Мортира на станке вместе с ядром внутри перед дворцом князя Монако, 2019 г. Фото автора
Тяжелым басом гремит фугас,
Ударил фонтан огня,
А Боб Кеннеди пустился в пляс.
Какое мне дело до всех до вас,
А вам до меня!
Песня Бена Энсли из кинофильма «Последний дюйм». Музыка: М. Вайнберг, слова: М. Соболь
Тяжелая артиллерия Первой мировой войны. Военные действия на территории Украины сегодня ведутся артиллерийскими системами калибра 152/155 мм, 203 мм и 240 мм. Крупнее – только ракеты. А вот во время Первой мировой войны артиллерийский парк воюющих держав был более чем разнообразным. Причём как по калибрам, так и по типам. Например, сегодня мортиру можно увидеть разве что в музее или выставленную в людном месте в качестве элемента городского ландшафта. А вот тогда их было очень много. И вот о мортирах мы вам сегодня и расскажем. Причём пока что только о французских.
А начать нужно будет с того, что в том же артиллерийском парке французской армии после войны 1870—1871 годов с Пруссией стали доминировать проекты Шарля де Банжа. Помимо многочисленных калибров полевых орудий, де Банж разработал и две тяжелые гаубицы (а по сути мортиры) калибром 220 мм и 270 мм.
Первое орудие – осадная мортира 1880 года (официально Mortier de 220 mm de siege Modele 1880), было разработано де Банжем в конце 1870-х годов и принято на вооружение в 1880-м, и тогда оно было самым крупным по весу снаряда среди орудий де Банжа. Создавалось оно для ведения огня по долговременным оборонительным сооружениям из кирпича (какими и были крепости третьей четверти 19-го века) и было способно пробить метровый кирпичный свод под метровой земляной засыпкой.
Вот так её заряжали: Mortier de 220 mm de siege Modele 1880
220-мм ствол первоначально устанавливался на простой металлической платформе, но в 1891 году его поставили уже на настоящий лафет с гидравлическим тормозом отдачи, аналогичным по конструкции Mortier de 270. Во время Первой мировой войны сложность транспортировки мортир удалось преодолеть за счёт того, что лафет был устроен так, что его стало возможным буксировать тяжелыми грузовиками. В процессе эксплуатации Mortier de 220 зарекомендовала себя как надёжная и долговечная артиллерийская система. Так, к концу войны 220-мм мортиры сделали более 7000 выстрелов на ствол без каких-либо сбоев или разрушения стволов. Всего было выпущено около 330 таких мортир.
220-мм мортира выпуска 1881 года
Как и во многих крупнокалиберных осадных артиллерийских орудиях того времени, неотъемлемой частью развертывания мортиры было строительство деревянной базы. Обычно на это уходило около 5 часов, после чего на неё устанавливалось орудие. К числу недостатков мортиры относилась сложность заряжания. Ствол должен был быть приведён к положению, близкому к горизонтальному, чтобы снаряд мог попасть в казённую часть, после чего ствол требовалось опять переводить в положение для выстрела, то есть прицеливаться заново – и так всякий раз после очередного выстрела. Метательные заряды (целых 17 зарядов) находились в картузах. Затвор был поршневым и имел знаменитый обтюратор де Банжа. Обычно расчёт орудия из 8 человек, а его скорострельность составляла 1 выстрел каждые 3 минуты.
Схема устройства лафета и его транспортировки…
Транспортировка Mle 1880 осуществлялась упряжкой из 10 лошадей, то есть это был целый обоз. А вот установка на позиции много времени не отнимала и требовала всего лишь 25 минут, но лишь при том условии, что деревянная платформа под лафет была уже готова.
Первоначально 220-мм мортиру использовали в крепостях на открытых огневых позициях, где батарея размещалась без какой-либо защиты сверху или же индивидуально в опять-таки открытых барбетах. Однако по мере развития артиллерии стало очевидно, что размещённые подобным образом мортиры слишком уязвимы. Поэтому в 1906 году все 220-мм мортиры из крепостей убрали и передали на вооружение пешей артиллерии.
Устройство ствола и поршневого затвора с «грибком» де Банжа
В 1914 году на вооружении находилось лишь 14 таких мортир, а все остальные находились в резерве и на хранении. Предполагалось их использовать в больших количествах при наступлении на укреплённый германский приграничный город Мец. Однако этого так и не произошло. И тем не менее Mle 1880, как и более поздние мортиры Mle 1891, стали полезным оружием окопной войны. Медленное заряжание не считалось недостатком, поскольку они стреляли 100 кг снарядами на приличные дистанции. Пик их использования пришёлся на август 1916 года, когда на фронте было развернуто 306 мортир Mle 1880 и Mle 1891. Уцелевшие 220-мм мортиры после войны были помещены на хранение, но к 1940 году все они были уже списаны.
