В настоящее время Сухопутные войска располагают тремя основными классами бронетехники для поддержки пехоты.
Машины на гусеничном ходу с боевой массой 13–15 тонн, представляющие класс БМП.
Бронетранспортеры на колесном шасси, чьи облик и компоновка восходят к единому предку – БТР-60.
Со временем менялись обозначения (60, 70, 80) и росли характеристики. Но фактически с 1960 года на вооружении находится один и тот же тип колесного БТР, с тем же набором преимуществ и недостатков.
Третий и самый многочисленный класс представляют бронированные и вооруженные вездеходы МТ-ЛБ, которым уделяется куда меньше внимания при освещении вопросов, связанных с бронетехникой.
В рамках советской военной доктрины
Исходя из имевшихся представлений о «большой войне» на Европейском ТВД – приоритет отдавался мобильности и огневой мощи. При наличии схожих требований и показателей боевой массы – все БТР и БМП получили одинаковый уровень защищенности. Наблюдаемые различия в защите отдельных проекций не позволяют утверждать о явных преимуществах того или иногда класса бронемашин.
За исключением фронтальной проекции, их корпуса обеспечивают надежную защиту только от выстрелов из ручного стрелкового оружия.
В техническом облике советских БТР изначально закладывалась возможность ведения огневого боя на ходу, без спешивания десанта. Это требование подчеркивается выбором компоновки – с размещением экипажа и десанта в передней части машины. В ущерб защищенности и удобству спешивания – ключевым требованием для машин класса «бронетранспортер». Из наблюдаемого следует, что вместо транспортного средства для доставки пехоты на передний край отечественные конструкторы видели БТР, прежде всего, в роли аналога боевых машин пехоты.
В настоящее время применение одинаковых боевых модулей окончательно стерло границы между классами и назначением легкобронированных машин. В приоритете – боевые модули с автоматическими пушками калибра 30 мм с уменьшенным значением силы отдачи. Таким вооружением могут оснащаться не только БТРы, но даже легкие боевые машины, использующие шасси «Тигра» (БРШМ) или «Камаз-Выстрел» (с боевым модулем «Спица»).
В практических условиях, в репортажах из зоны боевых действий все образцы БТРов, БМП и транспортеров МТ-ЛБ постоянно дублируют задачи друг друга. Они встречаются везде – на дорогах в составе походных колонн, в бою в городской застройке и на пересеченной местности.
БТР-82А оказывает мощную огневую поддержку (Мариуполь)
Колесные БТРы обладают лучшей мобильностью и способны перемещаться по автомобильным дорогам без повреждения дорожного полотна.
Гусеничные машины сохраняют своё преимущество на бездорожье.
«Мирный советский трактор» МТ-ЛБ до сих пор остается незаменимым помощником в тылу и на передовой.
«Автомат Калашникова» среди гусеничных машин
На протяжении шестидесяти лет «мотолыги» проторяют свой путь на полях сражений. На базе гусеничных вездеходов были созданы десятки вариантов боевых машин различного назначения. От медицинских эвакуаторов и разведчиков – до артиллерийских «Гвоздик» и самоходных противотанковых комплексов «Штурм-С» и «Корнет».
Свежая модификация МТ-ЛБМ 6МБ с башней, аналогичной БТР-82А с 30-мм автоматической пушкой. Февраль 2022 г. Фото Минобороны России
Предложенные за полвека иные варианты размещения и спешивания десанта (боковые выходы БТРов, проход-лаз над двигателем БМП-3) не смогли превзойти по удобству простейшие конструктивные решения «мотолыги». Транспортный отсек, рассчитанный на 11 человек, с распашными дверьми в кормовой части этого вооруженного и защищенного «вездехода».
В глубоком снегу или на сильно заболоченной местности эта верткая и проходимая машина не знает равных. Ярким подтверждением служат примеры мотострелковых дивизий Ленинградского военного округа (54-я, 64-я, 11-я и 131-я), которые в силу специфики местности были оснащены МТ-ЛБ в качестве основных боевых машин.
«По интегральному показателю «эффективность-стоимость» транспортеров, равных МТ-ЛБ в мире не существует»
(В. Мураховский, главред журнала «Арсенал Отечества»).
В настоящее время главным преимуществом «мотолыг», БТРов и БМП советского образца является само их наличие в войсках.
Вторым немаловажным фактором является их легкий вес. Чрезвычайно выгодные машины с точки зрения армейской логистики.
