Бомбардировщик H-6A — одна из ранних модификаций. Фото Wikimedia Commons
Дальний бомбардировщик Xian H-6 поступил на вооружение военно-воздушных сил и морской авиации НОАК в начале шестидесятых годов и до сих пор остается в строю. Столь длительные сроки службы были получены за счет регулярных модернизаций и создания новых модификаций. В частности, по мере развития, бомбардировщик получал то или иное новое оружие. Благодаря этому современный флот H-6 способен применять широкую номенклатуру ракетных вооружений разного назначения.
В процессе развития
Китайский бомбардировщик H-6 первой версии представлял собой лицензионный вариант советского Ту-16. Он совершил свой первый полет в 1959 г., и в начале шестидесятых поступил на вооружение ВВС и ВМС. В первой модификации это был бомбовоз, вооруженный конвенциональными боеприпасами. В дальнейшем на его базе создали носитель ядерных бомб, самолет-заправщик и т.д.
В восьмидесятых годах китайские авиастроители начали разрабатывать новые модификации H-6 с ракетным вооружением для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Это направление развивается до сих пор и давно является основным. Последовательно разрабатывались различные варианты ракетоносцев, отличавшиеся составом оборудования, списком совместимого вооружения, тактико-техническими характеристиками и боевыми возможностями.
Современный H-6K с шестью подкрыльевыми пилонами. Фото Chinamil.com.cn
В связи с очевидными преимуществами более новые модификации H-6 с ракетным вооружением постепенно вытеснили обычные бомбардировщики. В настоящее время на вооружении ВВС и ВМС НОАК имеются только ракетоносцы этого семейства, построенные по нескольким модификациям. Их применение обеспечивается самолетами-заправщиками, разведчиками, постановщиками помех и т.д. на той же воздушной платформе.
Согласно справочнику The Military Balance 2022, сейчас в ВВС НОАК имеется семь бомбардировочных полков на самолетах H-6 разных модификаций и осуществляется формирование и дооснащение новой бригады. Также имеются учебные подразделения с бомбардировщиками старых версий. Морская авиация располагает всего двумя полками H-6.
Общее число самолетов H-6 может превышать 215-220 ед. Самыми многочисленными являются самолеты модификации H-6K – в ВВС служит ок. 100 ед. У ВМС имеется 18-20 аналогичных H-6J, адаптированных к полетам над морем. В ВВС остается ок. 60 более старых H-6H, постепенно модернизируемых до состояния H-6M. У ВМС имеется до 25-30 неновых H-6G, которые в будущем заменят самолетами версии «J». Для ВВС малой серией строятся новейшие H-6N. Кроме того, в учебных целях используется 10-12 старых бомбардировщиков H-6A.
По наземным целям
Бомбардировщики H-6 из состава ВВС и ВМС НОАК способны поражать наземные объекты противника. Целями для них являются неподвижные сооружения, скопления войск и т.д. Координаты цели могут быть известны заранее или установлены в полете, в т.ч. после сброса оружия. Для решения таких задач предлагается использовать в основном управляемые ракеты разных типов.
H-6K парой ракет CJ-10 или CJ-20 (в центре) и двумя изделиями "Хунняо
"По известным данным, одним из основных вооружений «воздух-земля» для H-6 являются дозвуковые крылатые ракеты воздушного базирования серии «Хунняо», поступающие на вооружение с конца девяностых годов. Известно о существовании трех ракет семейства с разными характеристиками. Все ракеты Hongniao оснащаются турбореактивным двигателем и имеют наведение на основе спутниковой и инерциальной навигации. Существуют конвенциональные и ядерные модификации. Самая первая ракета серии, HN-1, имела дальность полета до 600 км, а для HN-3 этот параметр превысил 1200—1500 км.
В двухтысячных годах началось развертывание более совершенных дозвуковых КРВБ CJ-10K. Такое оружие могло применяться последней модификацией бомбардировщика H-6K и должно было доставлять обычную или ядерную БЧ на дальность до 1500 км. Позже появилась ракета «Чанцзянь-20» с дальностью не менее 2 тыс.км.
Несколько лет назад стало известно, что Китай разрабатывает аэробаллистическую модификацию ракеты «Дунфэн-21». Дальность такого изделия достигнет 3 тыс.км. Им планируется вооружить самолеты последней модификации H-6N.
Для поражения целей в радиусе десятков километров самолеты H-6 могут применять управляемые авиабомбы. Сообщается о совместимости такого бомбардировщика с современным семейством бомб LT PGB. В него входит несколько изделий калибром до 1000 кг с полуактивным лазерным наведением или спутниковой / инерциальной навигацией.
