В комментариях к публикации «Западные боевые вертолёты для Китая» читатель из КНР написал буквально следующее:
Вы очень сердитесь на китайцев.
Мы никогда не отрицаем, что опираемся на проверенный, уникальный опыт США и России. Потому что нам не нужно изобретать колесо во второй раз. Мы без колебаний используем лучшее решение для текущих условий. Вместо того, чтобы быть новыми и непохожими на других, как если бы мы были бунтующими панками.
Израиль идет тем же путем, внося некоторые усовершенствования в технологии американцев. Почему никто в мире не говорит, что евреи – копия, некреативны и имбецильны? Скорее, им делают комплимент, что это развитая страна.
Ни в коей мере не умаляя трудолюбия китайского народа и целеустремлённости руководства КНР в деле социально-экономического развития страны, одной из основных целей которого является не мнимый престиж государства и геополитические амбиции, а повышение уровня благосостояния граждан, стоит отметить, что сравнивать Китай и Израиль всё же некорректно.
Израиль если и заимствует чужие наработки, то речь скорее идёт о фундаментальных исследованиях, а производство готовых изделий иностранного производства израильтяне, как правило, осуществляли по лицензии. Китай, напротив, никогда не гнушался нелегальным копированием, в связи с чем заслужил репутацию страны-ксерокса.
В общем-то, в копировании нет ничего зазорного, и такой подход позволяет существенно сократить время и расходы на разработку того или иного сложного технического изделия, а также получить необходимый опыт. Странно, что констатация данного факта вызывает у наших китайских друзей столь болезненную реакцию.
Всё вышесказанное в полной мере относится и к истории создания китайских переносных зенитных комплексов, которые на первом этапе были созданы с оглядкой на советские и американские разработки. Впрочем, в настоящее время развитие китайского ВПК и наличие собственной конструкторской школы позволяют создавать противовоздушные системы, соответствующие самым высоким требованиям.
Во второй половине 1960-х сначала в США, а затем и в СССР были созданы и приняты на вооружение переносные зенитные ракетные комплексы, которые могли применяться одним военнослужащим. Это оружие, предназначенное для противодействия армейской и фронтовой авиации, действующей на малых высотах, резко увеличило мощь войсковой противовоздушной обороны и позволило частично отказаться от зенитных пулемётных и малокалиберных артиллерийских установок.
В связи со слабостью научно-производственной базы Китай не мог создавать ПЗРК самостоятельно, а прекращение военно-технического сотрудничества с Советским Союзом лишило его возможности получать лицензии на современные образцы советской оборонной техники и вооружения.
В сложившихся обстоятельствах китайское военно-политическое руководство сделало ставку на нелицензионное копирование иностранных, в первую очередь советских образцов, добытых разведкой. После установления дипломатических отношений с Вашингтоном и создания с Западом антисоветской коалиции, Пекин получил возможность легально ознакомиться и приобрести лицензии на оружие западного образца.
ПЗРК семейства HN-5
Во время Вьетнамской войны СССР не поставлял ДРВ самые современные средства ПВО, а например, союзники на Ближнем Востоке для войны с Израилем получили весьма эффективные по меркам начала 1970-х мобильные ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант ЗРК «Куб»), который вьетнамцы, подвергающиеся разрушительным налётам американской авиации, были лишены.
Советское руководство справедливо опасалось, что современное высокотехнологичное оружие окажется в Китае, который в конце 1960-х годов по отношению к Советскому Союзу вёл себя откровенно враждебно. Советские представители в Северном Вьетнаме, ответственные за доставку техники, оружия и боеприпасов, неоднократно фиксировали случаи пропажи отправленных из СССР грузов при прохождении их по железной дороге через территорию КНР. В первую очередь это касалось станций наведения зенитно-ракетных комплексов, зенитных ракет, обзорных радиолокаторов, радиовысотомеров, радиолокационных станций орудийной наводки и истребителей МиГ-21.
Таким образом, Китай, не гнушаясь откровенным воровством, после обострения отношений с СССР пытался подтянуть до современного уровня собственные ВВС и войска ПВО. В связи с этим многие современные образцы техники и вооружения доставлялись в Северный Вьетнам по морю, что было связано с большим риском. Американская авиация регулярно бомбила Хайфон, минировала акваторию порта, также там действовали подводные диверсанты.
Тем не менее незадолго до вывода американских войск из Юго-Восточной Азии СССР доставил в ДРВ морем современные средства ПВО: ЗРК С-125, буксируемые спаренные зенитные автоматы ЗУ-23, ЗСУ-23-4 «Шилка» и ПЗРК «Стрела-2»/«Стрела-2М».
