Возвращаясь к теме беспилотных средств, на этот раз пройдемся по теме ударных беспилотников. Это очень интересная тема, поскольку в основном в ней обсуждается то, чего в нашей армии вроде как нет, но по заверениям Минобороны вроде бы есть.
Сегодня дрон-камиказе на линии соприкосновения – это явление не очень редкое. Но и распространенным и повсеместным его тоже назвать нельзя. Первыми применение таких аппаратов начали украинцы, им понавезли со всего мира летающих бомб и бомбочек, и ВСУ с удовольствием начало полевые испытания.
Потом, ожидаемо, подтянулись и наши, потому как армия России ничем не хуже и тоже имеет право долбануть туда, куда хочется, а не туда, куда получится.
Поэкспериментировав с американскими «Switchblade» и «Phoenix Ghost», украинцы как бы успокоились. Выяснилось, что «Switchblade», который представляет собой летающий «Джавелин» — это кумулятивный боеприпас с пробиваемостью около 600 мм брони. Обладает по сравнению в «Джавелином» большей дальностью полета (до 80 км) и меньшей стоимостью. Однако применение «Switchblade» в реальных боевых условиях, скажем так, особых воплей радости не вызвало.
«Выкидной нож» «за 300» – это весьма мелкий боеприпас, способный подорвать грузовик. «За 600» — может причинить неприятность танку, но особо радостных реляций не последовало. Зависимость от погоды и оператора сделали свое дело и если уж совсем серьезно – «Джав» оказался эффективнее.
«Phoenix Ghost» по заверениям американцев, ничем не уступал «Switchblade», но сообщений об успешном применении этого небольшого аппарата было еще меньше, и несмотря на то, что Украине было передано около 700 этих беспилотников, сказать, что он причинил значительный урон российской армии, сказать однозначно нельзя.
Что у нас?
У нас все примерно на том же уровне, что и в Украине. Своего толком нет, потому используем импортное.
В Интернете уже достаточно снимков с обломками дронов-камикадзе «Герань-2», которые все-таки «Шахид-129» из Ирана. Доказательством стали подобранные двигатели с БПЛА. Четырехцилиндровые, с иранской маркировкой.
Здесь, конечно, стоит порадоваться за иранцев, которые в условиях жесточайшей блокады и санкций смогли создать столь впечатляющие аппараты. Двигатель – лицензия китайского мотоциклетного двухтактного мотора MD 550 или 3W, мощностью 50 л.с. Потому в современности «Шахид» получил прозвище «Мопед» за весьма характерный звук.
Правда, это не мешает «Шахиду» лететь не очень быстро, но далеко и довольно точно попадать в цель. Обнаружить и сбить такую небольшую цель сложно, «Шахид» небольшой, плохо берется радарами. Высота полета в 40 метров связывает руки многим средствам ПВО, да и вообще, запускать ракету по такой небольшой цели – это не значит – попасть.
Вообще некоторые эксперты сегодня в открытую говорят о том, что у «Shahed Aviation Industries Research Center» получилась прекрасная разработка, которую теперь реализует «Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company», благодаря чему иранские БПЛА стали лучшими в мире по соотношению «цена-качество».
То есть, сделанные из «навоза и палок» сверхдешевые иранские беспилотники ничуть не хуже дорогих и продвинутых американских, израильских и турецких аппаратов. А во многом даже лучше, потому что не требуют и десятой доли того, что необходимо для сверхтехнологичных западных аппаратов.
Вот, собственно, результат десятилетий работы под санкциями. Ирану запретили создавать многие виды вооружений, поэтому в стране сконцентрировались на создании того, что не запрещено.
В результате появились просто замечательные аппараты типа «Каррар», способные поражать не только наземные и надводные цели, но и работать по воздушным целям.
«Каррар» умеет делать много полезных вещей, как: стрельба из пушки, отслеживание воздушных целей и уничтожение их ракетой «Ассарахш», атака наземных целей 227-кг бомбами.