Противокорабельная ракета KD-88 на фоне совместимой береговой пусковой установки. Фото Wikimedia Commons
В зависимости от модификации, бомбардировщики-ракетоносцы H-6 способны нести по несколько ракет или бомб. Так, на более раннем H-6H имелось лишь две подкрыльевые точки для крупногабаритных ракет или балочных держателей под бомбы, а в модификациях «K» и «M» их количество доведено до 4-6. В проекте H-6N переделали конструкцию днища фюзеляжа и грузоотсека, в результате чего самолет может перевозить крупногабаритную ракету DF-21 в полуутопленном положении.
Противокорабельное вооружение
Для поражения подвижных надводных целей предназначается ряд противокорабельных ракет. Нести их могут все ракетоносные модификации H-6. Соответственно, бороться с кораблями противника могут и ВВС, и ВМС. При этом из-за наличия на вооружении разных модификаций самолетов возможности двух родов войск незначительно отличаются.
Одной из самых старых ПКР на вооружении является «Инцзи-63». Это глубоко модернизированная версия более старого изделия «Шанъю» – китайской версии советской ПКР П-15. В ходе переработки была изменена конструкция и внедрены новые приборы. Дальность полета выросла до 200 км.
ПКР YJ-12 на подкрыльевом узле. Фото Globalsecurity.org
В тот же период была разработана и принята на вооружение ПКР «Кунди-88». Это сверхзвуковая ракета с прямоточным двигателем и радиолокационным наведением. Дальность полета достигала 200 км. Поражение цели производилось за счет полубронебойной БЧ массой 165 кг и скорости порядка 3,5 М.
В начале десятых стало известно об испытаниях и/или освоении ПКР типа «Инцзи-12». В техническом отношении она похожа на предыдущую KD-88, однако отличается увеличенными размерами и массой, а также несет более тяжелую 500-кг боевую часть. При запуске с воздушной платформы обеспечена дальность полета до 350-400 км. Скорость выросла до 3,5-4 М.
В ходе развития крылатой ракеты CJ-10 было создано изделие YJ-100. Эта ПКР имеет дозвуковую скорость и летит на 800 км. К цели доставляется 500-кг боевая часть. Тип наведения неизвестен. Вероятно, применяется комбинация навигационных систем и некой ГСН.
В контексте создания аэробаллистической версии ракеты DF-21 появлялись сообщения о возможности аналогичной переработки ПКР берегового комплекса DF-21D. Если работы в этом направлении действительно ведутся, их результат могут официально показать в обозримом будущем.
Разные варианты боевой нагрузки для H-6K. Сверху вниз: 4 ракеты YJ-63; 6 ракет YJ-12; 6 КРВБ типа CJ-10/20; 6 изделий KD-88. Графика Globalsecurity.org
Как и «сухопутные» бомбардировщики, H-6 морской авиации несут ракеты только на внешней подвеске. С точки зрения боевой нагрузки и способов размещения вооружения они не отличаются от самолетов H-6H/M/K. В зависимости от назначенного боекомплекта, ракетоносец может взять на борт не менее 4-6 ракет. Изделия меньшего размера, такие как KD-88, могут подвешиваться на один пилон попарно.
Вооружение и модернизация
Бомбардировщик-ракетоносец Xian H-6 отличается большим возрастом, и его конструкция давно морально устарела. Несмотря на все модернизации и переделки, внедрение новых двигателей и аппаратуры, такой самолет уже нельзя считать современной и удобной платформой. По тактико-техническим характеристикам он уступает зарубежной технике своего класса, а эксплуатация и применение сталкиваются с определенными ограничениями.
Тем не менее, НОАК и авиационная промышленность Китая продолжают развивать семейство самолетов H-6 и получать максимально возможные результаты. Одним из способов такого развития является регулярная и своевременная модернизация комплекса вооружения и сопутствующих систем. Практически постоянно создаются и внедряются новые приборы и образцы оружия.
По всей видимости, командование ВВС и ВМС НОАК считает такой подход правильным и целесообразным, а также не планирует отказываться от него. Это означает, что бомбардировщики H-6 актуальных модификаций будут сохранять широкую номенклатуру управляемых ракетных и бомбовых вооружений, а в обозримом будущем получат изделия нового поколения. В итоге боевые качества устаревшего бомбардировщика, несмотря на все объективные ограничения, будут оставаться на приемлемом уровне.
Источник: topwar.ru