К тому моменту части армии Северного Вьетнама и Вьетконга были неплохо насыщены енитными пулемётными 12,7–14,5-мм установками. Но транспортировка достаточно тяжелых зенитных пулемётов по джунглям в условиях бездорожья являлась делом непростым. В то же время относительно компактный и не такой тяжелый ПЗРК «Стрела-2» с дальностью пуска до 3 400 м и досягаемостью по высоте 1 500 м был не столь обременительным при переноске и позволял резко повысить возможности небольших подразделений по борьбе со средствами воздушного нападения.
Масса комплекса в боевом положении составляла 14,5 кг. Длина – 1 443 мм. Хотя первый советский ПЗРК имел ряд недостатков, помехозащищённость и чувствительность ИК ГСН ракеты оставляла желать лучшего, в целом это было вполне боеспособное оружие, позволяющее поражать вдогон цели, летящие со скоростью до 200 м/с.
Комплекс «Стрела-2» был принят на вооружение в 1968 году, а уже в 1970 началось производство улучшенного варианта «Стрела-2М», который тоже поставлялся во Вьетнам. Новая модификация стала немного тяжелей – 15 кг. Но максимальная дальность стрельбы увеличилась до 4 200 м, а потолок – до 2 300 м. При стрельбе вдогон имелась возможность поражать цели, летящие со скоростью до 260 м/с, а в лоб – до 150 м/с.
В начале 1970-х китайская разведка сумела добыть не только работоспособные образцы советских переносных комплексов, но и документацию на них. Скорее всего, натурные образцы были доставлены из Вьетнама, а технической документацией поделился Египет, где велось лицензионное производство. В 1977 году в КНР начался выпуск ПЗРК HN-5, который являлся копией советского «Стрела-2М» и по основным характеристикам соответствовал ему.
Китайский военнослужащий с ПЗРК HN-5
Через несколько лет на вооружение был принят ПЗРК HN-5А. При том же калибре ракеты – 72-мм, этот комплекс весил 16 кг. Максимальная дальность стрельбы составляла 4 400 м, досягаемость по высоте – 2 500 м.
Китайские военнослужащие с ПЗРК HN-5А
В начале 1980-х несколько советских ПЗРК «Стрела-3» были куплены у ангольского движения УНИТА. Китайская копия, публично представленная в 1990 году, известна как HN-5В. Хотя масса, габариты, дальность стрельбы и потолок остались почти такими же, как у HN-5А, благодаря внедрению охлаждаемой головки самонаведения улучшилась помехозащищённость.
Возимый ЗРК HN-5С
Модификация HN-5С предназначена для установки на транспортные средства, но может использоваться и с грунта. Зенитные ракеты HN-5В размещены в двух 4-зарядных пусковых контейнерах. Для обнаружения и захвата цели используется тепловизионный прицел.
Согласно западным данным, до 1996 года в Китае было произведено более 4 000 пусковых установок ПЗРК семейства HN-5. Обычно эти ПЗРК использовались в составе зенитных бригад вместе с 23-мм, 37-мм и 57-мм зенитными автоматами.
В настоящее время устаревшие китайские переносные комплексы, созданные на базе советских ПЗРК «Стрела-2/3», выведены НОАК в резерв. Но они по-прежнему используются в ряде стран. В 1978 году 100 ПЗРК HN-5 было поставлено в Албанию. В конце 1980-х 500 HN-5А приобрёл Иран. В 1990-е годы комплексы HN-5А/В закупали Бангладеш, Боливия, Мьянма, Камбоджа, Таиланд и Эквадор. ПЗРК HN-5А производился в Пакистане под наименованием Anza Mk-I.
Пакистанский военнослужащий с ПЗРК Anza Mk-I
Ряд источников утверждает, что ПЗРК китайского и пакистанского производства поставлялись афганским мятежникам.
ПЗРК семейства QW-1
В середине 1980-х китайцы купили у афганских мятежников ПЗРК американского производства FIM-43 Redeye и FIM-92 Stinger. Американский переносной комплекс первого поколения «Ред Ай» имел преимущество над китайским HN-5А только по массе, уступая по основным боевым характеристикам, а полностью воспроизвести новейший «Стингер» китайская промышленность не могла. Примерно в то же время китайская разведка сумела добыть несколько советских ПЗРК «Игла-1» в Анголе.
