Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»

Пришла пора

В нашей стране стало хорошей традицией в честь знаменательных дат и праздничных юбилеев проводить грандиозные парады с показом легендарных образцов вооружения, причастных к тем или иным событиям. Мы видели и конармейские тачанки с «Максимами», запряжённые четвёркой белоснежных породистых жеребцов, и легендарные танки Т-34 в безупречном техническом состоянии, и, конечно же, восстановленные реплики или копии воспетых в народе «Катюш».

А затем после слов диктора: «На площадь выходят наследники боевой славы гвардейских реактивных миномётов времён Великой Отечественной войны современные реактивные системы залпового огня «Град» под аплодисменты и восторженные крики публики выезжают самые узнаваемые и грозные БМ-21. Только вот вялотекущий ход СВО на Украине заставляет критически усомниться в их современности и могуществе.

Система оружия, принятая на вооружение в далёком 1963 году, вполне способна встретить в войсках и своё столетие. Но армии нужна система оружия для ведения современной войны, а не только для торжественных парадов.

Выскажу сугубо личное мнение в тезисах, которые нужно раскритиковать, чтобы предложить и обосновать свою точку зрения, переосмыслить поднятую тему для пользы армии и страны:

– Избыточность для ВС одной страны наличия трёх калибров реактивных систем залпового огня.

– Примитивность РСЗО «Град» на уровне вооружений Второй мировой войны.

– Беззащитность колёсного шасси РСЗО «Град» от поражения любыми видами вооружений.

– Малая мощность и дальность полёта боеприпасов калибра 122-мм и узкая ниша боевого применения.

– Устаревшее автомобильное шасси с бензиновым двигателем РСЗО «Ураган».

– Высокая уязвимость существующих реактивных боеприпасов от современной войсковой ПВО.

Калибр

Ну что же, начну с самого простого из сложного и всем доступного и спорного – выбор калибра для нового «Града» или «Торнадо-Г».

Предлагается увеличение калибра РСЗО со 122 мм до 130 мм (вряд ли найдутся сторонники уменьшения… хотя…).

Самый незамысловатый осколочно-фугасный снаряд 9М22 (длина (Дл) 2 870 мм; масса (М) снаряда 66 кг; масса БЧ 18,4 кг; дальность стрельбы максимальная (Д) 20,4 км; далее характеристики будут поданы в той же последовательности с сокращениями) – ровесник самой системы и разрабатывался именно под неё.

По прошествии десятков лет и развития по экстенсивному пути дошло дело до появления нового аналога – осколочно-фугасного снаряда 9М522 с отделяемой боевой частью (Дл 3 037 мм; М 70 кг; М БЧ 25 кг; Д 37,5 км). Надо отдать должное конструкторам и промышленникам, видим реальное увеличение основных характеристик, но в то же время необходимо заметить, что новый снаряд уже превышает по длине размер существующей направляющей трубы равный 3 000 миллиметров. А это означает, что модернизационный потенциал существующей системы в калибре 122 мм полностью исчерпан.

Наверное, можно в дальнейшем попытаться удлинить направляющие трубы на 200–300 мм, чтобы добиться ещё прироста характеристик на 5–10 процентов? Но обратите внимание на следующий факт: отношение длины снаряда к калибру уже достигает цифры 23,5 и 24,9 соответственно. Всё-таки мы ведём речь хоть и о реактивной, но ствольной артиллерии и очень трудно себе представить трёхметровый снаряд в стволе САУ «Гвоздика» того же калибра. А какова продольная жёсткость снарядов с подобным удлинением в полёте на сверхзвуковых скоростях с вращением?

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
122-мм неуправляемый реактивный снаряд 9М522 c отделяемой осколочно-фугасной боевой частью.
Почему новый калибр 130-мм?

Во-первых, это не ноу-хау, названный калибр давно используется во флотских артиллерийских системах на кораблях и береговых войск.