220-мм мортиры в бою. Западный фронт, 1915 год
Вес фугасного снаряда 220-мм мортиры де Банжа составлял в разное время от 102 (1880) до 98 (1909) и 100 кг в 1915 году, при заряде взрывчатого вещества от 9,8 до 28 кг. Масса орудия, установленного на позиции, составляла 4080 кг. Углы вертикального наведения от -5° до +60°. Горизонтального – только поворотом всего орудия.
Темп стрельбы был заметно улучшен, при этом была достигнута непрерывная скорострельность в 1 выстрел за 2 минуты. Утверждается, что была возможна скорострельность в 1 выстрел в минуту. Время, необходимое для развертывания Mortier, было уменьшено – от 3 до 4 часов вместо 5 часов у Mle 1880. Интересно, что модель 1891 года стала тяжелее и весила уже 8500 кг по сравнению с 4080 кг у Mle 1880, хотя большая масса, возможно, добавила мортире устойчивости и несколько улучшила точность стрельбы.
Mle 1891 Mortiers находились на вооружении большую часть войны. Хотя уцелевшие орудия были сохранены после перемирия, их всё равно утилизировали к 1940 году. Попытка создать на основе модели 1891 года САУ не удалась.
Разработка 270-мм гаубицы, несмотря на то, что аналогичная ей 220-мм гаубица была принята на вооружение французской армии в 1880 году, была связана с пожеланием иметь орудие, способное стрелять снарядами на 50 % более тяжёлыми, чем у 220-мм. Предполагалось, что 200-килограммовый снаряд сможет разрушить любое современное укрепление.
Mortier de 270
Лафет нового орудия сильно отличался по конструкции от многих тяжелых орудий того времени, которые должны были опираться на деревянные платформы. Mortier de 270-мм имела опорную плиту, которая заглублялась в землю и выравнивалась при помощи уровня. Цельностальной ствол, новинка того времени, имел две большие цапфы, а подъём ствола можно было зафиксировать с помощью винтов. По сравнению с 220-мм мортирой, ствол был усилен обручами и перед, и за цапфовым блоком, а также на конце ствола.
Эта же мортира с крановой стрелой и лотком со снарядом
Впрочем, новая мортира оказалась слишком тяжёлой, чтобы перевозить её как единое целое конным транспортом, поэтому для транспортировки её приходилось разбирать на 4 части. Ко времени Первой мировой войны буксировка её всё чаще и чаще осуществлялась полноприводными грузовиками. Из-за большого времени, необходимого для развертывания и перемещения мортиры, её обычно размещали в лесах, где было легче найти укрытие от вражеских наблюдателей. К тому же относительно небольшая дальность стрельбы означала, что её приходилось развертывать совсем близко от линии фронта, увеличивая тем самым вероятность обнаружения и уничтожения контрбатарейным огнём.
Снаряды для этого орудия весили более 150 кг и поднимались к лотку для заряжания с помощью блока и талей с поддоном, которые крепились к изогнутой стреле с правой стороны лафета. Заряжание было картузным, воспламенение с помощью фрикционной трубки, затвор поршневой с обтюратором де Банжа.
280-мм мортира «Шнейдера». Сначала снаряды к ней подвозили на одной тележке, затем перекладывали на другую. Вот маета-то была!
В начале Первой мировой войны на фронте были развернуты 32 Mortier de 270. С ноября 1915-го по апрель 1916 года около 24 мортир были переведены в мобильные подразделения, передвигающиеся на грузовиках в качестве мобильного резерва тяжелой артиллерии в составе трехорудийных батарей. Но из-за их малой дальнобойности из этой задумки ничего не вышло. Данные орудия широко использовались во время битвы под Верденом. Было решено, что 270-мм мортира будет заменена 280-мм гаубицей фирмы «Шнейдер» с ещё более тяжёлым снарядом. Но последние в войска поставлялись очень медленно. В итоге 14 орудий Mortier de 270 смогли дожить до Компьенского перемирия. При этом настрел у них составлял более 3000 снарядов на ствол. После войны уцелевшие орудия были отправлены на хранение, так что после падения Франции в 1940 году немцы нашли на складах 24 таких орудия. Однако использовать они их так и не стали, а скорее всего, отправили на переплавку.
