Самолет «ганшип» ведет огонь по земле
«Мне сверху видно все,
ты так и знай!»
Соломон Фогельсон «Небесный тихоход», 1945
Опыт проведения специальной операции показал, что Российской армии при всей её мощи кое-чего не хватает. Чего именно – на ВО уже писали, и не раз. Но одна тема до сих пор не затронута. А именно: огневая поддержка с воздуха на постоянной основе, которая осуществляется специальными самолетами «ганшип». О них сегодня мы и поговорим, как о тех, что были, так и о тех, которые могут быть…
Опыт – плод ошибок трудных
Впервые с необходимостью такой поддержки столкнулись американцы в 1964 году. Именно тогда на авиабазе в штате Флорида был переоборудован в «ганшип» транспортный самолет C-131. Причем очень простым образом и безо всяких затей: по левому борту в грузовой двери поставили контейнер с 7,62-мм шестиствольным пулеметом «Миниган», скорострельность которого составляла 3 000–6 000 выстр./мин. Второй пилот получил прицел, позволяющий стрелять в сторону от траектории полета – и все.
Действовал самолет следующим образом: обнаружив цель на земле, пилот закладывал виражи, кружил над целью, в то время как пулеметчики обстреливали её сверху с разных сторон. Остальные «ганшипы» переоборудовались уже непосредственно во Вьетнаме на базе самолетов С-47 Дакота. К букве «С» после этого добавлялась буква «А»: – от слова «эттекер» – «штурмовик». Уже вскоре эти самолёты очень хорошо проявили себя в боях, а вьетнамцы даже прозвали их драконами из-за огненных трасс «миниганов», тянувшихся от них к земле.
Самолетов этого типа было сделано много, но и потери они понесли очень большие. Дело в том, что самолеты были старые, летали главным образом ночью в условиях гористого рельефа, да и огонь из пулеметов их экипажам приходилось вести с высоты не более 1 000 м, что подставляло их под ответный зенитный огонь вьетнамцев, использовавших и крупнокалиберные пулеметы, и зенитные орудия калибром 37- и 57-мм.
Следующим в «ганшип» был переоборудован двухмоторный транспортный самолет C-119G двухбалочной схемы. Он был более современным, скоростным и мог брать на борт до 13 тонн полезной нагрузки. Экипаж защитили керамической броней, а в целом эта машина по своим качествам получилась эффективнее AC-47D примерно на 25 %.
К совершенству шаг за шагом…
В дальнейшем этот самолет получил целую батарею из двух 20-мм автоматических пушек «Вулкан» и четырех пулеметов. Применение пушек повысило высоту его применения, то есть доставать его огнем стрелкового оружия вьетнамцы теперь уже не могли.
Успешное в целом применение «ганшипов» привело к тому, что в качестве нового самолета этого типа выбрали уже вполне современный транспортник C-130 Hercules, получивший 4 пулеметных и 4 пушечных установки в специальных амбразурах по левому борту. Для действий в ночи его оснастили обзорной системой ИК-видения, радарами, поисковыми прожекторами по 20 кВт и современным бортовым компьютером управления огнем.
Дальше – больше: в 1969 году самолет получил сразу две полуавтоматические пушки «Бофорс» калибра 40 мм, что позволяло поражать цели с высоты 5 400 м на дальности 7 200 м.
В 1971 году на вооружение ВВС США поступили АC-130Е, которые довооружили заряжавшейся вручную пехотной гаубицей калибра 105-мм. Все «ганшипы» активно применялись против грузовых перевозок вьетнамцев по «тропе Хо Ши Мина» и показали себя и наилучшей стороны.
С 1972 года в них начались попадания советских ракет «Стрела». Чтобы уменьшить их тепловую сигнатуру, на многие АC-130 поставили холодильники – эжекторы, снижающие температуру выхлопных газов. Помогло это не слишком сильно, но тем не менее, несмотря на потери, «ганшипы» во Вьетнаме применялись до самого конца войны.
Затем их использовали во время вторжения в Гренаду и Панаму, а также в Ираке в ходе операции «Буря в пустыне». Тут выяснилось, что в условиях пустыни ИК-системы самолетов работают очень плохо. А кроме того, наличие современных ПВО крайне затрудняет их работу.
«Летающий линкор»
Сегодня на вооружении ВВС США находится самолет AC-130U, вооруженный пятиствольной 25-мм пушкой (боезапас 3 000 патронов, скорострельность 6 000 выстр./мин), 40-мм пушкой (256 снарядов) и орудием 105 мм (98 снарядов). Все они подвижны, то есть пилоту не нужно точно выдерживать курс для необходимой точности стрельбы.
