Введение
В общем-то, об этой штуке я уже мельком читал довольно давно и даже уже не помню, где именно. Но недавно, после того как «Военное обозрение» пробудило мой интерес к изданию The Drive и его подразделу The WarZone, мне на глаза попало продолжение этой истории. И интерес проснулся вновь. В конце концов, поскольку я имею отношение к торговому флоту, то в случае чего именно в меня это и полетит. Врага, как говорится, надо бы знать в лицо.
На этот раз это будет не просто перевод с языка на язык, а некая компиляция из нескольких статей, появившихся в разное время. Постараюсь извлечь из них только полезные сведения, а на всякие бла-бла-бла (типа …is an answer to an urgent need to neutralize maritime threats to freedom around the world) не обращать внимания.
Но для начала сделаем несколько пояснений по поводу некоторых терминов, которые будут то и дело мелькать, потому что наверняка найдутся те, кто слышит о таких вещах впервые. Например, что означает «действует подобно торпеде», или что такое JDAM и WOSA.
Самые ранние версии торпед имели лишь контактные взрыватели, то есть ими надо было стрелять так, чтобы попасть в борт корабля, и лишь тогда они, может быть, взрывались. Если торпеда проходила под кораблем, то взрыва не будет и цель, возможно, даже не заметит, что ее пытались убить. Если промажешь, то тем более. Такое ограничение никому, конечно, не нравилось, потому что торпеда – оружие недешевое, а возможность атаки у подводной лодки только одна.
В конце концов (это длинная и интересная сама по себе история) появились различные системы самонаведения торпед и неконтактный взрыватель, подрывающий ее под килем. Как выглядит взрыв такой торпеды и что она делает с кораблем, можно посмотреть в «Ютубе», набрав в строке поиска SINKEX. То есть ВВС США пытается создать оружие, которое торпедой не является, но действует точно так, как торпеда – то есть взрывается под кораблем.
JDAM (Joint Direct Attack Munition) – это исследовательская программа, которая существует еще с конца 1980-х годов. Ее задачей был поиск способов превратить обычные свободнопадающие бомбы в бомбы корректируемые – то есть найти способ сделать такие бомбы более точными. В итоге способ был найден: обычная бомба дополняется комплектом из крыльев в средней части и хвостовым блоком с управляемым оперением и комплектом навигации. Комплект JDAM применяется для модернизации неуправляемых бомб GBU-38 (калибр 500 фунтов) и GBU-31 (2 000 фунтов). В дальнейшем, если увидите сочетание «бомба JDAM» или просто JDAM, то это будет означать, что это авиабомба, получившая такой комплект. Такие бомбы давно не новость, они применялись еще в период операции НАТО против Югославии.
QUICKSINK (быстрое потопление) – программа, осуществляемая исследовательской лабораторией ВВС (AFRL) по модернизации бомб JDAM с целью получить возможность поражать ими движущиеся морские цели.
WOSA – в устах военных это означает Weapon Open System Architecture, то есть Открытая системная архитектура для оружия, и термин этот, в общем-то, относится к области программирования и создания операционных систем. Изначально буква W в этом сокращении подразумевала Windows, и создатели винды с помощью принципов открытой архитектуры добились, грубо говоря, того, что в материнскую плату можно воткнуть любую плату расширения, и она будет работать. Ну или иногда ей нужно подсунуть нужный драйвер. В умной бомбе, о которой идет речь, принципы WOSA позволяют легко и просто компоновать различные электронные компоненты, без которых умному оружию никуда.
AFRL – Air Force Research Laboratory, Исследовательская лаборатория ВВС. Занимается разработкой и поставкой новых военных технологий. Судя по сведениям с сайта AFRL, именно эта лаборатория разработала концепцию WOSA применительно к оружию.
Ну и поскольку меня тут давеча упрекали в том, что я манкирую метрической системой, то сразу признаюсь, что мне лень делать вычисления, а 1 фут – это 30,5 сантиметров, 500 фунтов – это 230 кг, а 2 000 фунтов – 910 кг.
Итак, приступим.
Умная бомба
2 сентября 2021 года Joseph Trevithick в The WarZone разместил статью, где говорилось о том, что ВВС США разрабатывает «умную бомбу», которая должна срабатывать подобно торпеде.
