«Народ, стоявший и слышавший то,
говорил: это гром».
Евангелие от Иоанна, 12:29
Тяжелая артиллерия Первой мировой войны. Не так давно прочитал, что какой-то американский военный, увидев картины боев в СВО, заявил, что удивлен тем, насколько это все напоминает ему картины боев Первой мировой войны, хотя прошло более 100 лет. А удивляться тут, собственно, нечему. Люди – рабы обстоятельств, и раз так все сложилось, значит воздействующие на них обстоятельства именно таковы.
И что же мы видим? А видим мы по-прежнему исключительно большую роль артиллерии, причем крупных калибров 155, 203 и 240 мм. То есть история сделала очередной виток и практически вернулась к тому, с чего и начиналась. Но, безусловно, разница между артиллерией 1914 и 2022 года есть, и немалая.
Но какая она была, артиллерия воюющих стран?
Об этом мы и расскажем, причем начнем с буквы «А», а значит – с артиллерии Австро-Венгерской монархии.
120-мм пушка М.80. Ну прямо из книги про капитана Сорвиголову. Кстати, очень похожее орудие образца 1877 года калибра 152-мм находилось в музее Советской армии в Москве. Рис. А. Шепса
Начать же придется с того, что, хотя в армиях Европы накануне Первой мировой войны шла модернизация артиллерийского парка, австро-венгерская армия, как, впрочем, и все другие европейские армии, вступила в войну с немалой частью артиллерии, представленной устаревшими образцами.
Это были орудия калибра 120-мм М.80, 150-мм орудие то же – М.80, и 180-мм короткая пушка… также М.80, причем все три были почти идентичны, за исключением калибра. Все лафеты, например, были одинаковыми. В австро-венгерской армии они имели обозначение Mobile Festungsartillerie – «мобильная крепостная артиллерия».
Все три типа были орудиями с жесткой установкой, без какого-либо современного механизма компенсации отдачи. Однако имелся цилиндрический гидравлический механизм с цилиндром и штоком, который часто помещался под пушку и крепился к должным образом подготовленной платформе, которую использовали при развертывании.
Когда орудие стреляло, оно откатывалось назад и двигалось при этом вверх по специальным треугольным подставкам под колеса. В то время как поршень, прикрепленный к лафету, вытягивался из цилиндра, прикрепленного к платформе, замедлял откат, в конечном итоге возвращая орудие в исходное положение. Основным отличием этих орудий были, как уже упоминалось, орудийные трубы, дающие им соответствующие обозначения. Они кратко представлены ниже.
Типы орудий: 12-см М.80, 15-см М.80, 18-см М.80.
Длина ствола, в калибрах: 26,6; 24,2; 12,3.
Длина ствола, в метрах: 3,2; 3,6; 2,22.
Вес ствола: 1 700 кг, 3 200 кг, 2 030 кг.
Вес снаряда: 16,7–19,8 кг; 31,5 кг; 62,5 кг.
Максимальная дальность стрельбы: 8 000 м; 11 200 м; 6 600 м.
Похоже, что 15-см и 18-см M.80 (у австро-венгров была принята германская сантиметровая система обозначений калибров) использовались почти исключительно в таких крепостях, как Краков и, конечно же, Перемышль. Однако 12-см пушка, обладавшая сравнительно большой дальнобойностью и малым весом, могла применяться и применялась в качестве полевой артиллерии. В начале войны на вооружении армии состояли 20 батарей, по 4 орудия 12-см M.80 в каждой.
В течение первых двух лет войны первоначально это было основное дальнобойное орудие австро-венгерской армии. Однако необходимость усиления артиллерийской поддержки в диапазоне орудий среднего калибра вынудила австро-венгерскую армию вывести несколько крепостных батарей M.80 калибра 12 см и 15 см и использовать их в полевых условиях.
Боевая работа M.15/16
Как уже отмечалось, все три орудия имели одинаковый лафет (вот когда люди уже стремились к унификации), что облегчало их обслуживание и ремонт.
