AMX AuF1 одного из французских подразделений на совместных учениях. Фото Минобороны США
В восьмидесятых годах на вооружение сухопутных войск Франции поступила новейшая самоходная артиллерийская установка AMX AuF1. Техника этого типа строилась в достаточно больших количествах, что позволило ей на долгие годы стать основой французской сухопутной артиллерии. К настоящему времени эта роль отошла к более новым боевым машинам, но и старые САУ остаются на вооружении, и пока от них не отказываются.
Новое поколение
Решение о разработке новой САУ с 155-мм орудием было принято в конце шестидесятых годов. С помощью такой машины в обозримом будущем собирались заменить устаревающие самоходки F3. Последние оснащались старой 155-мм гаубицей и могли вести огонь только на 18-20 км, что считалось уже недостаточным. Кроме того, они использовали устаревшее танковое шасси AMX-13.
В 1969-70 гг. армия совместно с ведущими предприятиями промышленности проработали облик САУ нового поколения и определили требования к ней. Помимо общего роста характеристик в сравнении с существующим образцом требовалась подвижность на уровне существующих танков, высокая скорострельность с любыми боеприпасами, способность вести огонь в любом направлении без ограничений, а также защита экипажа от пуль/осколков и оружия массового поражения.
По одному из пунктов требований, проект получил рабочее обозначение GCT (Grande Cadence de Tir – «Высокий темп стрельбы»). Позже, при принятии на вооружение, ввели название Automoteur modèle F1 («Самоходка, модель F1») или AuF1. Также получил распространение индекс AMX AuF1 или AMX-30 AuF1, указывающий тип выбранного шасси.
Бронетехника Саудовской Аравии, 1992 г. Фото Минобороны США
Изначально проект создавался Арсеналом Бурже (EFAB) и Арсеналом Роан (ARE), а в 1971 г. он перешел вновь созданному концерну GIAT. Разработка САУ и строительство опытной техники заняли буквально пару лет. Первый прототип GCT вышел на полигонные испытания уже в 1972 г. В следующем году начались тестовые стрельбы. В течение нескольких следующих лет продолжалась отработка и доводка конструкции.
На этом этапе построили восемь опытных самоходок с теми или иными отличиями. Несмотря на ряд крупных нововведений, новые возможности и т.д., прототипы показали высокие технические и боевые характеристики, а также продемонстрировали достаточную надежность. В середине десятилетия опытные машины отправились в армию для освоения и отработки вопросов применения.
Путь в войска
В 1976 г. армия и GIAT планировали подписать первый контракт на серийное производство новых САУ. Однако вооруженные силы столкнулись с нехваткой финансирования, и заказ пришлось отложить на неопределенный срок. Концерн-производитель, в свою очередь, начал поиск нового покупателя. Уже в 1977 г. он получил первый реальный заказ – Саудовская Аравия пожелала приобрести 63 боевые машины.
Первый французский заказ появился только в начале восьмидесятых, и готовая техника попала в войска в 1983 г. В дальнейшем армия смогла заказать достаточно большое количество самоходок. Так, до 1988 г. включительно приобрели 179 машин в исходной комплектации, а затем стартовал выпуск модернизированных AuF1T. До 1992 г. по обновленному проекту собрали 74 САУ. Кроме того, в середине девяностых Франция перестроила в самоходки 20 устаревших танков.
Ремонт самоходки: башня снята с шасси. Фото Wikimedia Commons
В начале восьмидесятых также был получен второй экспортный контракт. На этот раз технику купил Иран, в то время воевавший с Ираном. В 1983-85 гг. ему отправили ок. 85 боевых машин. На рубеже восьмидесятых-девяностых 18 САУ заказал Кувейт. Готовую технику он получил вскоре после завершения Войны в Заливе и освобождения страны.
В девяностых годах GIAT пытался продать AuF1 Индии. Специально для нее были построены и испытывались прототипы САУ необычного облика. Их выполнили на шасси танков Т-72 и «Арджун» с использованием штатной французской башни. Несмотря на все усилия, индийская армия не заинтересовалась таким предложением.
Производство САУ AMX AuF1 продолжалось около 15 лет и за это время изготовили более 400 ед. такой техники. Основным заказчиком – хотя и не стартовым – предсказуемо была Франция.
Самоходки на службе
Первые серийные AuF1 отправились в Саудовскую Аравию, где эксплуатируются до сих пор. Их служба в аравийской армии ничем не примечательна. Техника регулярно участвует в маневрах, а также проходит ремонты. Достоверные сведения о боевом применении отсутствует. При этом к настоящему времени парк САУ сократился до 60 ед. Схожим образом обстоит дело с кувейтскими AuF1, но эта страна сохранила все полученные САУ.
Кормовые люки башни открыты, видны укладки боеприпасов. Фото Chars-francais.net
Ирак в свое время заказывал французские самоходки для восполнения потерь на иранском фронте. Насколько известно, полученные AuF1 использовались в боях, получали повреждения и несли потери. Тем не менее, значительная часть САУ осталась в строю, в т.ч. после ремонта. Впрочем, насколько известно, к 2003 г. даже оставшиеся машины вышли из строя, и в новой войне они не применялись.
Франция активно использовала свои САУ в учебных мероприятиях. Кроме того, с начала девяностых подразделения на AuF1 несколько раз участвовали в военных операциях. Самоходки использовались в миротворческой миссии на Балканах и демонстрировали свои преимущества перед устаревшей артиллерией. Также их развертывали в других районах в рамках тех или иных операций, и такая практика продолжается до сих пор.
