Неизвестный летательный аппарат на аэродроме CAC, октябрь 2021 г. Фото Planet Labs
К настоящему времени Китай разработал два истребителя 5 поколения. Один из них доведен до эксплуатации в войсках, а второй начнет службу в будущем. При этом поступают сообщения о работе китайской промышленности над следующим поколением истребителей. Принципиально новые самолеты появятся только в отдаленном будущем, а пока проводятся необходимые научно-исследовательские работы.
Слухи и заявления
Первые сообщения о возможном старте работ по следующему поколению истребителей появились во второй половине десятых годов, причем за пределами Китая. Подобные слухи основывались на том, что китайская промышленность успешно завершила проект истребителя 5 поколения J-20 и была готова начинать новую перспективную программу. При этом достоверная информация о таких работах отсутствовала.
В начале 2019 г. в китайских СМИ появилось интервью с главным конструктором авиастроительного института Чэнду (Chengdu Aerospace Corporation – CAC) Ван Хайфэном. Он раскрыл некоторые особенности работ по самолету J-20, а также впервые рассказал о разработке новых проектов.
По словам главного конструктора, на тот момент CAC проводила различные предварительные исследования, направленные на поиск новых технологий и решений. К 2035 г. или ранее эти работы могли бы дать результат в виде некоего «оружия для защиты моря и неба». Какие-либо подробности текущих работ, однако, не упоминались.
Серийные самолеты J-20. Фото Wikimedia Commons
Ван Хайфэн не упоминал принадлежность нового проекта к тому или иному поколению, но это не помешало появлению смелых выводов и предположений. За рубежом и в самом Китае его заявления восприняли как первое официальное упоминание разработки истребителя 6 поколения. Насколько верно такое предположение, до конца не ясно.
Примерно год назад появилась новая информация, которую тут же связали со слухами о 6 поколении. На свежей спутниковой фотографии заводского аэродрома CAC в г. Чэнду был замечен неизвестный летательный аппарат. Это был полноразмерный самолет или БПЛА с треугольным или ромбовидным крылом. Зарубежные специалисты предсказуемо предположили, что это опытный образец для отработки неких технологий для нового проекта.
Также время от времени публиковались различные схемы и концепты, явно не имеющие отношения к известным китайским самолетам. Вероятно, это были результаты исследований либо простое творчество «по мотивам». Официальная информация такого рода пока не появлялась, и в ближайшее время ждать ее не приходится.
Взгляд из-за океана
Несколько дней назад в Академии ВВС США прошла конференция по вопросам обороны в воздухе, космосе и киберпространстве. В ходе этого мероприятия с докладом выступил начальник боевого авиационного командования генерал Марк Д. Келли. Одной из тем его выступления стали перспективные зарубежные разработки и необходимость сохранения американского превосходства.
Опытный двухместный J-20B. Фото Telegram / ChDambiev
Ссылаясь на разведывательную информацию, М. Келли рассказал о предполагаемом китайском проекте нового истребителя. Так, существование этого проекта подтверждается разведданными, и он развивается по установленному графику. Генерал отметил, что китайские специалисты не ведут споры о необходимости 6 поколения и просто занимаются новым проектом.
М. Келли отметил иностранный подход к созданию новой техники. Китай старается постепенно улучшать доступные образцы и в итоге приходит к желаемому результату. Так, китайские авиастроители ранее улучшили российский Су-27 и создали свой J-15, а теперь получают в свое распоряжение современный Су-35. Все эти истребители создают технологическую основу для разработки принципиально нового образца.
В связи с этим М. Келли предлагает ускорить работы по аналогичной американской программе NGAD. Этот самолет должен появиться и поступить на службу раньше китайского образца, пусть даже и с минимальным опережением. Если этого не сделать, появятся серьезные проблемы.
Утверждается, что в Пентагоне уже знают основные особенности китайского проекта. Как оказалось, он в целом похож на американский NGAD. Предъявляются аналогичные требования и планируется реализовать схожие идеи. Так, будет в разы сокращена заметность, а также значительно улучшатся собственные возможности наблюдения. Также требуется резкий рост быстродействия вычислительных средств. Программное обеспечение, а вместе с ним и самолет в целом, можно будет быстро обновлять и адаптировать к меняющейся обстановке и имеющимся задачам.
Тайные разработки
Как всегда, Китай официально не сообщает о планах по созданию истребителя нового поколения или о реальных работах в этом направлении. Тем не менее, очевидно, что такие планы уже существуют, а научные и проектные организации занимаются их выполнением.
Опытный истребитель FC-31. Фото China Times
По всей видимости, программа создания нового истребителя пока находится на самых ранних стадиях. Проводятся необходимые исследования, в ходе которых определится технический облик будущего самолета, его характеристики и возможности. Судя по зарубежным данным, эта исследования уже могли дойти до стадии строительства и испытаний летного прототипа-демонстратора технологий.
На прошлогоднем спутниковом снимке присутствовал летательный аппарат схемы «летающее крыло» или «бесхвостка» с ромбовидным в плане крылом и выделяющимся фюзеляжем. Конфигурация кабины, силовой установки, рулей и т.д. неизвестна. Видимые формы планера указывают на попытку совместить высокие летные характеристики и стелс-технологии. Самолет такого вида может быть сверхзвуковым и развивать достаточно высокие скорости. Одновременно с этим сократится дальность уверенного обнаружения и сопровождения существующими средствами.
По данным американской разведки, китайский проект предусматривает использование передового радиоэлектронного оборудования. Предполагается применение развитого комплекса средств освещения обстановки, возможно, с реализацией новых компоновочных идей. Также самолет должен получить улучшенный вычислительный комплекс, в т.ч., вероятно, с искусственным интеллектом.
Точная информация о требованиях к БРЭО пока отсутствует, но данные от иностранной разведки выглядят логичными и правдоподобными. Бортовая электроника получила большую роль уже в 3-4 поколениях истребителей, и с того времени ее важность только возрастает. Соответственно, самолеты следующего поколения, в т.ч. китайские, должны иметь сложный и высокопроизводительный комплекс аппаратуры.
Окрашенный прототип. Фото Airwar.ru
Известно, что китайская промышленность разрабатывает тяжелые БПЛА, потенциально способные нести развитое БРЭО и различное вооружение. Вполне вероятно, что такие беспилотники относятся к классу «верных ведомых». В качестве «ведущих» для этих БПЛА смогут использоваться новые модификации существующего самолета J-20 или совершенно новый истребитель, в т.ч. следующего 6 поколения.
Развитый вычислительный комплекс и наличие «верных ведомых» дадут перспективному истребителю особые возможности. Практически без риска для пилота такой самолет сможет контролировать более крупные районы, а также искать и поражать воздушные и наземные / надводные цели. Насколько эффективной будет такая работа, зависит от степени развития новых систем управления.
Планы на будущее
К настоящему времени Китай сумел построить большой воздушный флот истребителей 4 поколения, а также запустил полномасштабное производство более новой техники. Работы по 5 поколению продолжаются, и ожидаются новые образцы. Одновременно с этим, по всей видимости, начинаются работы, направленные на дальнейшее развитие истребительной авиации.
Пока достоверно известно лишь то, что китайская наука и промышленность ведет новые исследования и испытывает опытную технику. Завершить эти работы планируется к середине тридцатых годов, но их цели пока не уточняются. Однако все говорит о том, что Китай всерьез занялся новым поколением авиационной техники. И в течение нескольких следующих лет следует ожидать реальные результаты таких работ.
Источник: topwar.ru