«Шахид-136» тоже весьма хорош.
Явно смотрели на американского MQ-1 «Predator», но вышло ничуть не хуже, хотя меньше. Вообще вся линейка «Шахидов» хороша, но 129-й, который может висеть до суток в воздухе и брать нагрузку в виде 400-кг бомбы – это просто песня.
В нашем случае боевая нагрузка состоит из 50 кг взрывчатки, которая может быть доставлена на расстояние до 2 000 км со скоростью 185 км/ч. Висеть аппарат весом в 200 кг может до 12 часов.
Аппарат, понятно, одноразовый. Потому он намного проще, чем «Хищник» или «Байрактар», соответственно – дешевле.
Очень своеобразно реализована пусковая система: пусковая рама на пять аппаратов, которую можно разместить где угодно: в кузове грузовика, на палубе катера, внутри железнодорожного полувагона, в общем – разгул для фантазии.
Как я уже говорил, двигатели «Шахида-136», что бензиновый, что дизельный, не грешат тихой работой, потому слышится БПЛА прекрасно, что влечет за собой попытки сбить его из обычного стрелкового вооружения. Надо сказать, это порой получается вполне нормально, особенно когда «Шахид» идет на небольшой высоте.
Как и «Герань-2», «Шахид-136» – это дрон-камикадзе, то есть предназначен для одноразового использования, поэтому в разы дешевле, чем тот же американский «Хищник» или турецкий «Байрактар».
Многие мировые эксперты допускают, что «Герани» могут производиться в России по иранской лицензии. Впрочем, официального подтверждения этой информации нет. Есть только фото обломков неких российских беспилотников, которые очень похожи на иранские.
Оставим любителей детективов обсуждать тему того, что «Герань-2» — это российское изобретение и поговорим вот о чем. Самый животрепещущий вопрос: почему такого беспилотника, как «Шахид-136», нет у России?
Почему, несмотря на огромный потенциал страны, наличие сверхкорпорации «Ростех» с огромным количеством КБ и заводов, армия России не имеет своего такого аппарата?
То, что у так называемого БПЛА «Герань-2» российского только краска и трафарет, которым нанесена надпись на корпус «Шахида», обсуждать не хочется. И так понятно, что это иранский аппарат. Почему?
Давайте посмотрим на детища фирмы ZALA из концерна «Калашников», 25% акций которого все у того же «Ростеха». По отзывам знакомых специалистов в области беспилотных средств, это практически лучший разработчик и производитель БПЛА в России.
Наши армейские функционеры громогласно заявляли, что «у нас с беспилотниками все просто прекрасно». У нашей армии есть все, что ей нужно и в нужных количествах.
Насчет количеств все понятно, насчет номенклатуры тоже. Посмотрим на то, что могут предложить производители российской армии сегодня.
«КУБ-БЛА»
Дрон-камикадзе, откровенно претендующий на роль младшего братишки «Шахида». Скорость полета намного меньше, до 130 км/ч в зависимости от силы ветра, дальность до 60 км. Вес боевой нагрузки – 3 кг.
Гипотетически «КУБ» может быть опасен даже для танка, на практике отмечалось, что дрон крайне слабо работает по движущимся целям.
«Ланцет-1». Очень легкий аппарат, способный нести БЧ весом в 1 кг. Скорость полета до 110 км/ч, время нахождения в воздухе — до 30 минут.
«Ланцет-3». Более мощный заряд, до 5 кг. Скорость в пределах 80-110 км/ч, время полета – до 40 минут.
То есть, дальность «Ланцетов» не превышает 60 км. С одной стороны, для аппарата, который работает по целям на поле боя этого более чем достаточно, с другой – это БПЛА самого ближнего боя.
Как видите, ситуация не очень. Отечественные БПЛА существенно уступают изделиям такой продвинутой авиационной страны, как Иран. К огромному сожалению.