Столь мощное вооружение, во-первых, обеспечивает избирательное действие по цели, а значит – экономию боеприпасов, а во-вторых, эффективное поражение защищенных целей.
Самолет оборудован съемной броневой защитой на основе как металлической, так и кевларовой брони. Ну, и понятно, что на нем стоит современное электронное прицельно-навигационное оборудование.
Самолет зеркальной конструкции
А теперь посмотрим, что в этом плане есть у нас.
А у нас есть много всяких современных и эффективных самолетов, которые, однако, не могут часами висеть над одним и тем же районом, а работают по вызову. Вызвали – прилетел, ударил и опять улетел, и на какое-то время голова у противника уже не болит. Можно, конечно, организовать вылеты с интервалом, но тогда самолетам может просто… не хватить целей. Да и дорого гонять сложные реактивщики туда-сюда ради, скажем, колонны автобусов, которые везут пополнение к передовой.
Каким же может быть такой самолет для нашей Российской авиации?
Самое простое – взять и переоборудовать под «ганшип» какой-нибудь уже имеющийся транспортник. Однако с прицелом на будущее (и на экспорт!) будет значительно выгоднее создать специальный самолет, причем модульной конструкции.
Что это значит на практике?
На практике мы имеем линию фронта протяженностью около 1 000 км, вдоль которой как раз и будут летать такие самолеты, сначала в одну сторону, затем в другую. Но эффективность их при этом уменьшаться не должна. Добиться этого можно следующим образом: мы создаем один самолет, но в двух версиях – версия «Л» (левый) и версия «П» (правый) – зеркальных по отношению друг к другу!
Самолет, кстати, имеет асимметричный профиль, что необходимо для снижения его тепловой заметности. То есть на нем установлено два вертикально спаренных турбореактивных двигателя на одном крыле или два турбовинтовых в установке тандем. При этом крыло и фюзеляж конструируются таким образом, что и двигатели, и части крыла могут переставляться! Устанавливаем двигатели слева – соответственно в правое крыло вставляется пустой модуль (который можно использовать как бак для топлива), а все вооружение монтируется в фюзеляже справа, и наоборот: монтируем двигатели на правом крыле – и вооружение, и двигатели ставятся слева!
Таким образом мы получаем сразу два самолета, способных ровно в два раза чаще появляться над позициями противника, а то и (если они полетят на задание парой) – одновременно обстреливать его сразу с двух сторон!
Вооружение: пушки, пулеметы, лазер и… БПЛА!
Вооружение должно состоять из 100- и 30-мм спаренной артиллерийской установки БМП-3 и нескольких пулеметных установок. Главное, чтобы самолет мог вести огонь с высоты, на которой тот же «Стингер» его не достанет.
Кроме того, следует предусмотреть оснащение его не только пассивными средствами защиты вроде тепловых ловушек, но и активными – по типу танкового КАЗа. Ведь это пехоте, действующей заодно с танками, приходится опасаться снарядов КАЗ. А в воздухе вполне можно их применять для непосредственного уничтожения запускаемых по самолету зенитных ракет.
Сверх того, большие объемы внутри фюзеляжа и мощные двигатели, вырабатывающие много энергии, вполне способны обеспечить питанием и боевой противоракетный лазер!
Ну и, конечно, броня. Съемная, как и на американских АС-130, керамическая и из кевлара, чтобы её можно было переустанавливать с борта на борт в зависимости от модификации самолета – «Л» или «П».
И последнее. Такой самолет в наши дни сможет использоваться как носитель недорогих дронов, сделанных буквально их упаковочного картона или пенопласта для поражения целей непосредственно на поле боя! Самая дешевая видеокамера, кумулятивная боеголовка от гранаты РПГ, электромотор с воздушным винтом и батарея питания – вот практически и все. Ведь самостоятельно ему взлетать не придется!
По сути это будет моторный планер, который можно будет сбросить с борта «ганшипа» для поражения видимых целей, стрелять по которым у 100-мм орудия просто не хватает дальности, а входить на территорию противника будет рискованно из-за возможного огневого противодействия.
Вот это будет действительно самолет, достойный Армии великой державы.
И, конечно, в том же качестве патрульного самолета для границы его вполне могут закупить многие страны. Ведь протяженные и взрывоопасные границы имеются у многих.
Источник: topwar.ru