Во-вторых, по экономическим причинам и логистике. Неспешное изготовление промышленностью пакета направляющих в калибре 130 мм и той же длины в 3 метра не вызовет технологических проблем, не потребует нового оборудования и оснастки. У армейских эксплуатантов РСЗО в новом калибре при сохранении основного габарита длины в 3 метра не потребует замены основных носителей/шасси или пересмотра организационно-штатной структуры частей и подразделений.

В-третьих, появляется возможность использовать реальные преимущества бикалиберной системы. Установив на старые существующие 122-мм снаряды, запасы которых немалые в арсеналах, два-три полимерных пояска толщиной всего в 4 миллиметра по аналогии с направляющими поясками на снарядах для нарезных орудий, получаем возможность ведения огня из направляющих калибра 130мм. Вторым вариантом бикалиберности можно предположить использование для разгонных блоков в новом калибре боевых частей от ранее выпущенных боеприпасов.

Здесь следует обратить внимание на один нюанс.

При разработке боеприпасов для системы нового калибра должно быть принято обязательное требование об отделении в полёте головной части снаряда от выполнившего свою функцию разгонного блока. Дело в том, что современная войсковая ПВО уже довольно успешно справляется с задачей перехвата применяемых на украинском фронте баллистических ракет «Точка-У», боеприпасов от MLRS и HIMARS калибра 227 мм и скоростью полёта 2,5 М.

Это значит, что существующие РЛС в составе ЗРК и РЛС контрбатарейной борьбы довольно уверенно обнаруживают и берут на сопровождение подобные объекты с вытекающими отсюда последствиями. А в недалёком будущем на подходе и лазерные боевые системы на поле боя.

В существующих боеприпасах РСЗО реактивный разгонный двигатель занимает от половины до двух третей длины снаряда, к нему же, как правило, прилагаются различные крылышки, стабилизаторы или направляющие. Выполнив свою функцию разгона боеприпаса после выгорания порохового заряда всё это «хозяйство» становится фактором, увеличивающим эффективную поверхность рассеивания для электромагнитных волн импульсов РЛС, что ведёт к увеличению вероятности обнаружения.

Кроме того, разогнав боевую часть до максимальной скорости, неработающий пустотелый пороховой двигатель со стабилизаторами становится тормозным элементом от набегающего потока воздуха и дополнительным фактором дестабилизации полёта от воздействия боковых ветровых нагрузок, тем самым уменьшая возможную дальность полёта головной части и точность попадания.

С точки зрения РЛС, отделённый от БЧ и свободно падающий пороховой двигатель становится дополнительной пассивной помехой, удваивающей количество обнаруженных и сопровождаемых целей, что может привести к перегрузке информационных способностей аппаратуры РЛС.
Предположу, что, возможно, найдутся сторонники более значимого увеличения калибра, и конечно же, исключительно из благих намерений. Вот посмотрите на упомянутых авторитетных американских оппонентов большего калибра с шестью и двенадцатью снарядами в залпе. Они, скорее всего, переросли в разряд носителей высокоточных управляемых ракет с соответствующими ценами на боеприпасы.

Прирост линейного размера калибра всего на 8 миллиметров в процентном отношении ещё меньше – всего 6,5 %. Зато увеличение поперечного сечения боеприпаса и, соответственно, объёма возрастает на 13,5 %. Это позволит креативно подойти к выбору либо увеличения дальности полёта или мощности боеприпаса и в любом случае облегчит создание более эффективных кассетных и управляемых боевых частей. Ну и напоследок для подтверждения правильности выбранной аргументации известный пример из не столь отдалённого прошлого.

