Я уже писал об истории этого самолета, но решил вернуться. И получилось систематизировать кое-что из материалов, и, если совсем начистоту, просто уже надоели однотипные публикации в Интернете на тему того, как у нас на 22.06.1941 было мало новых истребителей (это 1540 штук — мало) и какое они были непотребство в сравнении с немецкими.
О цифрах мы говорить не будем, мы поговорим несколько о других вещах. А именно – об эволюции именно ЛаГГ-3. И не от ЛаГГ-3 до Ла-5, по сути Ла-5 – это совсем другой самолет, с другим мотором, другой аэродинамикой и так далее. Мы посмотрим на то, как от серии к серии изменяли ЛаГГ-3 в соответствии с меняющейся обстановкой.
На 22.06.1941 года в распоряжении ВВС РККА было три модели новых истребителей.
МиГ-3 считался самым высотным и самым скоростным, но самым слабо вооруженным. Истина в отношении этой машины очень далека от того, что про МиГ-3 пишут. Начнем с того, что его не строили как высотный истребитель-перехватчик, самолет МиГ-1 шел в рамках того же конкурса, что и ЛаГГ-1 и Як-1. А потому ну никак не мог в конкурс на фронтовой истребитель попасть высотный перехватчик. Просто так вышло, так себя показал мотор АМ-35.
И вооружение у МиГ-3 было вполне приличным, 5 пулеметов. 2 синхронных ШКАСа в носу, 12,7-мм БС через втулку винта и 2 пулемета БК (тоже 12,7-мм) в крыльях. Очень даже прилично. Почему у многих авторов исчезают крыльевые пулеметы – сказать сложно. Да, были случаи (описано у Покрышкина), что крыльевые БК в начале войны снимали. Но изначально-то они были! И да, сложное пилотирование и куча других проблем, которые во весь голос говорят о том, что если бы самолет доводил до ума Поликарпов, а не Микоян, фактически укравший машину, то расклад мог бы быть другим.
Як-1, пожалуй, вот самое слабое звено в троице. Обладающий хорошей маневренностью, самолет был максимально минимизирован во всех отношениях, в том числе и в плане вооружения. Но у машины был модернизационный потенциал, что позволило ему провоевать всю войну, хотя даже у последней итерации самолета, Як-3, были проблемы с той же дальностью.
ЛаГГ-3 был в чем-то схож с коллегами. Проблемы со слабым двигателем, как у Як-1 и сложное пилотирование, почти как у МиГ-3.
А ЛаГГ-3 в начале войны считался самым перспективным самолетом из всей тройки. И, в отличие от МиГа, который уже в 1942 году начали распихивать по полкам ПВО городов, ЛаГГ-3 воевал что есть «от души».
В 1942 году эта машина стояла на вооружении 20 (!) истребительных полков. Это, знаете ли, цифра. Особенно если учесть сложности с выпуском дельта-древесины в виде феноловых смол исключительно импортного производства.
Так-то в 1941-м воевал, в 1942 воевал по полной программе, в 1943 оду воевал с натягом, в 1944 году… воевал! Да, на самых спокойных участках фронта типа Карелии и Заполярья, но воевал же! И, что самое интересное – в 1945 году тоже воевал! С Японией! ЛаГГ-3 принимали самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии японцев. Действительно, почему не использовать самолеты с нетронутым моторесурсом? Тем более, что использовали их не как истребители.
Итого, с 1940 по 1944 годы построили 6 528 ЛаГГ-3.
О чем это говорит? О том, что самолет был вполне. Вот МиГ-3 был «совсем не торт», их и выпустили ровно вдвое меньше – 3 178. А про Як-1 и говорить не приходится, самолет был настолько слаб, что почти сразу начались модернизации и доработки. И из 8 тысяч самолетов линейки (Як-1, Як-1у, Як-1Б, Як-1М) «чистых» Як-1 было выпущено 1397 самолетов.
Вот вам и цифры.
Теперь об «обманулове рояльном». Да, самолет получил такое прозвище, но это был даже не ЛаГГ-1, а прототип И-301. Без оружия, вылизанный и отлакированный, конечно, самолет был и красив, и быстр. И легко преодолел планку в 600 км/ч, показав даже 610 км/ч на испытаниях.
Конечно, серийный самолет, который собирался в условиях войны сами знаете, какими квалифицированными кадрами, еле-еле выдавал 550 км/ч. Но кому интересно – почитайте историю «Аэрокобры» и почему от нее британцы отказались. Короче – все так поступали.
Но нас интересует не прототип, а то, что пошло в серию. Краска вместо лака, никакой шлифовки и полировки, оружие и все прочее – боевой самолет.
Серии 1-3 (с декабря 1940 года)
Первоначальный ЛаГГ-1 в серию не пошел. Этих машин успели собрать всего пять штук, а дальше вмешались военные и потребовали от Лавочкина установить дополнительные баки, чтобы увеличить дальность полета до 1000 км. Яковлев, кстати, свою машину от такой переделки отстоял, а вот Лавочкин не смог. Так что в серию пошел ЛаГГ-3 с пятью баками. Плюс в отличие от ЛаГГ-1 на ЛаГГ-3 установили бронеспинку и радиостанцию.