К примеру, БМП-2 обладает вдвое меньшим расходом топлива по сравнению с любым из предложенных вариантов перспективных БМП/БТР («Курганец-25», «Бумеранг»). Уже не говоря о 55-тонной боевой машине пехоты на базе «Арматы» (Т-15). Сколько лишних топливозаправщиков потребуется закупить для армии, если мотострелки пересядут на столь тяжеловесные и «прожорливые» БМП? Это заставит поменять всю структуру снабжения.
Для транспортировки легких бронированных машин годится практически любой седельный тягач. А для буксировки – легкий эвакуатор (БРЭМ), созданный на базе таких же БТРов и БМП.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К имеет массу 13,6 тонн.
У экономии имеется и обратная сторона.
Разрыв в полусотне метров 152-мм снаряда. Очередь из пулемета ДШК. Бьющие по броне снаряды мелкокалиберных пушек. На кадрах из зоны боевых действий заметно, что вся легкая бронетехника «прошивается» пулями и осколками так же, как и обычные грузовики.
V – значит защита от взрыва
Многие современные образцы грузовых автомобилей, созданные в интересах ВС, превосходят по защищенности БТРы и БМП. В качестве примера – семейство бронеавтомобилей «Тайфун» с боевой массой, достигающей значения 22 т (вариант 6×6).
По данным открытых источников, корпус и остекление кабины такой машины «держат» осколки 152-мм снаряда при подрыве на дистанции 25 метров. «Тайфун» имеет всеракурсную защиту от выстрелов из 14,5-мм пулемета КПВ и, согласно данным военкоров, способен выдержать прямое попадание 120-мм мины.
Реальность отличается от условий полигона, но наличие 130-мм бронестекол при весе 22 тонны скорее подтверждают данные от производителя и военкоров.
«Тайфун» получился в полтора раза тяжелее БТР-82А. И это – без наличия водометов или боевых модулей. Солидный вес машине придает толща металла, окутавшая боевое отделение и кабину.
Совместные действия танков и бронемашин семейства «Тайфун» (Камаз-53949) в Курской области, за несколько дней до начала СВО.
В отношении техники MRAP (дословно – миноустойчивые и защищенные от засад) сложилось предубеждение, как об ограниченно боеспособных машинах, эффективных лишь при проведении контртеррористических мероприятий.
Различные меры по защите транспортных средств применялись всегда. Наиболее серьезных успехов в этой области достигли военные из ЮАР. Но настоящая «эпидемия» МРАПов произошла в начале XXI века.
Армии западных стран, обладавших тысячами единиц весьма продвинутой боевой техники, внезапно пересели на защищенные грузовики. Вместо хищных приземистых БТРов повсюду замелькали неуклюжего вида конструкции с толстыми бронестеклами.
Что же случилась? Логический вывод: штатная армейская бронетехника вдруг оказалась неэффективна в условиях широкого распространения вооружений, которые представляли угрозу для этой бронетехники.
Что значит – неэффективна? Слишком тяжела? Или избыточно дорога для патрулирования местности?
Созданная в прошлом веке легкая бронетехника оказалась недостаточно защищена. Основной БТР «Страйкер» (17 тонн), даже с навесными комплектами и противокумулятивными решетками, не мог обеспечить защиты, которую давали броневик «Кугуар» или его британский вариант «Мастиф» с массой 22–23 тонны.
Замена обычной автомобильной техники на MRAP объясняется еще проще. Там, где считались уязвимыми даже «Страйкеры» с боевыми машинами M1117 (внешне напоминавшие БРДМ), на культовом «Хаммере» никто бы не рискнул выехать за ворота базы.
Наблюдаемое количество защитных элементов, их вид, толщина и расположение позволяют сделать вывод – броневики типа МРАП малоуязвимы для огня крупнокалиберных пулеметов. И, вероятно, способны выдержать выстрелы из более серьезного оружия не только во фронтальной проекции, но и с любого другого ракурса.
Заявленная стойкость к взрывным устройствам начиненным от 6 до 14 кг ВВ также свидетельствует, что МРАПы абсолютно лидируют и превосходят в защищенности все созданные в прошлом веке БТРы и БМП.
Еще один современный представитель МРАП – броневик MaxxPro c установленным КДЗ Frag Kit 6. Компактные размеры и всего две оси, при полной массе «фургона» свыше 15 тонн
Зарубежные варианты МРАПов, в силу своих задач и потребностей, оснащаются ручными либо же автоматическими турелями с «Браунингами» 50-го калибра. Отечественные броневики все чаще демонстрируют наличие тяжелого вооружения. В том числе – боевых модулей с автоматическими пушками.