«Как подчеркивало недавно The WarZone, торпеды, наподобие тяжелой Мк-48, остаются основным средством вооруженных сил, когда речь заходит о потоплении вражеских судов. Однако ВВС США сейчас исследует возможность создания подобного оружия воздушного базирования, включая модифицированную 2 000-фунтовую бомбу высокоточного наведения класса JDAM.
Недавно ВВС объявило, что три истребителя F-15E, принадлежащие к 85-й испытательной эскадрилье с авиабазы Эглин (Флорида), приняли участие в эксперименте по определению возможностей использования 2 000-фунтовой бомбы GBU-31/B, модифицированных по программе JDAM, против как движущихся, так и неподвижных морских целей. Это конкретное испытание является частью более широкой демонстрационной программы, получившей название Quicksink, а управляет этой программой Исследовательская лаборатория AFRL.
Официальное сообщение ВВС говорит: подводная лодка имеет возможность потопить корабль единственной торпедой, но это одновременно выдаст ее местонахождение. Целью программы Quicksink является разработка дешевого способа получения такого же эффекта при атаке с воздуха.
Августовский тест с привлечением F-15E основан на уроках прошлогоднего испытания по программе Quicksink, когда бомбардировщик B-52 сбросил бомбу JDAM для оценки возможности получить подобный эффект в специфических морских условиях.
ВВС не объяснили, каким образом бомба GBU-31/B была модернизирована для атаки движущегося объекта. Стандартный комплект JDAM имеет инерционную систему наведения, дополненную приемником GPS, что позволяет направить бомбу лишь на цель с известными координатами. На вооружении ВВС, ВМС и КМП имеется 500-фунтовая бомба Laser JDAM с двухрежимной системой наведения. Как следует из названия, бомба имеет дополнительную опцию наведения по лазерному лучу, что делает возможным применять ее по движущимся целям.
Однако ВВС заявляет, что их основное противокорабельное оружие – управляемая бомба GBU-24/B Paveway калибром 2 000 фунтов с лазерным наведением – становится все более неприемлемой из-за рисков, связанных со способом ее применения. Такому оружию требуется подсветка лазерным лучом от какого-то источника, будь это непосредственно самолет-носитель или другая платформа, которые должны находиться сравнительно близко от цели.
«Это оружие [GBU-24/B] не только не идеально, но оно также снижает наши возможности по выживанию в зависимости от того, как оно будет применяться»,
– пояснил в своем заявлении майор ВВС Эндрю Свенсон, офицер по системам вооружения F-15E из 85-й испытательной эскадрильи.
«Новый боеприпас (то есть модифицированная GBU-31/B) может все это изменить».
На фотографиях, которые ВВС опубликовало вместе с сообщением об августовском испытании, виден F-15E с четырьмя бомбами GBU-31/B, которые не имеют в носовой части взрывателя или чего-либо иного. Это может свидетельствовать о том, что ВВС находятся в процессе разработки, или уже имеют, новую головку самонаведения, которая позволяет бомбам атаковать как неподвижные, так и движущиеся морские цели.
Такие возможности могла бы обеспечить многорежимная система наведения, например, миллиметровый радар и инфракрасная головка, которые действовали бы в дополнении к стандартной комбинации ИНС/GPS, имеющиеся в JDAM. Такая опция особенно интересна, потому что на фотографиях в носовой части бомбы, где должен быть взрыватель или головка самонаведения, заметен стикер, являющийся логотипом Программы для демонстрации передовых технологий (Advanced Concept Demo Programs), которая в свою очередь является подразделением исследовательской лаборатории AFRL.
На стикере показано четыре вида вооружения, действующих совместно через общую сеть.
Как бы то ни было, если ВВС сможет найти способ поражения подвижных целей с помощью авиабомбы JDAM калибром 2 000 фунтов, это будет большим достижением. Это добавит противокорабельные возможности любому самолету, способному нести бомбу GBU-31/B – таким как F-15Е и B-52Н. Цена конвертации имеющихся GBU-31/B будет существенно меньше, чем производство любого нового противокорабельного оружия. Если многорежимная головка самонаведения и в самом деле является одним из возможных решений, то такие бомбы смогут применяться не только против кораблей, но и иных целей».