Снаряды Mortier de 270 и впрямь были тяжелее, чем у модели «220». Так, фугасный снаряд образца 1899 года имел вес 232,9 кг, при этом на заряд приходилось 66 кг. Дальность стрельбы таким снарядом, однако, была невелика. Всего 4300 м. А вот облегчённый 152-килограммовый снаряд летел уже на 8000 м. Углы вертикального наведения: от +0° до +70°. Горизонтального: 30°. Расчёт: 8 человек. Скорострельность: 1 выстрел в 2 минуты.
Как и в случае со 155-мм орудиями, частные оружейные фирмы во Франции в первую очередь занимались производством орудий для иностранцев, нежели для собственной армии, по сути проигнорировавшей опыт такого важного события, как Русско-японская война 1904—1905 годов. Причём японцы, использовавшие под Порт-Артуром 28-см лицензионные гаубицы Круппа оказались более дальновидными. Естественно, что полученный урок заставил и российских военных обратить внимание на тяжелую артиллерию. В 1909 году они обратились к фирме «Шнейдер» с просьбой разработать новую 11-дюймовую (279,4 мм) осадную гаубицу с дальностью стрельбы 6000 м для русской армии в рамках проводимой модернизации своей артиллерии.
«Шнайдер» передала прототип русской армии для испытаний уже в 1912 году. Новая гаубица была испытана против укреплений, построенных специально для этой цели, и, хотя было установлено, что её снаряды не могут пробить современные железобетонные укрепления, основные характеристики орудия были признаны в целом удовлетворительными. Было заказано 16 гаубиц для поставки в 1915 году. Французская армия также проявила интерес к этой гаубице и решила заменить свои 270-мм гаубицы де Банжа 1885 года на новые 280-мм. Однако французская армия колебалась вплоть до 1913 года, прежде чем заказала 18 гаубиц, очевидно, заметив, что политическая ситуация в Европе явно ухудшается день ото дня, и что война вполне вероятна.
Первоначально предполагалось, что французские орудия будут иметь калибр 280 мм, но, подумав, от такого недальновидного «разнообразия» решили отказаться, так что все выпущенные гаубицы были российского калибра 279,4 мм. Первые гаубицы были поставлены в конце 1915 года.
Длина ствола нового орудия составляла L/12, что давало максимальную начальную скорость 418 м/с и, соответственно, обеспечивало дальность стрельбы 10 950 м. Орудие имело гидропневматическую систему гашения отдачи, аналогичную многим другим французским пушкам. Тем не менее, под щитом, на котором она располагалась, требовалось рыть яму, в которую и должен был откатываться ствол.
Гаубица транспортировалась в четырёх вьюках: ствол, тормоз отката и накатник в сборке, лафет и опорная плита.
Гаубица была спроектирована для передвижения по железной дороге с колеей 60 см. Снаряды доставлялись на тележках со склада к задней части гаубицы, где они перегружались на погрузочную тележку с помощью крана. Следует отметить, что инженеры французской армии научились очень быстро укладывать рельсовые пути шириной 60 см.
280-мм мортира заряжена и наводится на цель
В идеальных условиях гаубица могла быть собрана за 6-8 часов, хотя в труднодоступных местах эта операция могла занять до 18 часов. Дебют новой гаубицы состоялся в апреле 1916 года под Верденом, где она использовалась для ведения контрбатарейного огня и атаки укреплений, удерживаемых немцами. Контратака на форт Дуомон в мае 1916 года показала, что 280-мм снаряды не могут пробить своды современных укреплений, хотя справедливости ради следует отметить, что даже немецкие 42-см снаряды «Толстой Берты» не смогли пробить своды форта Дуомон.
Вес орудия (установленного на позиции): 16 218 кг. Углы вертикального наведения: от +10° до +65°. Горизонтального – 19°. Гаубица могла стрелять 3 различными типами снарядов: образца 1914 года – 205 кг (63,6 кг взрывчатого вещества); 1915 года – 275 кг (51,5 кг), и также 1915 года – 205 кг (36,3 кг). Переменных зарядов было 13, дающих начальные скорости от 178 до 418 м/с. К концу войны французской армии было поставлено 126 гаубиц, а до революции 1917 года – 26 отправлено в Россию. Кроме того, ещё 25 были установлены на шасси танков «Сен-Шамон» и превращены в самоходные орудия 280 TR Schneider sur affuût-chenilles St Chamond.
В целом эти орудия артиллеристам понравились, кроме разве что того, что прочные железобетонные перекрытия они не пробивали.
Немецкая армия в 1940 году захватила около 72 таких гаубиц и дала им название 28-см Morser 601 (f). Красная Армия захватила и использовала гаубицы старого русского заказа, причём в июне 1941 года их было 25 единиц. Данные Бундесархива говорят о том, что они использовались на Восточном фронте даже в 1944 году.
Продолжение следует…
Источник: topwar.ru