На авиасалоне в Фарнборо в 1994 году был впервые публично продемонстрирован ПЗРК QW-1. Как утверждают западные источники, данный комплекс является конгломератом технических решений, заимствованных у американского «Стингера» и советской «Иглы-1».
Расчёт ПЗРК QW-1
Масса комплекса в боевом положении составляет 16,5 кг, длина – 1 447 мм. Калибр ракеты – 72 мм. Масса ракеты – 10,68 кг. Дальность стрельбы находится в диапазоне от 500 до 5 000 м. Досягаемость по высоте – до 4 000 м. Средняя скорость ракеты на траектории – 600 м/с. Поражение цели происходит 1,1 кг осколочно-фугасной боевой частью, снаряженной 0,5 кг взрывчатки, имеющей контактный и неконтактный взрыватели. Если верить информации, опубликованной на выставке, охлаждаемая головка самонаведения ракеты QW-1 имеет повышенную помехозащищенность. Ракета может совершать маневры с перегрузкой до 16 G.
Судя по всему, переносной комплекс QW-1 действительно превосходил предыдущие китайские ПЗРК. Лицензии на производство данной модели передавались в Пакистан и Иран.
Через несколько лет после публичной демонстрации ПЗРК QW-1 стало известно о существовании QW-1М. На Западе считают, что этот комплекс по боевым характеристикам не уступает советскому ПЗРК «Игла», он имеет возможность траекторной селекции ложных целей и адаптирован для борьбы с летательными аппаратами, действующими у земли.
Модификация QW-1А является версией QW-1М, для управления действиями которой используется переносная РЛС массой 60 кг, с дальностью действия 15 км. Система управления огнем позволяет руководить шестью ПЗРК и таким образом повышать эффективность за счет формирования сети противовоздушной обороны, которая, в свою очередь, может быть интегрирована в вышестоящую сеть. Хотя все элементы ПЗРК QW-1A, включая радар и систему управления огнем, могут переноситься отдельными военнослужащими, чаще всего для перевозки используются легкие автомобили повышенной проходимости.
На авиасалоне в Чжухае в 2002 году продемонстрировали ПЗРК QW-11, являющийся дальнейшим развитием семейства QW-1. Вес комплекса составляет 16,9 кг. Дальность и потолок по сравнению с предыдущими моделями не изменились. Заявлено, что данный комплекс в первую очередь предназначен для противодействия целям с малой тепловой заметностью и крылатым ракетам.
Улучшенными вариантами QW-11 стали QW-11G и QW-18. В составе данных переносных комплексов используются ЗУР с ГСН, способными видеть не только тепловой сигнал от цели, но и цель на фоне неба. Для повышения вероятности поражения в случае промаха используется неконтактный лазерный взрыватель и новая осколочная БЧ с готовыми поражающими элементами. На последних ПЗРК модельного ряда QW-11/18 внедрены элементы питания с увеличенной продолжительностью работы, что повышает вероятность захвата цели при преждевременной активации комплекса.
ПЗРК модельного ряда QW-1 широко экспортировались в страны третьего мира и использовались в боевых действиях в Сирии и Ливии. Лицензионный выпуск этих китайских комплексов был налажен в Пакистане и Иране.
В период с 1994 по 2020 год пакистанская компания Kahuta Research Laboratories (KRL) произвела около 2 500 ПЗРК Anza Mk-II.
ПЗРК семейства QW-2
На авиасалоне в Фарнборо в 1998 году зарубежным покупателям был предложен ПЗРК QW-2. Если в ПЗРК семейства QW-1 использовались технические решения, реализованные в советской «Игле» и американском «Стингере», то переносной китайский комплекс даже внешне мало отличался от ПЗРК «Игла». Однако дальность стрельбы комплекса QW-2 несколько больше, чем у не модернизированной «Иглы».
ПЗРК QW-2
Ракета диаметром 72 мм и длиной 1 510 мм помещается в пусковую трубу длиной 1 530 мм. Масса снаряженной ПУ – 18 кг. ЗУР со стартовым весом 11,32 кг несёт осколочно-фугасную БЧ массой 1,42 кг, снаряженную 0,55 кг взрывчатого вещества. Дальность стрельбы от 500 метров до 6 000 м, минимальная высота обстреливаемых целей 10 м, максимальная высота – 3 500 м. Максимальная скорость цели – 600 м/с. Охлаждаемая ИК-УФ ГСН обеспечивает возможность борьбы на встречных и догонных курсах с современными воздушными целями в условиях применения ими искусственных тепловых помех, выделяемых встроенным микропроцессором. За счёт повышения чувствительности головки самонаведения увеличена дальность поражения целей на встречных курсах.