Далее в статье идут рассуждения о других типах высокоточного оружия и о том, может ли оно быть использовано для получения «торпедободобного эффекта» – но это уже не так интересно. Главное, что можно вынести из статьи 2021 года – ВВС США работает над новым дешевым противокорабельным оружием, и уже может показать новые идеи в действии.
Далее, 30 апреля 2022 уже другой автор Thomas Newdick пишет: The Air Force’s New Ship-Killing Smart Bomb Has Sunk Its First Vessel. Почитаем, что нам расскажут.
«ВВС провело очередной эксперимент по ударным возможностям против морских целей, известный как Quicksink, в течение которого в первый раз было потоплено настоящее судно. Эксперимент, целью которого является получить дешевое противокорабельное оружие с использованием модифицированной бомбы GBU-31/B JDAM, вступил во вторую фазу испытаний.
Исследовательская лаборатория ВВС (AFRL) объявила об успешном испытании в рамках демонстрации новых технологий Quicksink, которое состоялось вчера на полигоне Eglin Gulf в Мексиканском заливе. С истребителя F-15E, принадлежащего 85-1 испытательной эскадрилье, была сброшена одна модифицированная бомба JDAM. Тип корабля-мишени в пресс-релизе ВВС не упоминается.
В задачу новой демонстрации концепции Quicksink входила оценка возможности внедрения ее в эксплуатацию. Задачей Quicksink является перепрофилировать авиабомбы JDAM для морских целей, что позволит значительно сэкономить деньги. Для этого программа опирается также на возможности, предоставляемые принципами WOSA, которые позволяют собрать различные компоненты ГСН в требуемую модульную структуру.
В широком смысле программа Quicksink стремится расширить возможности, которые есть у боевых командиров для преследования морских надводных целей. Несмотря на то, что существует целый ряд высокоточных боеприпасов и ракет класса «воздух-поверхность», которые можно использовать для таких сценариев, Quicksink стремится обеспечить такую эффективность, которую в противном случае гарантировала бы лишь торпеда, такая как тяжелая Mk 48.
Майор Andrew Swanson, начальник отдела перспективных программ 85-й испытательной эскадрильи, заявляет:
«Тяжелые торпеды эффективны для потопления больших кораблей, но они дороги и используются лишь небольшой частью военно-морских сил. С помощью Quicksink мы продемонстрировали недорогое и более гибкое решение, которое может быть использовано на большинстве боевых самолетов ВВС, предоставляя командирам больше возможностей».
Что неясно в более ранних испытаниях, а также в этом последнем эксперименте, так это то, какой именно комплект наведения устанавливается на модифицированный JDAM.
Лаборатория AFRL показала видео, сделанное компьютерной программой (иначе говоря, мультик), где оружие, созданное по программе Quicksink, запускается с истребителя F-35 по контейнеровозу, имеющему замаскированную пусковую ракетную установку. Истребитель получает данные с патрульного самолета P-8 и применяет оружие (бомбу) после загрузки в нее данных наведения. Бомба устремляется в заданный район, где находится цель, и активирует «всепогодную морскую головку самонаведения». После чего бомба самостоятельно ищет цель и опознает ее. Цель захватывается, затем следует окончательная атака на корабль.
Фотографии с последнего испытания опять-таки показывают бомбы JDAM, как в готовом состоянии, так и инертные, без взрывателей или головок самонаведения, которые должны были бы находиться в головной части бомбы. Вместо них имеются наклейки с эмблемой программы. Наиболее вероятный вариант, который мы уже обсуждали ранее, заключается в многорежимном способе наведения, который, возможно, включает в себя радар миллиметрового диапазона и инфракрасную головку, подобно той, что используется в бетонобойной бомбе BU-53/B StormBreaker. Даже одна только радиолокационная ГСН справилась бы с задачей и соответствовала бы описанию «всепогодного».
Имеется еще один вариант, который включал бы в себя канал передачи данных. Таким образом цель будет отслеживаться каким-либо внешним датчиком, таким как самолетный радар, а телеметрия будет поступать в систему наведения бомбы даже после ее сброса. Эти данные можно было бы объединить с существующей инерциальной системой навигации, дополненной GPS-приемником. Этот блок мог бы действовать наподобие автопилота и привести бомбу к движущейся цели. Хотя, судя по представленному видео, это маловероятно (ну вот, а так лихо было закручено). А возможно, что была использована комбинация таких возможностей.
