Исходный облик авианосца PA-NG, представленный в 2020 г.
Французская судостроительная группа Naval Group продолжает работы по перспективному авианосцу PA-NG, которому в будущем предстоит заменить существующий Charles de Gaulle. На данный момент этот проект находится на стадии предварительной разработки и постепенно развивается, приобретая новые черты. На недавней выставке Euronaval 2022 в Ле-Бурже организация-разработчик представила новый вариант проекта, имеющий некоторые отличия от показанного ранее.
Процессы развития
Разработка авианосца нового поколения PA-NG (Porte-Avions de Nouvelle Génération) стартовала не позднее 2020 г. К этому времени министерство обороны Франции сформировало требования к перспективному кораблю и составило общие планы, а проектные организации приступили к разработке проекта и отдельных его составляющих. В декабре того же года французское руководство официально сообщило о старте проекта, а также показало облик корабля и назвало некоторые его характеристики.
В дальнейшем первый вариант PA-NG несколько раз демонстрировался на разных выставках и иных мероприятиях. При этом Naval Group и смежники продолжали разработку проекта, и к настоящему времени он существенно изменился. Обновленный вариант авианосца в виде макета и графики представили на недавней выставке Euronaval 2022.
Как показывают свежие материалы, за последние два года проект претерпел некоторые изменения. Общая архитектура и часть расчетных тактико-технических характеристик почти не изменились. В то же время, перестроены отдельные конструкции и агрегаты, увеличилось водоизмещение, изменен предполагаемый состав оборудования и т.д.
Организация-разработчик пока не может сказать, что нынешний вариант проекта PA-NG будет окончательным. В ходе дальнейшего развития и совершенствования конструкция авианосца и состав оборудования вновь могут измениться. При этом очевидно, что часть агрегатов и конструкций останутся прежними и будут соответствовать едва ли не самой первой версии проекта.
Вид на корму
Отмечается, что при разработке авианосца используются самые новые и перспективные технологии. Проект создается с прицелом на отдаленное будущее, и такой подход позволит соответствовать меняющимся требованиям. Кроме того, планируется заложить основы для будущих модернизаций.
В отдаленном будущем
По данным Naval Group, на данный момент проект PA-NG находится на стадии предварительной разработки. Ее собираются завершить в 1 квартале следующего 2023 г. Однако при некоторых условиях этот этап могут продлить до 2024-25 г. По окончании этих работ, в 2025-26 гг., появится заказ на создание технического проекта и последующее строительство корабля.
Точная дата закладки нового авианосца пока не определена. Строительство выполнит завод Naval Group в г. Сен-Назер, имеющий цеха и сухие доки необходимых размеров. Постройка завершится в середине тридцатых годов, после чего корабль выйдет на испытания. Принятие в боевой состав ВМС запланировано на 2038 г. При этом выведут из состава флота и спишут авианосец «Шарль де Голль», который к тому времени окончательно устареет морально и физически.
Актуальная стратегия развития ВМС предусматривает строительство только одного авианосца нового типа. Увеличение авианесущего флота не планируется, и такой сценарий даже не обсуждается. Единственному PA-NG предстоит служить в течение нескольких десятилетий. Замену для него начнут разрабатывать только во второй половине века.
Обновленный облик
Проект PA-NG предлагает строительство атомного авианосца традиционной архитектуры с катапультным стартом и аэрофинишером. Общая длина такого корабля составит 310 м, водоизмещение – 82,5 тыс.т. Для сравнения, нынешний авианосец Charles de Gaulle имеет длину 260 м и водоизмещение 42,5 тыс.т. За счет увеличения размеров и массы конструкции планируется нарастить основные технические и боевые показатели.
Обновленный PA-NG, показанный на Euronaval-2022
Энергетика авианосца будет построена на основе двух атомных реакторов типа K22 от компании TechnicAtome. Для движения будут использоваться три гребных винта. Максимальная скорость достигнет 30 узлов. Большой запас генерации позволит широко внедрять различные электрические и электронные системы. Будет использоваться современное радиоэлектронное вооружение с высокими характеристиками и электромагнитные катапульты.