С использованием пусковых устройств QW-2 создана спаренная установка, аналогичная российской «Джигит», пригодная для установки на транспортные средства.
Хотя некоторое количество ПЗРК QW-2 передали НОАК, большая часть таких комплексов была поставлена на экспорт в основном в страны, где раньше эксплуатировались советские «Игла-1» и «Игла». Этот комплекс выпускался в Пакистане под обозначением Anza Mk-III.
В феврале 2022 года были проведены испытания с боевой стрельбой переносного зенитного ракетного комплекса QW-12, созданного на базе QW-2. Сообщается, что ракета QW-12 поразила специально разработанную для имитации инфракрасной сигнатуры боевого вертолета мишень. Ракета «игнорировала» 8 инфракрасных ловушек, которые отстреливала мишень до момента поражения. ЗУР QW-12 также успешно перехватила имитировавший реактивный самолет и крылатую ракету 122-мм реактивный снаряд, летевший со скоростью 360 м/с. Кроме того, ракета поразила эту мишень на встречном курсе. По информации, опубликованной в китайских СМИ, для увеличения вероятности поражения малогабаритных скоростных целей применен лазерный неконтактный взрыватель.
ПЗРК QW-3
В 2002 году на авиасалоне в Чжухае был продемонстрирован зенитный ракетный комплекс ближней зоны QW-3. Западные эксперты считают, что ракета для этого ЗРК имеет много общего с ЗУР QW-2, но отличается от исходного варианта лазерной системой наведения и дополнительной разгонной ступенью.
В ЗРК QW-3 используется принцип наведения, известный как «лазерная тропа», абсолютно нечувствительный к тепловым помехам. В то же время после пуска ракеты оператор ЗРК QW-3 должен удерживать цель в прицеле вплоть до её поражения. Лазерная система наведения имеет ограничения по применению в туман и в условиях сильного задымления.
Хотя комплекс QW-3 формально считается переносным, его транспортировка силами личного состава на большие расстояния затруднена, ввиду значительного веса, и он фактически является возимым. Для переноски во вьюках ПЗРК может быть разобран на пять частей весом 12–23 кг.
Пусковое устройство в снаряженном состоянии весит 23 кг и имеет длину 2 100 мм. Диаметр ракеты – 72 мм. Зона поражения по дальности: 800–8 000 м. Зона поражения по высоте: 10–5 000 м. Максимальная скорость обстреливаемой цели – 750 м/с. Ракета несёт стержневую боевую часть, оснащённую неконтактным взрывателем. Зона поражения составляет 3 м.
В 2008 году Индонезия купила несколько батарей ЗРК FL-2000B, в составе которого используются ракеты QW-3. Зенитная батарея FL-2000B включает в себя до шести боевых машин с ЗУР и мобильный командный пункт ОТ-3. Каждой батарее могут придаваться 23-мм, 35-мм и 57-мм зенитные орудия. Согласно информации, представленной в рекламных материалах производителя, в ракетно-артиллерийский дивизион TD-2000B входит 1 РЛС SR-74, 4 мобильных командных пункта OT-3, 8 самоходных ракетных пусковых установок и 12 зенитных орудий.
Боевая машина ЗРК FL-2000B
Боевая машина ЗРК FL-2000B несёт четыре готовых к применению ракеты и способна действовать автономно. Для обнаружения воздушных целей на каждой машине имеется тепловизор, телевизионная камера высокого разрешения и лазерный дальномер-целеуказатель.
Командный пункт ОТ-3 предназначен для руководства действиями боевых машин с зенитными ракетами и приданными артиллерийскими установками. При использовании цифрового телекода дальность выдачи целеуказания до 5 км, по проводам – до 500 метров.
Командный пункт ОТ-3
Помимо средств связи, навигации и топопривязки, на командном пункте имеется комбинированная оптоэлектронная система с лазерным дальномером-целеуказателем.
Мобильная РЛС SR-74
Мобильная маловысотная РЛС SR-74 может контролировать воздушное пространство в радиусе до 50 км, высота обнаружения – до 4 500 м. Станция, работающая в S-диапазоне в простой помеховой обстановке способна обнаруживать самолёты, крылатые ракеты и беспилотники с ЭПР 2 м² на дистанции 40 километров.
Судя по всему, командование НОАК не проявило интереса к зенитным ракетам ближней зоны с лазерным наведением, в связи с чем переносные и самоходные установки, в которых используются ЗУР QW-3, в основном предназначены для поставок на экспорт.
Продолжение следует…
Источник: topwar.ru