Многие виды артиллерии производила фирма «Шкода». Ещё задолго до начала войны выяснилось, что армии требуется новое 150-мм орудие. И его начали разрабатывать именно на этом предприятии и назвали «15cm Autokanone M.15/16» – то есть орудием, которое можно транспортировать на механической тяге. Им требовалось заменить орудие образца 1888 года. Но лишь в 1915 году первый прототип этого орудия был испытан, а на вооружение он и вовсе поступил в 1916 году.
38-см гаубица M.16
Пушка получилась большой, довольно неуклюжей и тяжелой, и ее для транспортировки пришлось разбить на две части (ствол и лафет), хотя изначально она проектировалась именно как «Автоканон», то есть как пушка, которую должны были буксировать моторизованные тягачи без разборки.
Конструкция пушки была стандартной, с гидравлическим механизмом поглощения отдачи. С этим орудием Австро-Венгрия провоевала вплоть до самого своего конца и распада, а затем его использовали армии многих государств.
И это неудивительно, так как чисто артиллерийские характеристики его были не так уж и плохи. Снаряд с массой 56 кг имел начальную скорость 700 м/с, а летел на дальность более 16 км.
После выпуска первых 28 экземпляров механизмы орудия доработали, что позволило увеличить угол возвышения ствола с +30° до +45°, что при новом типе снаряда более обтекаемых очертаний дало максимальную дальность стрельбы около 21 км. Это слегка модифицированное орудие получило обозначение М.15/16.
Скорострельность была низкой: один снаряд в минуту, а поворот на лафете был ограничен: 6° в каждую сторону. Пушка весила 11,9 тонны в боевом положении и 16,4 тонны – в походном. Неудивительно, что для её обслуживания требовался расчет из 13 человек. Причем настоящий калибр её был все-таки 152 мм, а не 150, а длина ствола достигала 5,1 м. Орудие имело съемный щит для защиты своего расчета от осколков.
Несмотря на громоздкость, это была мощная пушка, и после Первой мировой войны она использовалась армиями Австрии (правда, только два орудия), Чехословакии и Италии, которые получили несколько этих пушек в качестве трофеев и репараций и использовали их под обозначением Cannone da 152/37 – где цифра «37» обозначает приблизительную длину ствола в калибрах.
В течение 20-х годов итальянские пушки были тщательно отремонтированы фирмой «Виккерс-Терни» и получили новые гильзы, каморы и колеса. К июню 1940 года у итальянцев все ещё было 29 таких орудий на вооружении, и им пришлось поучаствовать в боевых действиях в Албании, Греции и Северной Африке. К концу 1940 года у них осталось 21 исправное орудие, и все они, кроме четырех, находились в Италии, причем некоторые использовались в качестве орудий береговой обороны.
Немецкая армия также стала использовать эти пушки! В 1939 году те орудия, что находились на вооружении Чехии, были выведены в резерв, но их признали достаточно исправными, чтобы заинтересовать немцев, которые использовали их в обороне Атлантического вала под обозначением 15,2cm K 15/16 (t). Позже в 1943 году некоторые из этих орудий, все еще находившиеся на вооружении Италии, были переданы немцам под обозначением 15,2cm K 410 (i). Однако сомнительно, чтобы немецкая армия когда-либо использовала их в боях.
240-мм мортира M.98
Пушка есть пушка, она не может доставать противника на обратных скатах оврагов и в траншеях. Это было понятно задолго до войны и привело к тому, что шкодовцы в 1898 году разработали для армии 240-мм мортиру. M.98 весила около 9,3 тонны в боевом положении. Перевозилась только в разобранном виде, для чего разбиралась на четыре комплекта деталей, каждый из которых тянулся лошадьми или автомобилями.
А вот так 38-см гаубицу M.16 заряжали
Несмотря на это, развертывание орудия происходило «сравнительно быстро», по мнению австрийских военных. Длина ствола составляла 2 180 мм, углы подъема – от +44° до +65°. Горизонтальная наводка – 16°. Мортира могла стрелять 133-килограммовым фугасным снарядом примерно на 6 500 метров. Начальная скорость снаряда составляла 278 м/сек. Для обслуживания требовался расчет из 6 человек. Для защиты от огня противника могла оборудоваться щитом.
