Боевые машины M142, переданные Украине. Фото Минобороны Украины
Несколько месяцев назад США и их союзники предоставили киевскому режиму реактивные системы залпового огня M270 MLRS и M142 HIMARS, а также боеприпасы серии GMLRS для них. Это вооружение активно используется на разных участках фронта, но результаты его применения не оправдали надежд. Российская противовоздушная оборона успешно засекает и перехватывает большую часть ракет.
Сбиты в воздухе
Иностранные РСЗО появились на Украине в июне-июле и почти сразу попали в зону боевых действий. Начиная с первых чисел июля, такая техника практически ежедневно применяется на разных участках фронта. При помощи иностранного вооружения украинские формирования пытаются обстреливать российские военные объекты и гражданскую инфраструктуру.
Украинская сторона утверждает, что HIMARS и MLRS со снарядами GMLRS отличаются высокой эффективностью и успешно поражают многочисленные российские цели. Однако никаких доказательств этому не приводится – ввиду отсутствия заметных успехов. Одновременно с этим любопытная и подробная информация, отражающая реальное положение дел, публикуется российским министерством обороны.
В ежедневных сводках Минобороны регулярно упоминает применение противником РСЗО советского и иностранного образца. Кроме того, оглашаются данные по перехвату реактивных снарядов. Так, только за прошлую неделю наша ПВО успешно обнаружила и уничтожила в воздухе порядка полусотни ракет GMLRS.
HIMARS выполняет пуск ракеты. Фото Минобороны США
К примеру, в сводке от 8 октября сообщается, что в предыдущие сутки РСЗО HIMARS пытались обстрелять четыре населенных пункта, но наша ПВО перехватила 21 ракету. На следующий день имел место только один такой обстрел, и 4 снаряда были уничтожены в воздухе. В другие дни ситуация выглядит похожим образом, изменяются только места обстрелов и количество сбитых ракет.
Общие тенденции
Известно, что украинские формирования активнее используют колесные РСЗО M142, отличающиеся улучшенной подвижностью. Кроме того, они стараются беречь свою технику и не подставлять ее под ответный удар. Выпустив возимый боекомплект, боевая машина уходит с огневой позиции. Все это серьезно влияет на возможные результаты огня и накладывает определенные ограничения.
В этом контексте следует рассмотреть информацию от нашего Минобороны. Так, 9 октября украинская реактивная артиллерия пыталась атаковать один населенный пункт, но российская ПВО перехватила четыре ракеты. По всей видимости, атака осуществлялась силами одной пусковой установки HIMARS. Она выпустила не более шести ракет и покинула позицию. Затем большая часть снарядов такого залпа была перехвачена. К цели прорвалось не более 1-2 ракет.
В предыдущей сводке было описано несколько подобных атак. На этот раз обстреливали четыре населенных пункта, и 21 ракета была перехвачена. Похоже, в этом случае на разных участках работали четыре РСЗО M142 с шестью снарядами на каждой. Могло быть запущено не более 24 ракет, и до трех сумели прорвать оборону.
Стреляет MARS II — немецкая версия M270. Фото Минобороны Германии
Остальные эпизоды применения иностранных РСЗО выглядят похоже. Противник использует отдельные пусковые установки или небольшие подразделения. К цели летит ограниченное число ракет, и большая их часть уничтожается в воздухе. Нередко противник пытается перегрузить нашу ПВО за счет одновременной стрельбы из нескольких разнотипных РСЗО. Однако и это не помогает, и основная часть реактивных снарядов не долетает до цели.
По баллистической траектории
Украинские формирования применяют с M270 и M142 корректируемые реактивные снаряды семейства GMLRS – изделия M30 и M31 разных модификаций. Серийные ракеты этой линейки предназначены для стрельбы на дальность от 15 до 92 км. К цели доставляется 91-кг моноблочная боевая часть или «альтернативный» заряд с большим количеством готовых поражающих элементов. Ракеты оснащены системой управления на основе инерциальной и спутниковой навигации.
