Спуск на воду головного фрегата «Могами», 3 марта 2021 г.
Несколько лет назад японская промышленность начала строительство перспективных многоцелевых фрегатов типа «Могами». Согласно существующим планам, в отдаленном будущем Морские силы самообороны получат более двух десятков таких кораблей. Столь крупная серия позволит заменить имеющиеся сейчас в строю фрегаты и эсминцы трех разных типов.
Развитие проекта
В 2015 г. Морские силы самообороны (МСС) запустили программу создания перспективного многоцелевого фрегата «в компактном корпусе». При помощи таких кораблей в отдаленном будущем предлагалось заменить имеющиеся фрегаты пр. «Абукума», строившиеся в восьмидесятых-девяностых годах. К программе привлекли несколько крупных судостроительных организаций.
Одним из участников программы стала компания Mitsubishi Heavy Industries. Она предложила МСС свой проект фрегата 30FF, разработанный ранее в инициативном порядке. Такой проект в целом устроил заказчика, и его приняли для дальнейшего развития. По мере проведения исследований и оценок, требования к будущему фрегату постепенно менялись, а вместе с ними перерабатывался и проект.
В 2016-17 гг. MHI разработала и представила глубоко переработанный вариант фрегата 30FF под обозначением 30DX. От исходного проекта он отличался снижением основных технических рисков и рядом нововведений. Так, перестроили корпус, изменили состав вооружений и добавили противолодочную функцию. За счет всего этого удалось обеспечить преимущества перед базовым 30FF и выйти на другой уровень характеристик.
Как следствие, МСС стали рассматривать новый корабль в качестве замены как для фрегатов «Абукума», так и для более крупных эсминцев типа «Асагири» и «Мурасамэ». Соответствующим образом выросла планируемая серия – с 5-6 ед. до 22.
«Яхаги» (FFM-5) спущен на воду, 23 июня 2022 г.
Все нововведения интересным образом повлияли на номенклатуру кораблей. Так, в МСС Японии фрегаты получают тактический номер с литерами «FF». Специально для кораблей нового проекта ввели префикс FFM, указывающий на расширение боевых возможностей. Нумерация нового «класса» ведется с единицы. Проект также получил имя «Могами» – как и головной корабль. Первый фрегат и всю серию назвали в честь тяжелых крейсеров времен Императорского флота.
Контракты на строительство
В августе 2017 г. Минобороны Японии выдало первые контракты на строительство перспективных фрегатов. Исполнителями работ стали компании MHI и Mitsui Engineering and Shipbuilding. Строительство должны были осуществлять их заводы в г. Нагасаки и Тамано соответственно. Любопытно, что «Мицубиси» не так давно приобрела завод «Мицуи» в Тамано, и теперь фактически ведет все строительство.
По контракту 2017 г., две компании должны построить восемь фрегатов типа «Могами». Первые корабли планировалось заложить в ближайшее время, а в состав МСС их собирались принять в 2022 г. В дальнейшем закладка, спуск на воду и прием на службу должны были стать регулярными. Вся серия должна поступить в состав МСС в 2022-25 гг.
Общая стоимость контракта достигла 400 млрд иен или 3 млрд долл. США – по 50 млрд иен или 390 млн долл. за каждый корабль. Ежегодно на строительство будут выделять эквивалент цены двух кораблей.
«Могами» (FFM-1) в море
В 2020 г. появилась информация о первом иностранном заказе. Фрегатом «Могами» заинтересовались ВМС Индонезии. Затем были подписаны соглашения, в соответствии с которыми Япония продаст четыре корабля собственной постройки. Еще четыре корпуса построят в Индонезии с японской помощью.
Корабли в строю
29 октября 2019 г. на заводе «Мицубиси» в Нагасаки состоялась церемония закладки головного фрегата нового типа – «Могами» (FFM-1). На следующий день МСС и компания «Мицуи» заложили второй корабль под названием «Кумано» (FFM-2). В силу разных причин Mitsui быстрее справилась с работами. Верфь в Тамано спустила свой фрегат на воду 19 ноября 2020 г., тогда как однотипный корабль в Нагасаки отправили на достройку у стенки только в начале марта 2021-го.
Второй фрегат серии быстрее прошел необходимые испытания, и 22 марта 2022 г. его приняли в боевой состав ВМС. Церемония поднятия флага на головном «Могами» состоялась 28 апреля. К настоящему времени два корабля начали полноценную службу, выходят в море и участвуют в общей деятельности флота.
15 июля 2020 г. на заводе MHI заложили сразу два корабля – «Носиро» (FFM-3) и «Микума» (FFM-4). Их спустили на воду в июле и декабре 2021 г. соответственно. Оба фрегата уже достроены и проходят необходимые испытания у причала и в море. Предполагается, что МСС примут «Носиро» до конца текущего года, а следующий корабль начнет службу уже в марте.
Еще два корпуса заложили на заводе MHI 24 июня 2021 г. 23 июня текущего года первый из них, получивший имя «Яхаги» (FFM-5), спустили на воду. Оставшееся строительство и испытания будут продолжаться еще год; сдача запланирована на конец 2023-го. В ближайшие недели предполагается спустить на воду фрегат FFM-6, имя которого пока остается неизвестным. Его ММС получат в марте 2024 г.