Ну а вот в таком виде её можно увидеть в Национальном музее армии в Бухаресте. Это ствол на транспортере
В начале Первой мировой войны в августе 1914 года австро-венгерская армия имела на вооружении 12 24-см мортирных батарей (каждая батарея состояла из 4 орудий), всего около 96 орудий (как и в случае с австро-венгерской артиллерией в целом, были проблемы с поставкой боеприпасов: имелось всего около 400 снарядов на орудие). В январе 1917 года на вооружении находилось всего около 30 М.98, а год спустя оно сократилось еще больше, так что действовали на фронте лишь 2 батареи из 8 орудий.
А это лафет, на котором ствол закреплялся
На ранних этапах Первой мировой войны австро-венгерская 30,5-см мортира M.11 была, вероятно, самым страшным оружием, которое только могло быть на вооружении любой армии, и она с впечатляющим эффектом использовалась как на Западном фронте, так и на Востоке, как на Балканах, так и против Италии.
Проектирование M.11 началось в 1905 году, когда австро-венгерский Генеральный штаб приказал создать достаточно тяжелое орудие, чтобы уничтожать новые итальянские укрепления, возведенные на границе между двумя странами. Заказ достался компании «Шкода» в Пльзене, которая уже сделала себе имя, выпустив много превосходных орудий.
А это снаряды, вылетавшие из этого ствола!
Работы над мортирой были завершены в июле 1908 года, а в следующем году изготовлен первый прототип. Летом 1911 года он был испытан и показал отличные результаты, а затем мортиру приняли на вооружение под обозначением «30,5 см Mörser M.11». Первый заказ поступил в декабре 1911 года и предусматривал постройку 24 M.11.
Учитывая год, это было очень современное орудие. Казенная часть имела горизонтально-клиновой затвор, с несколькими предохранителями от случайного выстрела. Над стволом находились два цилиндра: в них размещался тормоз отката. Под стволом располагались еще три цилиндра: в них размещался накатник, т. е. механизм, ответственный за принудительное возвращение ствола орудия в исходное положение после выстрела.
Ствол и люлька крепились к нижнему лафету, на котором находились механизмы наведения. Лафет опирался на опорную плиту. Само орудие, конечно, было очень тяжелым: 20 830 кг, чтобы переместить M.11, пришлось установку демонтировать, что, правда, производилось довольно быстро, при использовании только лишь домкратов и подъемников.
В результате орудие разбиралось на три большие части: ствол, лафет и опорная коробка, которые были установлены на специальные колесные лафеты. Все они присоединялись к большому 15-тонному трактору Skoda-Daimler M.12. Состав не был быстрым, но оказался на удивление мобильным. Если дорога была приемлемого качества, то мортиру можно было транспортировать таким образом даже в Альпах!
Лафет для транспортировки ствола 420-мм гаубицы
Вскоре стало ясно, что современные форты могут выдержать любое количество обстрелов из обычной полевой артиллерии калибром до 210 мм. Что и было доказано опытом Вердена, где такие форты, как Дуамаунт или Во, не были подавлены, хотя их буквально забросали снарядами. Только вот в итоге их все равно пришлось брать штурмом.
Напротив, почти ничто не могло противостоять прямому попаданию снаряда из M.11. Граната из М.11 могла пробить два метра бетона и разорваться внутри форта.
Непредвиденным следствием такого попадания стал дым от взрыва, который заполнял казематы и коридоры, вынуждая обороняющихся покидать атакованный форт. Проще говоря: не было никакой реальной защиты от снарядов этой мортиры, если только объект поражения на находился на глубине около 3 метров в твердой скале или, возможно, был прикрыт железобетоном такой же толщины. Разрывная граната, выпущенная из M.11, образовывала кратер диаметром около 5–8 метров: осколки от взрыва могли пробить прочные конструкции на расстоянии 100 метров и убить незащищенных людей на расстоянии 400 метров. Только лишь один взрыватель гранаты M.11 мог нанести такой же урон, как и полная 15-сантиметровая граната! В общем, это было по-настоящему ужасное оружие.
