В последние годы вооруженные силы США столкнулись с проблемой нехватки новобранцев. Поток добровольцев, желающих поступить в армию, постоянно сокращается, и не все потенциальные военнослужащие соответствуют предъявляемым требованиям. Предлагаются различные меры того или иного характера. В частности, на днях свои варианты решения такой проблемы предложил бывший министр обороны США (2019—2020 гг.) Марк Т. Эспер.
Опасность для Америки
Свои взгляды на проблему набора в армию бывший министр раскрыл в статье «Long, slow decline of the US military's all-volunteer force puts America in danger» («Долгий и медленный упадок добровольного набора угрожает Америке»). Статью 19 сентября опубликовало издание Fox News.
Бывший министр отмечает, что полностью добровольный принцип набора в армию (All-Volunteer Force или AVF) «медленно умирает». В прошлом, за полвека после отмены обязательного призыва такой принцип обеспечил строительство мощных вооруженных сил. Профессиональная армия неоднократно показывала свои преимущества в реальных конфликтах.
Однако теперь AFV не справляется со своими задачами. Несмотря на все усилия, планы по новобранцам не выполняются. В частности, сухопутные войска в этом году недополучат 15 тыс. чел., а в следующем ожидается новое ухудшение ситуации. М. Эспер напоминает возможные причины этого. Так, эксперты полагают, что потенциальных новобранцев отпугивает сложность службы, недостаточная зарплата и социальный пакет, продолжающаяся пандемия и другие факторы.
Бывший министр полагает, что часть таких негативных факторов можно исправить или победить. Тем не менее, и в этом случае сохранится несколько характерных проблем, угрожающих AFV.
Потенциальные новобранцы
Бывший министр напоминает о серьезном сокращении числа потенциальных новобранцев. Все меньше американцев в возрасте от 17 до 24 лет могут или хотят идти на службу. Этот процесс наблюдается на протяжении нескольких последних лет и приводит к новым негативным результатам. Предпосылки к исправлению ситуации пока отсутствуют.
Для демонстрации негативных тенденций М. Эспер привел статистику за 2018 г., когда он занимал пост министра армии. На тот момент в США было порядка 34 млн чел. в возрасте 17-24 лет. Из них 71% по разным причинам не соответствовали требованиям приема в армию. Их нельзя было брать на службу из-за ожирения и других заболеваний, в т.ч. психических, в связи с употреблением наркотиков или судимости.
К настоящему времени доля здоровых и годных к службе молодых людей в этой возрастной категории сократилась до 23%. Еще 10% могли бы служить, но не соответствуют требованиям по образованию. Наконец, желание идти в армию проявляют только 9% потенциальных новобранцев – всего ок. 320 тыс. чел. М. Эспер полагает, что для страны с населением более 330 млн чел. это крайне мало.
Бывший министр обороны называет возможные предпосылки к формированию и развитию негативной ситуации. В частности, он отмечает, что большая часть населения попросту незнакома с армией, ее службой и миссией. Так, на момент отмены призыва в 1973 г. в большинстве семей были люди с опытом службы. Они могли рассказать молодежи о важности армии и необходимости поступления на службу.
В дальнейшем вооруженные силы сокращались; уменьшалась численность баз на территории США. Вследствие этого сократилась и доля населения, имеющего опосредованные связи с армией, а также возник «пробел в знаниях» или «разрыв в идентичности». Из-за этого многие молодые люди ничего не знают о службе в армии и не рассматривают возможность поступления на нее.
В этом контексте наблюдается еще одна любопытная тенденция. У 80% нынешних военнослужащих имеются родственники, служившие или служащие в вооруженных силах. М. Эспер называет это сформировавшейся кастой.
План действий
Бывший министр отмечает, что Пентагон делает все возможное для исправления сложившейся ситуации. Однако масштабы и размах наблюдаемых проблем выходят за рамки его возможностей и компетенции. В связи с этим необходимо привлекать другие ведомства и принимать меры на самом высоком уровне.