В этом году заложили только один корабль, уже седьмой в серии. Соответствующая церемония состоялась в Нагасаки 30 июня. Точные сроки завершения строительства пока не названы. Судя по имеющимся данным, FFM-7 спустят на воду не ранее следующего лета, а в боевой состав флота он войдет только к концу 2024 г.
Планы на будущее
По контракту 2017 г. построены и сданы два первых корабля, а третий проходит испытания и вскоре тоже начнет службу. Еще четыре находятся на разных стадиях строительства. Восьмой и последний фрегат пока не закладывался. Вероятно, его постройка начнется в следующем году, а передача флоту запланирована на 2025 г. По известным данным, строить его будут на бывшем заводе Mitsui.
На этом программа строительства многоцелевых фрегатов не закончится. МСС Японии планируют крупное обновление надводного флота, и им требуется 22 таких корабля. Соответственно, предстоит законтрактовать еще 14 корпусов. Следующий заказ на строительство будет выдан не позднее 2025 г. Сколько кораблей и по какой цене войдут в этот контракт, пока не известно.
В период после 2025 г. планируется сохранять достигнутые темпы производства. Ежегодно будет закладываться по два корабля; параллельно с этим два предыдущих фрегата будут спускать на воду. Соответственно, ежегодно заказчик будет получать по паре вымпелов. Последние из 22 требуемых кораблей флот примет в 2032 г.
По мере начала службы новых «Могами», МСС Японии будут списывать старые корабли. Первыми заменят восемь эсминцев типа «Асагири», построенные в 1986-89 гг. Затем со службы уйдут шесть фрегатов «Абукума». Девять эсминцев «Мурасамэ» были приняты морскими силами в 1996—2002 гг., и их будут заменять в последнюю очередь.
Технические особенности
Проект 30DX / FFM / «Могами» предлагает строительство надводного корабля длиной 130 м шириной ок. 16 м со стандартным водоизмещением 3,9 тыс. т и полным 5,5 тыс т. Экипаж – ок. 90 чел.
Фрегат разработан с использованием стелс-технологий, из-за чего имеет характерную для современных кораблей «малозаметную» форму. На корпусе стандартных обводов размещена широкая надстройка с плоскими бортами. Радиоэлектронное оборудование устанавливается на мачте-пирамиде. В корме находится вертолетная площадка.
Энергоустановка корабля включает два дизельных двигателя MAN V28/33DD мощностью по 9760 л.с. и один газотурбинный Rolls-Royce MT30 мощностью более 53 тыс. л.с. Используется схема CODAG: основными являются дизели, а при необходимости к ним подключается ГТД. Максимальная скорость корабля превышает 30 узлов.
Проект предусматривает использования многоцелевой РЛС с АФАР типа OPY-2 и ряда других радиолокационных средств. Имеется комплекс радиотехнической разведки NOLQ-3E, оптико-электронная станция OAX-3, гидроакустические комплексы с встроенной и буксируемой антенной и т.д. Все средства объединены информационно-управляющей системой OYQ-1.
Способность фрегата решать различные боевые задачи определяется наличием ствольного, ракетного и минно-торпедного вооружения. Так, на носу перед надстройкой монтируется 127-мм артиллерийская установка Mk 45, а на бортах ставятся пулеметные боевые модули с дистанционным управлением.
Кормовая часть корабля «Кумано» (FFM-2). Видны посадочная площадка, ангар и ЗРК SeaRAM на крыше ангара
В центре надстройки помещены две пусковые установки для противокорабельных ракет «Тип 17». Общий боекомплект включает 8 таких изделий. Дальность пуска – до 400 км. Имеется вертикальная пусковая установка Mk 41 с 16 ячейками для ракет разных типов. Ее основным оружием являются зенитные ракеты «Тип 03» с дальностью пуска 50 км. Для обороны в ближней зоне имеется комплекс SeaRAM с ракетой RIM-116.
Для борьбы с подводными целями предлагается противолодочная ракета «Тип 07» с запуском из установки Mk 41. В бортовых лацпортах установлены торпедные аппараты калибра 324 мм. Они должны использовать торпеды «Тип 12» или иное подобное оружие.
Кормовая посадочная площадка и ангар в надстройке предназначены для вертолета H-60L – японской лицензионной версией американского UH-60. Также не исключается внедрение беспилотных авиационных комплексов.
Качество и скорость
Многоцелевые фрегаты «Могами» в целом выглядят вполне современными боевыми кораблями с широкими возможностями и достаточно высокими характеристиками. Их можно сравнивать с различными фрегатами и эсминцами других стран, и, как минимум, табличные характеристики окажутся на одном уровне. Таким образом, морские силы самообороны Японии могут рассчитывать на получение всех желаемых результатов.
Следует обратить внимание и на темпы строительства кораблей. От закладки первых двух фрегатов до их принятия в строй прошло порядка двух с половиной лет. Третий тоже укладывается в эти сроки, а на четвертый потратят на несколько месяцев больше. Все это показывает, что японское военное кораблестроение обладает необходимым потенциалом и способно освоить быстрый и ритмичный выпуск современных кораблей, как минимум, в классе фрегата.
Источник: topwar.ru