Корабль получает корпус традиционных обводов с наклонной кормовой оконечностью. Полетная палуба – плоская, несимметричная в плане. Надстройка с необходимыми постами управления отличается небольшими габаритами и смещена в корме. Следует отметить, что в ходе развития проекта «остров» подвергся существенным изменениям.
На палубе предусматриваются две носовые стартовые позиции с электромагнитными катапультами американского производства. Слева предусмотрена угловая палуба с третьей стартовой позицией и аэрофинишером. На угловой палубе тоже может быть установлена катапульта. По правому борту расположены два самолетоподъемника.
Авиационная группа корабля будет включать ок. 30 летательных аппаратов разных классов и типов. В рекламных материалах на палубе авианосца присутствует до 25-26 нынешних истребителей Rafale-M и перспективных FCAS, а также самолеты ДРЛО E-2D и вертолеты разных типов. О внедрении беспилотной авиации пока не сообщалось.
PA-NG получит развитый комплекс радиоэлектронного вооружения для слежения за обстановкой, управления полетами, взаимодействия с другими боевыми единицами и т.д. В частности, основным средством освещения обстановки станет многофункциональная РЛС Thales Sea Fire. Ее АФАР размещаются на разных гранях надстройки и должны обеспечить круговой обзор.
На борту будет присутствовать только оборонительное вооружение. По бокам от летной палубы предусматриваются места для монтажа артиллерийских систем и ракетных комплексов малой дальности. Ударные задачи будут решаться только при помощи оружия «воздух-поверхность».
Изменение и совершенствование
В исходном и в обновленном виде PA-NG в целом представляет собой типичный современный авианосец, построенный на основе хорошо освоенных и проверенных временем решений. При этом предусматривается внедрение ряда новых для французского судостроения компонентов и идей, которые помогут улучшить тактико-технические и эксплуатационные характеристики.
Обращает на себя внимание значительный рост размеров и водоизмещения корабля в сравнении с существующим авианосцем. PA-NG будет на 50 м длиннее и почти вдвое тяжелее. Это позволит увеличить полетную палубу и расширить внутренние объемы, хотя и предъявляет повышенные требования к энергетике и иным системам. Для решения этих задач создается новая ядерная ГЭУ увеличенной мощности.
Любопытно, что, несмотря на рост размера и объемов, по численности авиационной группы PA-NG не будет значительно отличаться от имеющегося Charles de Gaulle. Почему ВМС не собирается увеличивать количество самолетов и вертолетов, неизвестно. Возможно, планируется делать ставку не на количество, а на потенциал техники. Так, вместе с актуальными «Рафалями» в рекламных материалах по проекту фигурирует перспективный истребитель FCAS следующего поколения.
ВМС и Naval Group планируют развивать имеющийся проект, заменяя различные компоненты и внедряя новые технологии по мере их появления. Можно ожидать, что в отдаленном будущем такой подход приведет к существенному изменению облика корабля, и в нем появятся действительно новые составляющие.
Следует отметить, что до закладки нового французского авианосца остается еще несколько лет. Кроме того, проект может корректироваться и после начала строительства. Это означает, что у разработчиков PA-NG все еще достаточно времени для совершенствования и переработки имеющегося проекта, и его облик вновь может измениться тем или иным образом.
Развитие продолжается
Таким образом, французская промышленность в лице судостроительной Naval Group и ряда других предприятий продолжает разработку перспективного авианосца PA-NG. К настоящему времени были определены основные особенности этого корабля, и началась проработка конкретных деталей. Процессы такого рода продолжаются до сих пор и приводят к различным изменениям.
Согласно графику работ, предварительный проект будет завершен всего через несколько месяцев. При этом будет почти полностью определен окончательный облик корабля, который затем детально проработают на стадии технического проектирования. И после этого станет ясно, каким будет реальный PA-NG и какие возможности получит, как минимум, на ранних этапах службы.
Источник: topwar.ru