Цитата из «Википедии»:

Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/с) все существовавшие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы. А с марта 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с длиной ствола 41,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/с, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1 000 м: Т-34-76 – уточняющее обозначение этой модели. Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны.
И далее:

В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2-мм танковых пушек Т-34 стала недостаточной. Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в серийное производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой С-53 калибра 85 мм.
Подытожим: сначала кардинальное увеличение длины ствола и всё же в условиях военного времени радикальное увеличение калибра на 9 миллиметров (11,5 %). Оба условия от судьбы выполнены: новые боеприпасы старого калибра уже торчат из направляющих, и на дворе десятый месяц полномасштабных боевых действий на территории страны…

Шасси

А всё-таки традиция – великая вещь! Как только появился гвардейский реактивный миномёт в 1941 году на шасси обычного грузовика повышенной проходимости ЗИС-6 и позже на ленд-лизовском «Студебекере», так и новому поколению суждено было вот уже 60 лет кататься сначала на бензиновом проходимце «Урал-375» и по сей день на дизельном «Урал-4320». Просто, дёшево и сердито! По достоинству преимущества системы в целом оценили немцы, кое-что понимающие в настоящей войне, создали свою LARS-1 и модернизировали в LARS-2.

Американцы, как всегда, не поняв глубины и элегантности, заложенной в шедевре, решили всех удивить и победить за счёт высоких технологий в своих MLRS/HIMARS, и заставили всех их покупать. Но что правильно сделали и те, и другие – забронировали кабины грузовиков хотя бы от лёгкого стрелкового вооружения.

Предвижу возражения типа: РСЗО не пойдёт в атакующих порядках подразделений и даже не займёт место в первой или второй линии окопов в обороне.

Начавшаяся спецоперация на Украине показала, что огромная протяжённость линии фронта проницаема для ДРГ, в освобождённых районах возможно появление «повстанцев из ОУН-УПА», а минирование территорий с помощью запрещённых конвенциями мин типа «Лепесток» нам показывают по телевизору. Всё это реальные угрозы жизни для расчётов и самим боевым единицам на базе грузовиков в тыловой полосе наших войск.

Поэтому автор остановил свой выбор в качестве шасси для новой РСЗО калибра 130 мм на транспортёре МТ-ЛБ ВМК.

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
Там, где очередь из автомата калибра 5,45/5,56/7,62 мм насквозь прошьёт кабину «Урала», наклонная броня транспортёра спасёт жизни экипажа и двигатель машины. Если «Урал» наскочит на упомянутый «Лепесток», то порванное в клочья колесо не спасёт никакая централизованная система подкачки, его придётся менять здесь и сейчас.

Предположу, что транспортёр в указанной ситуации сохранит подвижность. И даже при встрече с пикапом-тачанкой наличие брони и пулемёта на транспортёре уравнивает шансы противников. К преимуществу транспортёра в защите нужно добавить и низкий силуэт в сравнении с грузовиком (высота по крыше башни 1 890 мм против 2 680 мм у «Урала»).

Автор на личном опыте убеждён, что проходимость «Урала» по снежной целине выше, чем у трёхмостового КамАЗа, но уступает гусеничному АТС-59. Надеюсь, и гусеничный МТ-ЛБ ВМК превзойдёт по проходимости любое колёсное шасси, способное нести пусковую установку РСЗО. Всё-таки гусеничный транспортёр – это вездеход, а автомобиль по-прежнему останется автомобилем повышенной проходимости.

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
Идея РСЗО на базе МТ-ЛБ не нова, вот пара рисунков советских времён. И даже существовал реальный проект их производства в солнечной братской Болгарии…

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
Обратите внимание, на обоих рисунках проектанты предусмотрели опускаемые, скорее всего, гидравликой дополнительные опоры для стабилизации системы во время стрельбы, ничего подобного на колёсном шасси «Град»/«Торнадо-Г» мы не наблюдаем.

Для купирования той же проблемы на современной гусеничной машине РСЗО предлагается использовать более изящное решение, работающее на боевой машине тяжёлого класса.