По мере продолжения службы, французские AMX AuF1 несколько раз модернизировались. Очередное крупное обновление планировалось в середине двухтысячных годов, но от него отказались. В этот период на вооружение французской армии поступила новая САУ CAESAR, и модернизацию AuF1 посчитали нецелесообразной. Кроме того, был составлен план по постепенной замене старых самоходок новыми.
К настоящему времени большая часть AuF1 покинула строевые части и уступила свое место новым CAESAR. Часть старых машин утилизировали, остальные отправили на хранение или в музеи. В строю остается всего 32 самоходки. Их планируют сохранять до 2030 г., после чего тоже заменят новыми орудиями на колесной базе.
САУ AuF1 из состава IFOR в Боснии, 1995 г. Фото Wikimedia Commons
Особенности конструкции
AMX AuF1 представляет собой артиллерийскую самоходку на гусеничном шасси с 155-мм орудием в полноповоротной башне. Часть агрегатов взяли у существующих боевых машин, тогда как прочие разрабатывались с нуля. В итоге удалось выполнить все требования заказчика и обеспечить необходимые тактико-технические характеристики.
Все серийные версии САУ строились на шасси танка AMX-30. Последнее сохраняло штатный броневой корпус с противоснарядным бронированием лба толщиной 80 мм, силовую установку на основе дизеля мощностью 680 л.с. и ходовую часть с торсионной подвеской. Компоновка в целом не менялась – башня монтировалась на штатный погон. При этом шасси несколько раз модернизировалось. Заменялись двигатели и трансмиссии, монтировалась вспомогательная силовая установка, дорабатывались различные системы и т.д.
Для AuF1 была разработана оригинальная башня большого размера и характерной коробчатой формы. Под защитой 20-мм брони поместили качающуюся орудийную установку, автомат заряжания, средства управления и три рабочих места для командира, наводчика и заряжающего.
Списанная самоходка, использовавшаяся миротворческими силами, в музее г. Сомюр. Фото Tanks-encyclopedia.com
САУ получила 155-мм нарезное орудие типа GCT со стволом длиной 39 клб. Ствол оснащался двухкамерным дульным тормозом и полуавтоматическим затвором. Орудие размещалось на развитых гидропневматических противооткатных устройствах. Дистанционно управляемые гидравлические приводы обеспечивали круговую наводку по горизонтали путем поворота башни и вертикальную от +5° до +66°.
Орудие использует выстрелы раздельного заряжания с модульным метательным зарядом в сгорающем картузе. В кормовой части башни поместили укладки автомата заряжания на 42 выстрела – в ячейках помещалось 42 снаряда и 180 модулей заряда, по 6 на каждый выстрел. При помощи двух транспортеров и толкателей боеприпасы автоматически загружаются в ствол. Пополнение боекомплекта осуществляется через люки в кормовой стенке башни.
Система управления огнем отличается определенной простотой. Предусмотрен оптический прицел для стрельбы прямой наводкой. Также имеются панорамный прицел, электронно-оптический угломер, система навигации и другие приборы для стрельбы с закрытых позиций. Пульт наводчика оснащен органами управления наводкой и выстрелом. Прием данных для стрельбы осуществлялся при помощи штатной радиостанции. В последних модернизациях внедрили автоматизированные системы обмена информации и расчета данных для стрельбы.
САУ AuF1 может использовать широкую номенклатуру 155-мм снарядов. Основными являются осколочно-фугасные боеприпасы разных типов. В типовой боекомплект также включалось несколько дымовых. При использовании «обычного» снаряда натовского стандарта дальность стрельбы достигает 18 км. Применение французского ОЕ 155 56/69 с улучшенной аэродинамикой позволяет стрелять на 23,5 км. Также используется изделие ОЕ F2/LU111 с донным генератором, увеличивающим дальность до 30 км.
Вспомогательное вооружение включает пулемет на башне, нормального калибра или крупнокалиберный. Запасные ленты для пулеметов хранятся внутри башни. На лбу башни расположены дымовые гранатометы.
Опытная САУ на шасси Т-72. Фото Arms-expo.ru
Длина AuF1 с орудием вперед превышает 10,2 м, ширина – 3,15 м, высота – 3,25 м. Масса, в зависимости от модификации, превышает 42 т. Как и базовый танк AMX-30, самоходка на шоссе развивает скорость 60 км/ч, а также способна двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. Запас хода – не менее 450 км.
Было разработано несколько модификаций САУ. Базовый образец после появления новых версий получил обозначение AuF1 H. Соответственно, первый модернизированный вариант назвали AuF1 T. От базовой версии «T» отличалась более совершенными средствами навигации, упрощавшими привязку на позиции. Малой серией строилась САУ AuF1 TM с системой связи и управления ATLAS. Вариант «TA» объединил башню версии «TM» с модернизированным шасси AMX-30B2. Последним был проект AuF2, предусматривавший установку 155-мм орудия со стволом длиной 52 клб. В дальнейшем такое вооружение получила САУ CAESAR.
Прошлое и будущее
На момент своего появления САУ AMX AuF1 была одним из лучших образцов своего класса в мире. За счет использования ряда важных решений она показывала высокие тактико-технические характеристики и могла эффективно решать все предполагаемые задачи. Несмотря на задержки и проблемы, армия Франции получила такую технику, а вместе с ней и известные преимущества.
Однако это было почти 40 лет назад, и за прошедшие годы AuF1 успела морально устареть. Различные модернизации, включая последний проект AuF2 из конца девяностых годов, в целом не решали эту проблему. В итоге командование решило сократить парк старых гусеничных машин и перейти на новые колесные CAESAR. Впрочем, от AuF1 полностью не отказались. Несколько десятков таких машин продолжают службу и останутся в строю в обозримом будущем.
Источник: topwar.ru