Напомню, здесь не звучат громкие призывы отказаться от БТРов в пользу бронированных грузовиков. Но факты демонстрируют очевидное. Машины типа МРАП позволяют экипажу пережить близкий разрыв шестидюймового снаряда или ракеты РСЗО. Смертельный приговор для БТРов из прошлого столетия.
Высокая защищенность способна перевесить все остальные, реальные или выдуманные недостатки. Меньшую проходимость автомобильного шасси или более высокий силуэт грузовика (наличие v-образного днища и больший дорожный просвет – неизбежное следствие мер защиты от взрывных устройств).
Интерес к МРАП основан на простом расчете. Использование элементов от автомобильного грузового шасси, сочетаемое с отказом от ряда жестких условий, предъявляемых к традиционной бронетехнике – дает возможность получить как можно больше за меньшую цену. И главное – сэкономить время, необходимое для насыщения армии новой техникой.
Убийца «Страйкера»?
Специально разработанные военные машины – такие, как ВПК-7829 «Бумеранг», несомненно, более предпочтительны и обладают всеми необходимыми характеристиками. С ними связана единственная проблема, и все знают, о чем идет речь.
На рубеже 1990–2000-х существовал похожий проект, известный под обозначением БТР-90, обладавший важнейшим качеством. Увеличение боевой массы до значения в 21 тонну (на семь тонн тяжелее БМП-2) означало пересмотр всех сложившихся канонов при создании отечественной легкой бронетехники.
Именно у этой модели бронетранспортера впервые появилось v-образное днище.
БТР-90 был интересной и свежей разработкой, готовой прийти на замену БТР-80. Вдвое меньший радиус разворота, повороты по «танковому» за счет разницы скоростей вращения колес по бортам, еще более высокая подвижность. Разнообразие средств обнаружения и широкий выбор боевых модулей (башня БМП-2, «Бахча-У», «Бережок»).
БТР-90 и БТР-82
Настоящий «убийца Страйкера» с вооружением легкого танка и защищенностью, которую не знал ни один другой образец легкой бронетехники.
БТР-90 возили по выставкам десять лет, пока в 2006 не было принято решение о закрытии проекта.
Именно отказ от БТР-90 стал причиной появления супербронетранспортера БТР-82А.
Наблюдая за развитием истории вокруг БТР-90, в армии однозначно поняли, что никакого нового БТРа не будет ни к 2015, ни к 2022 году. Грозила перспектива остаться в XXI веке только с устаревшими БТР-70 и БТР-80.
Так и появилось решение о модернизации БТР-80 с целью подтягивания его характеристик к современным требованиям и продления срока службы. Корпус остался без изменений, вместо противоминной защиты – энергопоглощающий коврик. Зато вооружение БТР-82А получило самые высокие оценки.
Похожая ситуация сложилась и с боевыми машинами пехоты. С той разницей, что до последнего времени никакой реальной альтернативы для БМП-½ просто не было. БМП-3, которая считается новым и современным образцом БМП, скоро отметит юбилей – 50 лет (полагаю, на этом месте у многих возникнет «немая сцена»).
Ввиду многократно большей стоимости БМП-3, становится ясна причина интереса к возобновлению серийных поставок БМП-1 (модификация «Басурманин», 2018 год).
БМП-3 по сумме боевых качеств, несомненно, превосходит своих предшественников. Но ее конструкция не дает ответа на главный вопрос – обеспечение защищенности в современных конфликтах.
БМП-3 соответствует типичным для 1970-х гг. представлениям о боевой машине пехоты. Алюминиевая (комбинированная) противопульная броня при массе БМП порядка 19 тонн.
Борт БМП защищен 43-мм листом из сплава АБТ-102, который при угле встречи около 70 градусов даёт эквивалент ~21 мм стальной брони БТ 70-Ш и выигрыш в массе 25 %. Такое решение обеспечивает эффективную защиту БМП-3 в лобовой атаке, при обстреле с курсовых углов. Но при прямом выстреле в борт защита утрачивает значительную часть своих свойств.
На иллюстрации – результаты обстрела американского БТР М113 из пулемета калибра 12,7 мм. Испытатели немного «перестарались», но результат очевиден. Алюминиевая броня толщиной 44 мм пробита насквозь, все пули оставили глубокие отметины в противоположном борту М113.
В составе вооружения БМП-3 присутствует весьма необычное 100 мм орудие с низким значением импульса. Оно не является аналогом танковых пушек того же калибра, имевших популярность в середине ХХ века. Начальная скорость снаряда – всего 250 м/с. Но есть и значимое преимущество.
Чем меньше давление в канале ствола – тем более тонкие стенки может иметь ОФ снаряд и больше его наполнение взрывчаткой. Самоходное штурмовое орудие! С другой стороны, боекомплект 100-мм пушки служит источником особых рисков для десанта, в случае поражения бронемашины.