]Лафет 420-мм гаубицы на шасси для транспортировки
В течение 1915 года австро-венгерская армия получила 20 батарей M.11. Хотя стандартный комплект батареи M.11 состоял из 2 орудий, каждая такая мортира могла использоваться и поодиночке. Это связано с характерной особенностью австро-венгерской армии: она, в отличие от немцев, не имела централизованного артиллерийского командования. Даже очень тяжелые орудия передавались под контроль командиров дивизий, что давало каждой дивизии непосредственную поддержку, но в то же время уменьшало количество орудий, которые можно было бы сосредоточить в одной точке. Это, конечно, стало следствием того, что немецкая армия была больше ориентирована на атакующие действия, в то время как австрийцы и венгры быстро теряли уверенность в себе и все больше ориентировались на оборону.
Сборка орудия
Аппетит приходит во время еды. Вот в австро-венгерской армии решили, что 305 мм – это, конечно, хорошо, но 380 мм ещё лучше, и заказали такое орудие опять-таки фирме «Шкода». Разработку начали в апреле 1915 года, причем одновременно с 42-см гаубицей.
Фугасные гранаты к 420-мм гаубице
Два первых орудия калибра 38-сантиметрового калибра М.16 имели даже собственные имена: «Гудрун» и «Барбара». Задействованы они были на итальянском фронте для поддержки очередного наступления на реке Изонцо. Опыт посчитали успешным, и австро-венгерское верховное командование заказало дополнительно 14 гаубиц М.16. Они использовались на всех фронтах с впечатляющим эффектом, так что в конце войны австро-венгерская армия имела на вооружении уже десять таких монстров.
М.16 весила около 81,7 тонны в боевом положении, и требовалось около 6–8 часов, чтобы перевести её из походного положения в боевое. Она могла стрелять 740-килограммовым снарядом примерно на 15 000 метров. Максимальная скорострельность составляла 12 выстрелов в час или по одному выстрелу каждые 5 минут.
420-мм ствол на лафете
Что же касается австро-венгерской 42-сантиметровой гаубицы, то она была, вероятно, самым мощным артиллерийским орудием, использовавшимся в Первой мировой войне.
Интересно, что она сначала не задумывалась как сухопутное оружие, а предназначалась для применения против морских целей, то есть для защиты военно-морских баз в Эгейском море. Однако очень скоро австро-венгерское верховное командование обнаружило, что угроза с моря была меньше, чем потребность в тяжелой артиллерии на сухопутных фронтах. Поэтому «Шкоду» попросили сделать эти гаубицы мобильными или, по крайней мере, транспортабельными. Что и было сделано.
В итоге армия получила 42-см Haubitze M.14.
42-см Haubitze M.14 – такая установка в Первую мировую войну могла вести огонь на 360°
Новое орудие уже летом 1915 года использовалось на сербском, русском и итальянском фронтах. Но так как оно оказалось очень тяжелым, работы над ним были продолжены.
В результате было создано орудие, транспортировавшееся в шести вьюках, которые перевозились тяжелыми тягачами. Модель получила обозначение M.16, а спустя год появилась и 42-см Autohaubitze M.17, то есть «автотранспортабельная гаубица».
В боевых действиях в Первой мировой войне поучаствовать ей не удалось, но она использовалась сначала чешской армией, а затем после оккупации Чехословакии M.17 забрала себе немецкая армия и обстреливала из неё «Линию Мажино», а позже в 1942 году применяла для бомбардировки Севастополя, для чего эта тяжелая гаубица подходила просто идеально.
А вот так она выглядела уже в годы Второй мировой войны
Таким образом в конце Первой мировой войны австро-венгерская армия имела на вооружении 8 42-см гаубиц M.14, M.16 и M.17, которые использовались на всех фронтах со значительным успехом. С учетом их веса, они были на удивление мобильны. Но передвигать этих монстров было делом нелегким: расчет одного орудия состоял из 210 человек, 8 офицеров, 5 лошадей, 4 повозок и 32 (!) грузовиков с прицепами.
Но зато, как говорится, это было просто нечто. При калибре в 420 мм вес фугасного снаряда к этой гаубице составлял около одной тонны. Начальная его скорость равнялась 415 м/сек. Дальность стрельбы: 12 700 м. На своей установке она могла вести огонь на 360°, при углах подъема ствола от +40°до +70°. Хотя вес установки при этом составлял 112 735 кг, а собиралась она за 40 часов и за 26 разбиралась!
Источник: topwar.ru