КамАЗ-65225 готовится к спецоперации
Труженики военных артерий
У танковоза на фронте множество ролей. Он занимается эвакуацией поврежденной техники, перебрасывает резервы, обеспечивает оперативную передислокацию бронетехники. В приложении к реалиям российской спецоперации у танковозов особая роль. Украинский фронт – это несколько тысяч километров степи, лесов, грунтовых и шоссейных дорог. Перебрасывать танки и БМП своим ходом на такие расстояния долго и дорого.
В первую очередь расходуется дефицитный ресурс двигателей, трансмиссии и ходовой части. Во вторую очередь длительные перегоны своим ходом требуют немалого количества топлива и вызывают ненужную утомляемость экипажей. Именно поэтому ведение маневренных боевых действий без танковозов никуда.
Для перевозки легкобронированной техники подойдет любой армейский седельный тягач. Если придется выгребать с хранения все, что есть, то в дело пойдет заслуженный ЗиЛ-131В. В конце концов, в зону СВО переброшены подзабытые уже 9К55 «Град-1» на полноприводном зиловском шасси, так почему бы не использовать потенциал седельных тягачей? Правда, грузить в полуприцеп-трал рекомендуется не больше 12 тонн, но «мотолыга», к примеру, отлично вписывается в этот формфактор. Но пока ЗиЛ-131В на Украине не замечен, значит – с танковозами у российской армии все в порядке.
ЗИЛ-131В. Источник: auto.vercity.ru
Следующим седельным тягачом в табели о рангах стоит «Урал-44202», который в сцепке с тралом ЧМЗАП способен транспортировать боевые машины пехоты. Аналогичные задачи выполняет КамАЗ-4410 – первый полноприводной тягач из Набережных Челнов.
Но эта техника также относится к разряду мобилизационного резерва и на СВО не используется. Современной версией тягача еще советского происхождения можно считать трехосный КамАЗ-53504, который справляется с полуприцепами массой 23 тонны. Гораздо более приспособлен к реалиям Украины седельный тягач КамАЗ-6450 с колесной формулой 8×8. Эта немаленькая машина оснащена форсированным дизелем на 360–400 л. с. и может тянуть полуприцеп полной массой до 26 тонн.
Судя по опыту, четырехосный тягач увезет танк, но главным клиентом все-таки выступает БМП-3. Как и все остальные транспортеры бронетехники, КамАЗ-6450 отличается высокой максимальной скоростью (до 80 км/ч) и немаленьким запасом хода – до 1 000 км. Полноприводное шасси позволяет перегонять тралы по увлажненным грунтовым дорогам, но вот экипаж бронемашины вынужден коротать дорогу на своих рабочих местах.
КамАЗ-65225. Источник: telegra.ph
Вообще, в российской армии практически нет специально разработанных танковозов, и обычно в дело идут основательно переработанные версии гражданских тягачей. Таким, например, стал один из самых распространенных танковых транспортеров – КамАЗ-65225.
Несмотря на то, что это полноприводная машина, две задние оси у тягача двухскатные, что позволяет значительно увеличить нагрузку на седло. У танковоза 400-сильный мотор и полная масса автопоезда в 75 тонн. «Армату», конечно, не утащит, но для Т-72, Т-80, Т-90 запаса прочности хватит. Большой минус такого танковоза – это низкая проходимость.
Во-первых, мешают двухскатные задние оси, а во-вторых, не самый производительный для 75-тонной машины дизель. Но на Украине это пока самый распространенный танковоз. Этому благоволят погодные условия и развитая дорожная сеть. Частично проблема бездорожья решается танковозом КамАЗ-65221, у которого задние оси уже односкатные. Только вот транспортирует танки такой тягач уже на пределе – полная масса полуприцепа не превышает 51 тонну. Машина также используется для нужд спецоперации.
КамАЗ-65221 Источник: platesmania.com
БАЗ-6403.01. Источник: en.wikipedia.org
Не КамАЗами едиными живут российские танковозы на Украине. В классе перевозчиков легкой бронетехники – БАЗ-6402 «Вощина-1», основное предназначение которого перевозить комплексы С-400. Машина суровая – шесть колес на торсионных подвесках, 9-ступенчатая механическая КПП, 470-сильный дизель ЯМЗ и сразу тринадцатиметровый радиус разворота. Танки таскать такая сцепка не сможет – масса полуприцепа не должна превышать 30 тонн.
Совершенно в другой категории – брянский четырехосный тяжеловоз БАЗ-6403.01, способный тянуть трал массой в 70 тонн. Полная масса автопоезда тянет на 90 тонн. Теоретически брянский тягач может и 55-тонную «Армату» на Украину доставить. Машина немаленькая – высота 3 метра, длина 9,9 метров. Тягач изначально разрабатывался под нужды концерна ВКО «Алмаз-Антей», но успешно используется танкистами, в том числе и на Украине.
А если помечтать?
Чего не хватает отечественным танковозам? Прежде всего, бронированной кабины. Королевой боевых действий на Украине является артиллерия с вездесущими осколками и готовыми убойными элементами. Это добавляет серьезные риски водителям в прифронтовой зоне.
Еще в 2016 году появилась надежда на решение этой проблемы – в Миассе разработали четырехосный Урал-6308 «Торнадо-У». У этого танковоза все хорошо – сдвоенная бронекабина, в которой с комфортом разместится экипаж танка, и три односкатные оси сзади, одновременно повышающие проходимость и нагрузку на седло.
Мотор прочили 550–600-сильный, что значительно увеличивало удельную мощность машины. Особенно относительно предшественников. Не забываем про роскошную независимую пружинную повестку задних – «Армату» не будет укачивать на ухабах. Последняя ось проектировалась поворотной, что позволяло при должном умении маневрировать в городских условиях. Самый первый прототип, правда, оснащался венгерскими мостами, немецкой автоматической КПП, да и двигатель ЯМЗ был лицензионный от Renault.
Ждем этого красавца на Украине?
Урал-6308 «Торнадо-У». Источник: autoreview.ru
Белорусские МЗКТ умеют делать вот так. Источник: mpark.pro
К-78504 «Платформа-О». Источник: trucksplanet.com
К-78504 «Платформа-О». Источник: glav.su
Одним из самых важных направлений развития тяжелого танковозного транспорта является разработка тягачей, способных брать на трал пару танков. Если не пару, то хотя бы танк в компании с БМП. Такое уже давно умеют белорусские богатыри МЗКТ, до недавнего времени пользовавшиеся неплохим спросом. Например, ОАЭ охотно покупали танковозы и возили на них свои БМП-3 с Leclerc.
У России до определенного момента был выбор – либо попадать в зависимость от Белоруссии и закупать не только ракетовозы, но и танковые транспортеры, либо самостоятельно разработать аналог. Так появилась камазовская (точнее – разработчиком выступал «Ремдизель») «Платформа-О» – самая масштабная и дорогостоящая из программ разработки армейской колесной техники последних лет. Два шасси – К-7350 и К-78504 – были потенциально способны составить конкуренцию минским машинам.
Схему в Набережных Челнах выбрали экзотическую с дизель-генератором и мотор-колесами. Фактически тягачи проектировали с чистого листа. Не получилось. И техническая начинка не дотягивала, и сами прототипы оказались перетяжеленными.
Сейчас локомотивом развития отечественных танковозов станет минская конструкторская школа. История повторяется – именно специальное КБ МАЗа после войны стало родоначальником всей советской линейки тяжелой колесной техники.
Источник: topwar.ru