Единственное, что более или менее похоже на изделие иранской промышленности, это аппарат ZALA 421-20.
Изделие от концерна «Калашников» летает немного быстрее иранского аналога, скорость у российского БПЛА до 220 км/ч. Вес машины и боевая нагрузка идентичны, то есть, 200 кг из которых 50 кг – это боевая часть. Но дальность, увы, до 120 км. То есть, ни о каких стратегических ударах мы даже не пытаемся разговаривать.
Возникает справедливый вопрос: почему так?
Почему Россия, имея «Ростех», в распоряжении которого огромный конструкторский и производственный ресурс, не просто топчется на месте, а закупает необходимые средства у…
Нет, не хочу назвать Иран «более развитой страной», как бы не было обидно иранцам. Мне кажется, что потенциал у нас как минимум, больше. И одаренных инженеров тоже. У меня был в знакомых фанат беспилотных аппаратов, который при помощи заказанных на «Али-экспрессе» деталей и пластиков построил беспилотник, который при помощи двух фотоаппаратов запросто делал геосъемку. Что и послужило причиной переезда в Питер. Теперь он там летает на аппаратах ZALA.
ZALA делает хорошие беспилотники. Примерно на том же уровне, на каком «Калашников» делает автоматы. Почему не была поставлена соответствующая задача, почему не пошли в серию те же 421-20, я знаю. Но толку от этого знания немного, особенно пока будет доминировать «Зачем разрабатывать, мы все купим».
Мы вообще дошли уже не то что до ручки, но до определенного порога. Проще купить беспилотники в Иране, прицелы в Беларуси, рации в Китае, медицину в Индии.
А чем занимаются тысячи ответственнейших людей в кабинетах того же «Ростеха», сказать не возьмется никто. Даже сами сотрудники. Нет, так-то они скажут, что работают… Денно и нощно.
В одной из предыдущих статей я довольно долго ждал от пресс-службы «Ростеха» отписки на заданные вопросы. Когда мне надоело ждать, я сказал сотруднику, который со мной «работал», что обойдусь. Возмущению не было предела, мне сказали, что я не представляю, сколько людей РАБОТАЛИ, чтобы дать мне ответ в установленные три дня!
Эти три абзаца, написанные «птичьим» языком современного чиновника и нуждающиеся в переводе на русский они «работали» три дня.
Неудивительно, что беспилотники сегодня проще купить в Иране. Они же нужны сегодня, а не через 5-6 лет, когда ростеховские «отработают» все по полной программе.
Странный подход, если честно. Сегодня 50-кг заряды «Шахидов» хорошо треплют нервы украинским военным и властям. Завтра в Иране сменится власть, и нам (как это происходило не раз уже в истории) покажут на выход. И покупать будет нечего и не у кого.
Что будем делать, господа?
Вместо того, чтобы дать возможность отрабатывать темы БПЛА для армии по полной программе, у нас по-прежнему держат курс на зарабатывание денег для себя. Конечно, прибыль – она превыше всего. А получить ее, купив беспилотник в Иране и нанеся на него русские буквы проще, чем собрать свой. Тем более, что иранский БПЛА изначально лучше и дешевле.
Шедевр импортозамещения: не можем купить в Израиле – купим в Иране. Но сами делать не станем ни при каких условиях.
А вот я посмотрел бы на то, что делают в Индии. Там совсем иной подход, там собирают любую технику на своих предприятиях. И это является условием любой сделки.
От того, что на хвосте написали «Герань-2», изделие русским не стало. Это ясно и понятно. Это все тот же иранский «Шахид». Менять надо сам принцип подхода, заложенный нашими эффективными рыночными менеджерами, для которых прибыль первична, а все остальное, вплоть до безопасности страны, вторично.
Интересно, у нас это когда-нибудь осознают?
Источник: topwar.ru