Первый B-21 в цеху
2 декабря ВВС США и корпорация Northrop Grumman провели официальную публичную презентацию первого опытного дальнего бомбардировщика B-21 Raider. Готовый самолет вывели из цеха и впервые продемонстрировали публике. По соображениям секретности его не стали показывать во всех подробностях, но и проведенная презентация представляет большой интерес. Впервые появилась возможность рассмотреть реальный самолет, а не его изображение неизвестной степени достоверности.
От проекта до презентации
Следует напомнить, что разработка перспективного стратегического бомбардировщика для ВВС США стала одним из самых сложных и длительных проектов последнего времени. Предварительная проработка этой темы стартовала еще в начале двухтысячных годов, но была приостановлена. В десятых запустили новую программу, и в 2015 г. корпорация Northrop Grumman получила контракт на разработку полноценного проекта и строительство нескольких опытных самолетов.
К концу прошлого десятилетия исполнитель завершил проектирование и начал подготовку к строительству прототипов. Сборку новой техники поручили заводу №42 (г. Палмдейл, шт. Калифорния), имеющему опыт участия в проектах особой важности. Строительство первого опытного B-21 начали в 2019 г. На него отводилось несколько лет.
В начале 2022 г. сообщалось, что на разных стадиях строительства уже находится шесть «Рейдеров». Сборку первого, имеющего рабочее обозначение T1, завершили уже в марте. После этого самолет перевели в отдельный цех, оборудованный для проведения наземных испытаний, проверки и калибровки систем. Подобные мероприятия продолжались до последнего времени.
2 декабря на заводе №42 в торжественной обстановке и в присутствии руководителей Пентагона состоялась официальная презентация нового бомбардировщика. Самолет выкатили из цеха и сняли с него чехол. Прозвучали самые смелые заявления о важности и перспективах нового проекта и т.д.
Любопытно, что опытный бомбардировщик показали лишь с нескольких ракурсов. Мероприятие было организовано таким образом, что самолет можно было увидеть только с передних углов. В официальных фото- и видеоматериалах другие ракурсы тоже отсутствуют. По всей видимости, заказчик и исполнитель пока не считают возможным показывать боковую проекцию, хвостовую часть или верхнюю поверхность самолета.
Впрочем, и такая демонстрация самолета представляет большой интерес. Впервые показаны не компьютерные изображения, а полноценный опытный образец. При этом можно рассчитывать, что в ближайшее время его покажут и с других ракурсов, а также раскроют новую информацию, которая существенно дополнит уже имеющуюся картину.
Видимые особенности
Как неоднократно сообщалось ранее, в проекте B-21 используются идеи и решения, ранее реализованные компанией «Нортроп-Грумман» в самолете B-2A. Вновь дальний бомбардировщик выполнен по схеме «летающее крыло» с широким использованием стелс-технологий. Размеры и масса уменьшились в сравнении с предыдущим образцом. Имеются и другие заметные отличия, указывающие на развитие исходных идей и применение новых наработок.
Самолет под чехлом
Прежде всего, обращают на себя внимание иные пропорции крыла и рудиментарного фюзеляжа. По всей видимости, крыло получило более толстый профиль, обеспечивший увеличение внутренних объемов. Верхний выступающий «фюзеляж» отличается иной длиной и пропорциями. В отличие от B-2A, на новом B-21 воздухозаборники удалось полностью вписать в плоскость крыла, и выступающие элементы отсутствуют.
Поверхность планера выполнена максимально гладкой. Какие-либо лючки или съемные панели отсутствуют, либо хорошо заделаны или не видны с предлагаемых ракурсов. Можно предполагать, что самолет получает все необходимые радиоэлектронные системы, но их антенны скрыты под радиопрозрачными панелями и обтекателями.
Официальные лица сообщили, что БРЭО самолета имеет открытую архитектуру, и это позволит проводить дальнейшие модернизации и реализовывать новые функции. Ранее сообщалось, что в перспективе может появиться даже беспилотная модификация B-21. Теперь упомянута возможность выполнения как ударных, так и разведывательных задач.