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
Перевод РСЗО на гусеничное шасси решает не только проблемы защищённости экипажей и техники и повышения подвижности на поле боя и проходимости, не менее важен аспект унификации вооружения в целом для армии и решения логистических задач конкретных подразделений.

Вот далеко не полный перечень техники только для российской артиллерии на базе указанного транспортёра:

– 1Л219М «Зоопарк-1М» – радиолокационный комплекс разведки и управления огнём;

– 1РЛ239 «Рысь» – станция артиллерийской разведки АРК-1;

– 1В12 «Машина-C» – комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии «Машина-C», включает в себя четыре машины управления огнём артиллерии:

1В13 – машина старшего офицера батареи КСАУО 1В12,
1В14 – машина командира батареи КСАУО 1В12,
1В15 – машина командира дивизиона КСАУО 1В12,
1В16 – машина начальника штаба дивизиона КСАУО 1В12.

– 1В12-3 «Машина-М» – комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии;

– 1В12М-3 «Фальцет-М» – комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии;

– 1В181 «Ринг-2» – комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) артиллерии, включает в себя две машины:

1В185 – унифицированная командно-наблюдательная машина,
1В186 – унифицированная командно-штабная машина.

– 1В197 – комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.

На базе транспортёра МТ-ЛБ более двадцати лет в трёх странах выпускалась такая массовая система, как САУ 2С1 «Гвоздика», до сих пор состоящая на вооружении многих стран. И понимание важности решения этой триединой задачи нашло своё воплощение в металле.

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
Рассматривая это «изделие», складывается впечатление, что оно собрано наспех, что называется, на коленках в гаражном кооперативе, взяли стандартное шасси и присобачили готовое РСЗО. В муках творчества не участвовал ни дизайнер на лабутенах, ни военпред с опытом эксплуатации, ни младший научный сотрудник со свежими знаниями сопромата. Возможно, это боевая машина 9П139 советской системы «Град-1», фотографии ТЗМ 9Т451 на базе МТ-ЛБ из состава этой системы найти не удалось.

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
Новая РСЗО-130/30 на базе МТ-ЛБ ВМК представляется более компактной и гармоничной. Коротко выскажу пожелания к конструкции, не нашедшие отражения в рисунках.

Во-первых, отказ от амфибийных качеств транспортёра. Нет смысла дважды преодолевать водную преграду ради двадцатисекундного залпа. В новом 130-мм калибре, возможно, увеличение дальности стрельбы до 50 километров и наличие управляемых высокоточных боеприпасов позволит эффективно оказывать огневое воздействие по противнику со своего берега водной преграды без посещения простреливаемого плацдарма.

В этом смысле гораздо важнее будет возможность ближе к переднему краю быстро провести перезарядку с транспортно-заряжающей машины. В Белоруссии это понимание пришло и нашло воплощение в создании ТЗМ-122 на базе транспортёра МТ-ЛБу для артиллерийских подразделений 122-мм САУ «Гвоздика». Нечто подобное предлагается и для новой гусеничной РСЗО.

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
Во-вторых, в связи с возросшей постоянной нагрузкой на шасси транспортёра есть смысл в установке более мощного, короткого и лёгкого мотора.

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
В Сети можно найти сведения о штатной численности расчёта РСЗО «Град» от двух до шести человек. Предположу для новой гусеничной боевой машины 130-мм РСЗО экипаж из четырёх человек с компактным размещением в передней части транспортёра. В кормовом отсеке за бронёй будут расположены электрические сервоприводы системы горизонтального и вертикального наведения пакета стволов и гидравлика стабилизации корпуса за счёт опускания направляющих колёс.

Весь процесс боевой работы от управления автономным пулемётным модулем до ориентации, привязки на местности и открытия огня должен выполняться из заброневого пространства кабины экипажа. Вероятно, для этого потребуется сдвиг моторного отсека в сторону кормы.