Прежде всего, к работе должны подключиться Белый дом и Конгресс. Они могли бы создать двухпартийную комиссию для изучения проблем и создания плана действий. Подобную комиссию в 1969 г. собрал президент Ричард Никсон для перехода от призыва к добровольной службе. Новая комиссия должна будет спасти AFV.
Действуя за рамками компетенций Пентагона, комиссия должна обратить внимание на здоровье молодежи. Нужно улучшать физическое и психологическое состояние потенциальных военнослужащих, а также пересмотреть требования к новобранцам. На национальном уровне следует расширить программу «резерва юных офицеров» JROTC, а также расширить взаимодействие военнослужащих с гражданским населением.
Большое внимание должны получить вопросы агитации. Необходимо продвигать правильные взгляды на службу в армии. К этим процессам следует привлечь федеральное руководство и администрации штатов. Также свою роль могли бы сыграть популярные среди молодежи деятели культуры и спорта.
Пентагон, в свою очередь, должен сохранять все существующие стандарты. Снижение требований к новобранцам, сокращение численности частей и соединений или иные меры недопустимы. В этом контексте М. Эспер напоминает, что целью является не оптимизация процессов, а строительство сильной армии.
Бывший министр отмечает, что обстановка в мире меняется, и растут угрозы безопасности США. На них нужно реагировать, в т.ч. путем исправления ситуации с новобранцами. При этом предлагаемые и реализуемые решения в этой области дадут результат лишь через несколько лет. Соответственно, руководству США следует поторопиться и действовать прямо сейчас.
Проблемы и решения
Проблемы вооруженных сил США с поиском новобранцев давно и хорошо известны. Наблюдаемые сейчас тенденции сформировались и набрали силу еще несколько лет назад. Кроме того, на протяжении всего этого времени подобные проблемы обсуждаются на разном уровне, становятся темой для публикаций в СМИ и т.д.
Теперь важную тему поднял бывший министр обороны Марк Эспер. В 2019—2020 гг., когда он руководил Пентагоном, проблема недобора в полной мере проявила себя, причем ситуация постоянно ухудшалась. Министерство пыталось принимать меры и противостоять этим тенденциям, но все его действия оказались бесполезными – и в 2020-22 гг. ситуация стала еще хуже. Теперь же бывший министр дает советы нынешнему руководству страны и военного ведомства.
Насколько полезными могут быть предлагаемые меры, неизвестно. Кроме того, могут возникнуть неудобные вопросы, почему Пентагон не делал все это и не пытался привлечь к работе другие ведомства в 2019-20 гг. Впрочем, необходимость тех или иных мер или важность взаимодействия разных структур очевидны.
Наибольший интерес в статье М. Эспера и в других публикациях на эту тему представляют тезисы о происхождении нынешней нехватки новобранцев. Все признают, что эта проблема появилась не сама по себе, а стала результатом сочетания и взаимодействия нескольких факторов социального и иного характера. Часть этих факторов в той или иной мере связана с армией, а другие имеют отношение к обществу и стране в целом.
Недобор военнослужащих фактически является лишь симптомом, сопровождающим более серьезные проблемы общества. И для исправления ситуации с новобранцами необходимо в первую очередь решать именно эти вопросы, для чего требуются серьезные совместные усилия значительного числа структур и ведомств. Нужны различные действия в экономике, в социальной сфере, в области морального климата и т.д.
Удастся ли Пентагону и другим ведомствам решить имеющиеся проблемы, большой вопрос. Однако очевидно, что отсутствие реальных мер и успехов в этой сфере вновь ударит как по обществу, так и по обороноспособности. США пока обладают значительным военным потенциалом, но испытывать его на прочность внутренними проблемами и подвергать различным рискам было бы не самой лучшей идеей.
Источник: topwar.ru