Остается вопрос о размере разрушительной мощи JDAM по сравнению с торпедой, которая спроектирована для того, чтобы ломать хребет кораблю, поразив его ниже корпуса.
Другие виды оружия в этом портфолио включают противокорабельную ракету большой дальности AGM-158C (LRASM) и новые морские мины, сбрасываемые с бомбардировщика B-52H. Противокорабельный вариант JDAM имеет серьезные ограничения по сравнению с ПКР. Базовый вариант JDAM имеет относительно небольшой радиус действия – даже сброшенный с большой высоты, JDAM может спланировать примерно на 15 миль. Получатся, что носитель такого оружия должен находиться глубоко внутри корабельной зоны ПВО, и это может резко сократить круг целей, против которых можно применять такой боеприпас».
На этом полезная часть текста заканчивается. Далее следуют рассуждения о том, как много-много таких бомб можно понаделать, имея в виду их (относительно) небольшую стоимость, и как можно усовершенствовать модернизированное – например, улучшить конструкцию крыла JDAM и получить больший радиус действия. А в общем, мы узнали, что идея живет и развивается, и актуализирована до состояния полевого испытания.
Лично меня заинтересовал момент, когда умная бомба окончательно опознает цель:
Каков радиус зоны предварительного наведения? Как она узнает, что это именно тот пароход, который ей нужен? Что если их там два или три рядом? По каким признакам? Конечно, это всего-навсего мультик, но что если умное оружие действительно сравнивает силуэт судна с тем, что имеется у него в памяти?
Ну и, конечно, интересно, что за пароход они там утопили, и как именно. А об этом уже следующая статья от 2 мая 2022, автор Joseph Trevithick, называется Watch The Air Force’s New Ship-Killing Smart Bomb Snap A Vessel In Two.
А еще тут есть видео:
Видео, надо сказать, впечатляет – но не более, чем демонстрации попадания торпеды. Тем более что мишень для испытания подобрана очень специфическая – об этом чуть позже.
Далее в статье ничего особо интересного не приводится, за исключением того, что судно-мишень, по заявлению лаборатории AFRL, это некое «старое грузовое судно» – то есть явно построено не по военным стандартам. Далее следуют уже знакомые рассуждения о том, какие же изменения могли быть внесены в конструкцию JDAM и какая ГСН там применяется.
Еще имеется интересный комментарий одного из читателей, где говорится, что, судя по видео, взрыв произошел под судном. И действительно, если проиграть ролик на малой скорости, это ясно видно. Можно, конечно, предположить, что бомба пробила судно насквозь, но никаких следов повреждений палубы перед взрывом не заметно. Очень похоже, что бомба прилетела под левый борт мишени.
Ну и наконец финальная статья того же автора от 22 сентября 2022 года New Look At Air Force’s Ship-Killing Smart Bomb In Action, Seeker Details Revealed. Оказывается, лаборатория AFRL, проводящая испытания, любезно поместила видеокамеру на судно-мишень, так что мы можем посмотреть на шоу, так сказать, из первого ряда.
Также стало известно название судна: это Costal Sea, и marinetraffic выдает нам детали: COASTAL SEA (IMO: 5153890) is a General Cargo that was built in 1956 (!) and is sailing under the flag of USA. Его длина 59 метров, ширина 10, а дедвейт всего-навсего 1 250 тонн. Да уж, очень подходящую мишень выбрали военные для авиабомбы весом почти в тонну…
AFRL также показала 3D-изображение судна-мишени, разорванного пополам и покоящегося на дне Мексиканского залива, где оно сейчас образует искусственный риф.
А еще она продемонстрировала макет новой ГСН, отпечатанный на 3D-принтере.
Представители лаборатории предоставили дополнительные сведения о ГСН, в том числе о ее стоимости. В общем и целом сведения подтверждают те предположения, которые уже высказывались авторами статей.
«Во всепогодное противокорабельное оружие авиабомбу JDAM превращает сочетание новой многорежимной ГСН и улучшенный хвостовой комплект. При применении вначале используется хвостовое оперение, чтобы доставить авиабомбу в район нахождения цели, используя координаты, введенные с самолета-носителя или другой платформы. Далее авиабомба переключается на искатель Quicksink, чтобы захватить цель и определить ее курс и скорость.