Тем не менее, первый опытный самолет остается пилотируемым. Двухместная кабина экипажа в носу планера получила специфическое остекление. Используются панели уменьшенных размеров и сложной формы. Можно предполагать, что такой вариант остекления сокращает радиолокационную заметность, но одновременно ухудшает обзор вперед-вниз и вбок. Возможно, недостаток обзора компенсируется возможностями современного приборного оснащения.
Для B-21 разработано новое шасси. Сохранена трехточечная схема, но основные стойки получили только по два колеса вместо двухосных тележек у предшественника. Кроме того, створки отсеков шасси не имеют характерных ломаных кромок, связанных со снижением заметности.
Первая открытая демонстрация
Тема вооружений по-прежнему остается нераскрытой. Впрочем, на презентации сообщили, что B-21 сможет нести перспективное оружие, которое еще даже не разработано. Ранее сообщалось, что по полезной нагрузки новый Raider не будет уступать существующему B-2A.
Планы на будущее
Начиная с марта, первый опытный бомбардировщик T1 проходит необходимые наземные испытания. Их ненадолго прервали для проведения официальной презентации, и теперь самолет возвращается на испытательную станцию. Разнообразные проверки продолжаются и могут занять еще несколько месяцев.
По их результатам B-21 получит разрешение к выходу на летные испытания. Первый полет запланирован на следующий 2023 г., но точная дата пока не названа – и, возможно, еще не определена. При этом уже назначен экипаж, которому предстоит поднимать бомбардировщик в воздух. От компании-разработчика в полетах будет участвовать летчик-испытатель Крис Мосс, а заказчика в лице ВВС представит подполковник Клифтон Белл.
В дальнейшем к летным испытаниям присоединятся следующие опытные самолеты. Использование нескольких бортов позволит ускорить проведение необходимых проверок, а также отработать возможности группового применения и т.д. Полный цикл летных испытаний B-21 должен завершиться в середине десятилетия.
Параллельно с испытаниями будет готовиться серийное производство. К середине десятилетия Northrop Grumman должна заложить первые серийные бомбардировщики, а их передача заказчику запланирована на 2026-27 гг. К 2030 г. первое подразделение на новых самолетах должно достигнуть начальной оперативной готовности.
Согласно нынешним планам, начиная с 2025 г. Пентагон ежегодно будет оплачивать строительство шести или семи новых самолетов. После 2030 г. выпуск могут нарастить до 12-15 ед. в год. Требуемое количество техники пока не определено. ВВС желают получить не менее сотни самолетов, а при возможности хотели бы иметь вдвое больше. На какое количество самолетов в итоге удастся найти деньги, пока не известно.
За счет серийных B-21 Raider собираются заменить имеющиеся самолеты типа B-1B и B-2A. Их полностью выведут из боевого состава дальней авиации, а на службе останутся современные «Рейдеры» и вновь модернизированные B-52H. Как долго будут сохранять подобный смешанный парк, не сообщается. Возможно, планы на столь отдаленное будущее пока попросту отсутствуют.
Промежуточные итоги
Таким образом, проект перспективного бомбардировщика B-21 Raider продвигается вперед. Построен и передан на наземные испытания первый прототип, и продолжается сборка нескольких следующих машин. Кроме того, уже посчитали возможным показать первый самолет публике. Также идет подготовка первого полета, но его дата еще не определена. Составляются планы на отдаленное будущее, в т.ч. связанные с серией и переоснащением строевых частей ВВС.
По всей видимости, Пентагон имеет повод для оптимизма. Проект B-21 будет завершен и позволит переоснастить дальнюю авиацию. Впрочем, на данном этапе несколько вопросов остаются без четкого и ясного ответа. Так, пока не известно, какие характеристики и возможности будет иметь новый «Рейдер» и насколько он будет соответствовать исходному техническому заданию. Кроме того, не определены окончательные финансовые показатели программы и сроки ее реализации. Как показывает опыт, в этих сферах могут быть самые серьезные проблемы.
Источник: topwar.ru