Серийные ракеты GMLRS оснащены унифицированным твердотопливным реактивным двигателем. Какие-либо средства управления двигателем отсутствуют, и во всех случаях тяга и продолжительность работы одинаковы. Скорость полета достигает 2,5М. Дальностью стрельбы управляют путем изменения угла возвышения пусковой установки, определяющего параметры баллистической траектории.
Система управления позволяет ракете лишь незначительно корректировать свой курс и оставаться на требуемой траектории. Способность к активному маневрированию отсутствует. Таким образом, траектория снаряда является баллистической и предсказуемой, а небольшие маневры почти не влияют на ситуацию.
Пусковая установка РСЗО MLRS без контейнеров с боеприпасами. Фото Missilery.info
Предсказуемость траектории полета негативно сказывается на боевых качествах снаряда. Этот фактор существенно упрощает работу всех компонентов противовоздушной обороны, от РЛС обнаружения до зенитной ракеты. Высокая сверхзвуковая скорость и маневры для коррекции траектории при этом не являются решающими факторами.
Средства обороны
По известным данным, российская армия создала в зоне проведения Спецоперации развитую эшелонированную систему ПВО, включающую все необходимые компоненты. Такая оборона регулярно уничтожает самолеты и вертолеты противника, а также успешно перехватывает снаряды РСЗО и оперативно-тактические ракеты.
С целью контроля воздушного пространства развернуто большое количество разнообразных РЛС. Обстановку в воздухе одновременно контролируют стационарные комплексы большой и средней дальности, такие как «Небо-СВ/СВУ» или «Ниобий», а также собственные станции обнаружения зенитных систем войсковой ПВО – «Тор-М2», «Панцирь-С», «Бук-М3» и т.д. Кроме того, работают РЛС контрбатарейной борьбы, способные засекать и отслеживать именно артиллерийские боеприпасы.
Данные от РЛС обнаружения используются огневыми средствами. Все современные отечественные ЗРК/ЗРПК войсковой ПВО способны перехватывать не только аэродинамические, но и баллистические цели с высокой сверхзвуковой скоростью. В частности, серийными зенитными ракетами успешно поражаются снаряды семейства GMLRS.
Две установки M142 в процессе перезарядки. Фото Минобороны США
Противник пытается прорывать нашу ПВО за счет большого количества ракет. Однако наши РЛС и ЗРК имеют большое количество каналов для сопровождения и обстрела, и перегрузить такую оборону крайне трудно. Для этого требуется действительно массированный обстрел с привлечением большого количества техники. Подобные возможности у противника крайне ограничены и их дальнейшее сохранение не гарантируется.
Таким образом, существующая отечественная система войсковой ПВО в условиях реальных боевых действий подтвердила свою способность поражать все ожидаемые цели. Успешно выявляются и уничтожаются как разные летательные аппараты, так и боеприпасы, в т.ч. ракеты РСЗО. В силу специфики текущей операции такие возможности имеют особое значение для безопасности войск и мирного населения.
Уменьшающаяся угроза
Несколько месяцев назад киевский режим получил от зарубежных партнеров современные РСЗО и боеприпасы с высокими характеристиками – и не смог в полной мере реализовать потенциал этого вооружения. Достижению желаемых результатов помешали малое количество полученной техники, отсутствие опыта ее эксплуатации и отработанных тактик, а также ряд других факторов.
Решающее значение при этом имеет противодействие со стороны российской армии. Осуществляется поиск и огневое поражение пусковых установок, их позиций и мест складирования боеприпасов. Если боевая машина MLRS или HIMARS сумела добраться до позиции, ее постараются накрыть огнем, а летящие снаряды станут целью для ПВО. И практика показывает, что все эти задачи эффективно решаются, и это существенно снижает угрозу от иностранных ракет.
Источник: topwar.ru