Использование независимой системы наведения означает, что оружие все еще может захватить цель, даже если она окажется в районе с некачественным сигналом GPS. Далее авиабомба корректирует свой курс так, чтобы взорваться рядом с бортом ниже ватерлинии. Это «вздымает» корабль из воды, ломая его пополам или причиняя громадные повреждения. Даже близкий промах, вероятнее всего, выведет системы корабля из строя.
Самым мощным из обычных видов противокорабельного оружия, несомненно, является торпеда Mk 48, но гибкость её применения ограничена тем фактом, что она может быть применена, по крайней мере, в настоящее время, только с борта подводных лодок. А подводные лодки, конечно же, не могут быть везде одновременно.
Существует также вопрос стоимости. В своем последнем бюджетном запросе на 2023 финансовый год ВМС затребовали чуть более 151 миллиона долларов на покупку 28 экземпляров новейшей торпеды Mk 48 Mod 7, при средней стоимости единицы чуть менее 5,4 миллиона долларов. Затраты, безусловно, регулярно колеблются, особенно в результате общего объема заказа, но обзор предыдущих данных бюджета ВМФ показывает, что Mk 48 Mod 7 – это многомиллионное оружие.
AFRL сообщает, что прямо сейчас комплекты самонаведения Quicksink, которые при необходимости можно легко интегрировать в существующие авиабомбы GBU-31/B, стоят около 200 000 долларов за штуку. Цена может значительно снизиться, если производство увеличится. Представители лаборатории сообщили The WarZone, что после того, как будет произведено 1 000 экземпляров, они надеются увидеть среднюю стоимость единицы около 50 000 долларов. Даже в сочетании с затратами на приобретение бомб класса 2 000 фунтов и комплектов JDAM полное оружие Quicksink обещает быть значительно дешевле, чем большинство противокорабельных ракет, которые обычно имеют цену в 1 миллион долларов и больше.
Один из способов, который, по словам AFRL, может послужить снижением стоимости ГСН, заключается в том, чтобы избежать необходимости в более подробной базе данных репрезентативных профилей кораблей, которые обычно используются в сочетании с тепловизионными системами наведения (IIR) на большинстве противокорабельных ракет. Искатель Quicksink спроектирован для обнаружения и захвата корабля-мишени только по его длине.
Это, конечно, может вызвать опасения по поводу надежности системы самонаведения, а также о рисках того, что она наведется на неправильную цель, особенно в зоне с интенсивным морским трафиком. Однако, кажется, что ВВС твердо убеждены, что очень подробные данные о длине, а также первоначальная идентификация цели и «подсказки», которые получит оружие, уменьшат любые подобные проблемы.
Для снижения затрат служит также то, что ГСН Quicksink построена на модульной архитектуре plug-and-play. Это может облегчить добавление новых и улучшенных функций в систему в будущем. Потенциально подобная ГСН или ее компоненты могут использоваться и в других системах вооружения.
Важно отметить, что ВВС не противопоставляют Quicksink как замену тяжелым торпедам или другому противокорабельному оружию. Идея состоит в том, чтобы создать новый дополнительный недорогой и гибкий противокорабельный инструмент, который можно было бы легко нести на широком спектре существующих тактических самолетов, включая малозаметные ударные истребители F-35A, а также бомбардировщики и, возможно, другие самолеты.
Стоит отметить, что JDAM имеет дальность действия около 15 миль, в зависимости от высоты сброса, поэтому он имеет лишь ограниченные возможности по дистанции применения. Это может сделать Quicksink более сложной для использования в некоторых сценариях с высоким риском.
В то же время бомбы Quicksink можно было бы использовать против менее рискованных целей, включая транспортные и вспомогательные суда, которые по-прежнему важно нейтрализовать, высвобождая более дальнобойные и более мощные боеприпасы для более серьезных угроз. Уже доступны комплекты крыльев, которые расширяют радиус применения JDAM, которые также можно использовать на бомбах Quicksink.
В целом, если искатель Quicksink окажется достаточно стабильным, надежным и относительно дешевым, то он может стать очень привлекательным способом расширения арсенала средств поражения кораблей, и может сделать это быстро, используя существующие запасы боеприпасов».
На этом все. Ждем новостей о принятии на вооружение.
Вот такая вот история.
Источник: topwar.ru