Возможная ошибка

«Подводя итог, можно констатировать, что РСЗО «Ураган» на момент приёма на вооружение в 1975 году была вполне современной и отвечающей требованиям того времени, а также на равных конкурировала с РСЗО M270 и LAR-160 (принятых на вооружение в 1983 году), в настоящее время, по причине отсутствия в последующем как модернизаций существующих реактивных снарядов, так и разработки новых, значительно отстаёт по таким параметрам, как дальность и кучность, от современных (разработанных с 1994 по 2020 годы) иностранных РСЗО калибра 220–230 мм, в которых применяются реактивные снаряды со значительно большей дальностью и точностью (за счёт коррекции траектории снарядов с помощью спутниковых навигационных систем или наведения на цель по лазерному лучу)».
Другими словами, можно констатировать, резюмируя, что военное руководство нашей страны совершило ошибку, сделав ставку на модернизацию РСЗО более крупного калибра «Смерч».

Ход спецоперации на Украине ни у кого не оставляет сомнений в важности наличия полномасштабной разнообразной космической группировки искусственных спутников Земли для обеспечения навигации, связи, разведки и т. д. И у современной молодёжи вызывают недоумение кадры репортажей с артиллерийских позиций, которые показывают военного, работающего с треногой теодолита или буссоли в открытом поле.

Но их уже не удивляет точность «Хаймарсов», навигация «Байрактаров», наличие тактической связи от «Старлинк» в окопах ВСУ. Против нас всеми этими благами и удобствами ВСУ обеспечивает США и НАТО от щедрот и наворотов своей космической инфраструктуры. Как говорится, не пасут задних и наши РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С» с внедрением спутниковой навигации и коррекцией полёта снарядов.

Только не стоит забывать, что все эти космические вкусняшки и примочки хороши при столкновении с «картопляной» республикой (бананы на Украине не растут). В конфликте, для которого мы содержим РВСН, РПКСН, СА, всё это может исчезнуть в самом начале, а может быть, даже и накануне. Тогда и встанет большой вопрос, куда и как стрелять «Смерчами» на дальность 90–120 километров?

Не пора ли нам замахнуться на классика нашего – БМ-21 «Град»
Другой недостаток крупного калибра.

Для порядка напомню характеристики 300-мм осколочно-фугасного снаряда 9М528 РСЗО «Смерч» (Дл 7 600 мм; М 815 кг; М БЧ 258 кг; Д 90 км). Для того чтобы выжить и победить над морем, сопоставимые по массе, габаритам и скорости противокорабельные ракеты должны прижиматься к гребням волн, скрываясь от корабельных радаров. Сопоставимые ракеты воздушного базирования приходится убирать во внутренние отсеки малозаметных истребителей, как основной демаскирующий фактор перед воздушным противником и наземными средствами ПВО.

Соразмерные «Циркон» и «Кинжал» для выживания перешли на гиперзвук. Основным преимуществом РСЗО по определению считалась возможность за короткий промежуток времени выпустить «рой» снарядов-беспилотников и как можно скорее ретироваться с позиции от вероятного ответного удара. Но для современных ЗРК, таких как «Панцирь-С1» и «Тор-М2» с боекомплектом 12 и 16 ЗУР соответственно, даже полный залп двенадцати снарядов калибра 300-мм и длиной 7,6 метра на нисходящем участке траектории не будет чем-то экстраординарным.

Да, на рубеже веков колёсное шасси РСЗО «Ураган» безнадёжно устарело и не вписывалось в гармоничные логистические цепочки армейских артиллерийских частей и соединений. И нет сомнений в том, что при должном внимании и подходе к модернизации самой реактивной системы калибра 220 мм в наше время она бы не уступала по характеристикам дальности и точности 227-мм американскому аналогу.

Слабым утешением может послужить известие о возможности доведения дальности стрельбы тяжёлых огнемётных систем того же калибра до 120 километров. Но это совершенно «другая» история, как говорят на Западе.

Источник: topwar.ru