Главная дорога – по которой едет танк
Современные образцы БМП («Курганец-25», СV90, корейская K21) демонстрируют следующие тенденции.
Классическая идея БМП, положенная в основу данного класса бронетехники, в настоящее время стала неактуальна. Никто не рассчитывает на ведение боя на ходу и прицельную работу мотострелков через бойницы, изнутри боевого отделения машины.
Современные БМП – прежде всего, хорошо защищенный транспорт на гусеничном шасси высокой проходимости. Для доставки пехоты в самое «пекло». Способный также обеспечить удобство и безопасность при спешивании десанта.
Массогабариты таких машин (от 25 до 40+ тонн!) позволяют иметь в наличии башню с автоматическим орудием малого калибра, без ущерба для выполнения основной задачи.
Для размещения более тяжелого вооружения используются специальные модификации. Легкий танк или машина огневой поддержки. Творчеству конструкторов способствует значительная масса у «базового» шасси. Например – шведский легкий танк CV90120T со 120-мм орудием или его дальнейшее развитие, польский PL-01.
На самых «горячих» участках фронта
Отдельная тема связана с созданием тяжелых бронетранспортёров на танковом шасси. Превращение танка в БТР главным образом связано с обустройством боевого отделения и путей выхода из машины. Задача имеет три варианта решения.
Первый, и самый простой – в освобожденном подбашенном пространстве организуется десантное отделение, вмещающее 7–8 пехотинцев. Сверху вместо танковой башни – броневая плита.
Ключевым недостатком такого решения становится неудобный и опасный выход – через верхние люки. Десантникам приходится под огнем пересекать крышу моторно-трансмиссионного отделения, прежде чем спрыгнуть на землю.
Примерами служат – израильские БТР «Пума», «Нагмашот» и «Нахмагон» (все три созданы на базе устаревшего танка «Центурион»), проект тяжелого бронетранспортера БТР-Т (на базе Т-55) или боевая машина огнеметчиков БМО-Т (на базе Т-72).
Неудобный выход из машин был, отчасти, нивелирован тактикой их применения. «Пума» позиционировалась как спецтехника для инженерных подразделений, с несколько отличным от БТР спектром задач. «Нахмагоны» больше использовались в качестве самоходных «фортов», из которых нечасто совершались вылазки в сторону противника.
Что касается 44-тонной БМО-Т, кто бы стал проявлять столь неожиданную заботу о семи солдатах? Если бы не одно «но». 30 комплектов РПО «Шмель», которые следовало доставить в целости и сохранности до места соприкосновения с противником. БМО-Т – в первую очередь высокозащищенный транспорт вооружений.
Выше была злая ирония. Знаете, накипает, когда начинаешь считать и сопоставлять факты.
Следующий вариант превращения танка в БТР подкупает своей смекалкой. Развернуть танк задом наперед, и вот – желаемая компоновка с размещением МТО в передней части. Вместо верхней броневой детали – удобная кормовая аппарель для спешивания десанта.
Дерзкая идея имеет своих скептиков. Крепления опорных катков у танков рассчитаны на движение вперед. Если постоянно наезжать на препятствия задним ходом, тем более на высокой скорости, то слишком быстро кончится подвеска.
Устранение проблемы требует значительного вмешательства в конструкцию танка. Кромсать весь корпус (не считая замены башни на десантное отделение и других необходимых изменений). Не получится ли так, что дешевле построить новую бронемашину?
Примеры иорданского бронетранспортера «Темсах» (на базе того же «Центуриона») или экспериментальной харьковской БМП-55 доказывают, что фокус с разворотом танка на 180° технически осуществим. И может быть даже оправданным при мелкосерийном производстве.
Более действенным считается третий вариант трансформации. Уже с самого начала этот путь пугает своей дороговизной, но зато гарантирует 100-процентный результат.
Полная замена моторно-трансмиссионного отделения, с оборудованием узкого прохода, ведущего к кормовой аппарели. Так поступили израильтяне, при создании наиболее массового тяжелого БТР «Ахзарит».
Что касается циклопического бронетранспорта «Намер», к его созданию располагала сама компоновка «Меркавы» с передним расположением МТО.
В этом месте мы пересекаем предел значений массы в 60 тонн, и дальше начинается боевая фантастика. Проект 82-тонной Наземной боевой машины (GCV). И прочие «Маусы».
Гораздо важней понять, что и когда придет на замену экстремально легким отечественным БМП-1 и БТР-82А.
Будущее покажет.
Источник: topwar.ru