно, потенциал такой системы в контексте истребительной авиации будет определяться позже, в ходе проработки оптимального облика самолета.
Японский истребитель F-3
Летно-технические характеристики будущего GCAP остаются неизвестными даже для участников проекта. Следует ожидать, что самолет будет сверхзвуковым. При этом перспективные двигатели с повышенной тягой и улучшенной экономичностью позволят совершать длительный сверхзвуковой полет без использования форсажа.
Смелые планы
Таким образом, три зарубежных государства договорились объединить усилия для создания принципиально нового самолета-истребителя с особыми характеристиками и возможностями. В ближайшие годы они планируют провести необходимые исследования и определить облик будущего самолета. Не ранее середины десятилетия начнется полноценное проектирование, а готовый GCAP появится только к 2035 г.
Удастся ли решить все поставленные задачи, неизвестно. Страны-участницы программы имеют весьма ограниченный опыт в разработке современных авиационных комплексов. Так, они принимали некоторое участие в американской программе F-35, но собственные проекты истребителей 5 поколения не создавали. Хватит ли имеющихся компетенций и потенциала их развития для создания проекта «следующего поколения» – неизвестно.
Впрочем, страны и компании-участники программы понимают всю сложность поставленных задач и, похоже, готовы к ней. Они намерены приложить все необходимые условия и разработать как истребитель в целом, так и все прочие компоненты перспективного авиационного комплекса. Насколько оправдан такой оптимизм, покажет время. Однако ждать результатов придется долго – до середины тридцатых годов.
Источник: topwar.ru