Первый самолет-разведчик Ту-214Р. Фото "Ростех
"
Не так давно российская пресса сообщила, что в Спецоперации по защите Донбасса принял участие самолет оптической и радиотехнической разведки Ту-214Р. Он обследовал заданные районы территории противника и выявил объекты военного назначения. Насколько известно, самолеты этого типа уже не в первый раз использовались в реальной операции и вновь показали все свои возможности.
Перспективные разведчики
По известным данным, проект авиационного комплекса оптической и радиотехнической разведки Ту-214Р создавался в двухтысячных годах силами нескольких предприятий. Так, компания «Туполев» и Казанский авиазавод предоставили платформу в виде серийного самолета Ту-214, а также обеспечили интеграцию целевого оборудования. Комплекс разведки создавался Концерном радиостроения «Вега» и другими предприятиями.
В соответствии с заказом министерства обороны, промышленность должна была построить один макетный образец и два самолета-разведчика. Первый самолет нового типа был построен в 2009 г. и в конце года впервые поднялся в воздух. Несколько следующих лет ушли на проведение летно-конструкторских испытаний. В 2012 г. испытания завершились, и по их результатам головной Ту-214Р был принят в опытную эксплуатацию. В дальнейшем самолет прошел эту стадию и начал полноценную службу.
В начале десятых годов был достроен второй заказанный самолет-разведчик. В течение нескольких следующих лет он проходил необходимые испытания, после чего был принят в эксплуатацию. В июне 2016 г. министерство обороны заказало постройку третьего Ту-214Р. Информация о выполнении этого контракта пока отсутствует. Возможно, в ближайшем будущем появятся новости о первом полете этого самолета, испытаниях и принятии в строй.
Таким образом, к настоящему времени Минобороны получило два самолета разведки Ту-214Р, и в будущем ожидается появление третьего. Столь малое количество техники связано с ее специфическими возможностями и особой ролью в имеющихся стратегиях. Массовое строительство подобных самолетов, по всей видимости, не имеет смысла с точки зрения вопросов применения, а также нецелесообразно экономически.
Самолеты на службе
Начиная с 2009 г., т.е. с момента старта испытаний, самолеты Ту-214Р регулярно совершали полеты, и их замечали в тех или иных районах. По понятным причинам, цели конкретных вылетов всегда оставались неизвестными. Впрочем, понятно, что в первые годы полеты внутри страны выполнялись с целью проверки и доводки разведывательного оборудования. Позже началось полноценное применение авиационных комплексов с целью разведки. Полеты такого рода осуществлялись вблизи сухопутных границ или над нейтральными водами.
Второй самолет на испытаниях. Фото Telegram / "Оборонка
"Первые сообщения о таких полетах появились в конце 2012 г. Тогда стало известно, что Ту-214Р выполнял некие задачи над Японским морем. Позже несколько раз этот самолет замечали у западных границ страны, в т.ч. вблизи республик Донбасса и Украины.
В феврале 2016 г. Ту-214Р впервые принял участие в реальной военной операции. Один из самолетов этого типа был переброшен на сирийскую авиабазу Хмеймим. В течение нескольких следующих недель он выполнял полеты и проводил разведку. Собранные данные о противнике, его позициях и т.д. использовались как при планировании боевых действий, так и при организации ударов. Следующая подобная командировка имела место в июле-августе того же года. В дальнейшем сообщалось о новых полетах над Сирией.
24 сентября 2022 г. стало известно об участии самолета-разведчика в Спецоперации на Украине. Об этом сообщило РИА Новости со ссылкой на свой источник в неназванной структуре. По его данным, один из самолетов, недавно прошедший ремонт, отправился в зону проведения операции для разведки украинских военных объектов.
Какие именно цели искал и находил самолет, и как использовались эти разведданные, не сообщается. При этом источник напомнил, что Ту-214Р способен засекать и опознавать разнообразные наземные объекты, такие как командные пункты, РЛС, колонны техники и т.д., а также оперативно передавать данные о них на землю.
Особые возможности
Авиационный комплекс радиотехнической и оптической разведки Ту-214Р выполнен на базе пассажирского самолета Ту-214. За счет этого достигаются высокие летно-технические характеристики. Кроме того, базовый самолет имеет достаточные объемы и грузоподъемность для размещения всей необходимой целевой аппаратуры, рабочих мест оператора и т.д.
От серийного лайнера самолет-разведчик внешне отличается расположением иллюминаторов на бортах и наличием нескольких новых обтекателей. Подобные устройства разных форм и размеров размещены сверху на фюзеляже, под носовой и хвостовой частями. Также пара обтекателей имеется на бортах носовой части. Под обтекателями скрываются различные антенные устройства и оптические приборы.
Разведчик заходит на посадку. Фото Wikimedia Commons
Самолет оснащен многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411. По известным данным, в него входят приборы пассивной радиотехнической разведки и перехвата радиоканалов, а также радиолокатор бокового обзора. В некоторых источниках утверждается, что системы РТР позволяют засекать источники излучения на дальностях до 400 км. Собственная РЛС самолета обеспечивает наблюдение за наземной обстановкой в радиусе 200-250 км.
Под носовой частью фюзеляжа помещена оптико-электронная станция «Фракция». В ее состав входят дневная и инфракрасная камеры, вероятно, на стабилизированном подвесе с дистанционным управлением. Технические характеристики ОЭС неизвестны. Вероятно, в благоприятных условиях она позволяет вести наблюдение на дистанциях в десятки километров.
Также на борту Ту-214Р должны присутствовать системы обработки и выдачи поступающих данных. Их состав и точные функции неизвестны. Вероятно, обеспечивается предварительная обработка информации от бортовых систем и выдача готовых данных вышестоящему штабу. Нельзя исключать, что самолет-разведчик может передавать информацию и целеуказание в войсковые системы управления или напрямую ударным средствам.
Какое-либо вооружение у разведчика отсутствует. При этом самолет имеет возможность защитить себя. По некоторым данным, на нем присутствует бортовой комплекс обороны, способный выявлять угрозы и реагировать на них. В зависимости от их характера, используются помехи того или иного рода.
Хотя все возможности и характеристики целевой аппаратуры Ту-214Р неизвестны, можно делать некоторые предположения. Очевидно, что наличие станции РТР, РЛС и ОЭС дает самолету широкие возможности по ведению разведки, обнаружению и опознаванию различных наземных объектов. Средства разведки дополняют друг друга и обеспечивают высокую гибкость при выполнении задач. Кроме того, эффективность работы повышается за счет высокопроизводительных средств обработки данных и возможности быстрой передачи информации потребителям.
Средства разведки
Необходимость различных средств авиационной разведки очевидна, и в этом направлении принимаются необходимые меры. Создаются самые разные средства, от подвесных контейнеров с ограниченными функциями для фронтовых самолетов до полноразмерных разведывательных авиационных комплексов на базе пассажирских лайнеров.
Одним из актуальных образцов такого рода является самолет Ту-214Р. В распоряжении нашего Минобороны на данный момент имеется два таких комплекса и ожидается третий. Несмотря на малое количество, подобные самолеты участвуют в военных операциях и эффективно справляются со своими задачами. Подробности их применения отсутствуют, но результаты хорошо известны. После того, как над театром появляется разведчик Ту-214Р, противнику приходится считать свои потери.
Источник: topwar.ru