Мотор-пушку МП-6 калибром 23-мм, которая оказалась очень неудачной, заменили на проверенный пулемет Березина 12,7-мм, стрелявший через втулку винта. Над двигателем разместили еще пару БС (Березин синхронный, 12,7-мм), а еще выше над ними – пару 7,62-мм ШКАСов. Для ШКАСов пришлось сделать в крышке оружейного отсека два каплевидных обтекателя, которые прекрасно видны на снимках того времени.
В общем получилась машина с довольно жутким секундным залпом – 3,05 кг. Для сравнения: Як-1 выдавал 1,86 кг/сек, а Bf.109Е – 1,53 кг/сек.
Машина получилась шикарная по начинке, но М-105П был откровенно слаб для нее. Потому сразу после начала войны началась борьба с лишним весом.
Серии 4-7 (с июля 1941 года)
Борьба с весом вылилась в следующие манипуляции: с 4-й серии ЛаГГ-3 лишился правого синхронного крупнокалиберного пулемета Березина, а 12,7-мм пулемет, стрелявший через втулку винта заменили на 20-мм пушку ШВАК.
На мощности залпа эта перемена практически не сказалась, как, впрочем, и на облегчении машины.
Серии 8-11 (с августа 1941 года)
Пушка вместо двух крупнокалиберных пулеметов никак не улучшила летных качеств, а потому на 8-й серии самолетов с ЛаГГ-3 убрали и оба ШКАСа.
В итоге вооружение самолета перестало отличаться от вооружения Як-1Б, то есть, 20-мм пушка и один 12,7-мм пулемет. На летных качествах это разоружение почти не отразилось, а вот секундный залп заметно снизился и ЛаГГ-3 стал практически непригоден для воздушных боев. Вес самолета заметно снизился (почти на 200 кг), но на летных качествах это практически не сказалось.
И вот тут начался разворот от фронтового истребителя к ударному. В Наркомате ВВС справедливо посчитали, что раз самолет не может работать в качестве истребителя самолетов – пусть истребляет бронетехнику и прочие цели.
Для начала самолеты 8-й серии начали оснащать шестью ПУ для реактивных снарядов РС-82. На части машин для пробы начали вместо ШВАК устанавливать 23-мм пушку ВЯ, более мощный снаряд которой более подходил для поражения бронетехники.
А в 11-й серии, развивая превращение ЛаГГ-3 в штурмовик, на самолет установили бомбодержатели Д3-40, на которые можно было подвесить бомбы весом до 50 кг. Можно было подвешивать зажигательные авиационные приборы ЗАП-6, вмещавшие по 38 л огнесмеси, либо подвесные баки на 80 литров бензина. Некоторые машины оборудовали направляющими РО-132, для пуска более мощный реактивных снарядов калибра 132-мм.
В рамках очередной борьбы с весом удалили два бака для горючего, с которых начались переделки ЛаГГ-1.
Что получилось: несмотря на облегчение машины еще на 100 кг, все стало еще хуже в плане скорости. Бомбовые замки и направляющие для РС цеплялись за воздух, мотор мощнее не стал и замеры, проведенные в сентябре 1941 года показали, что скорость упала до 503 км/ч, а скороподъемность с 735 до 605 м/мин. Дальность также пострадала и вместо 1100 км ЛаГГ-3 мог без подвесных баков преодолеть всего 760 км.
Однако если не вдаваться в такие подробности, можно констатировать, что как раз к концу 1941 года у ВВС РККА появился легкий универсальный ударный самолет.
Серии 22-35 (с апреля 1942 года)
В 1942 году в серию пошел модернизированный двигатель М-105ПФ мощностью на 160 л.с. больше, чем М-105П. Установка этого двигателя на ЛаГГ-3 дала ожидаемый прирост скорости до 556 км/ч (почти на 40 км/ч), а скороподъемность выросла до 781 м/мин. Были проведены значительный работы по улучшению аэродинамики самолета.
На самолеты начали устанавливать новую радиостанцию РСИ-4 «Малютка».
Можно сказать, что ЛаГГ-3 «задышал», поскольку его ЛТХ стали приемлемыми на момент выхода самолетов серии.
Серии 34-41 (с августа 1942 года)
Вторая половина 1942 года прошла под знаком постройки противотанкового ЛаГГ-3, вооруженного 37-мм пушкой.
Вообще история попыток «подружить» ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой достойна отдельной саги. Первой пушкой стала Ш-37 конструкции Шпитального. Чтобы разместить ее в носу самолета, пришлось изрядно потрудиться, но в итоге была выпущена 38 серия из 75 самолетов. Боекомплект Ш-37 состоял из 21 снаряда.
Боевые испытания проводили в 42 и 188 иап и показали, что с Ш-37 ЛаГГ-3 стал очень грозным противником для немецких бомбардировщиков, которым не удавалось держать снаряды Ш-37. Летчики 42 иап полковника Шинкаренко отчитались о 45 самолетах противника, уничтоженных из 37-мм пушек.
Далее пушку Ш-37 сменила НС-37 конструкции Нудельмана и Сураева, более легкая и с большим боекомплектом. ЛаГГ-3 тем самым открыл дорогу 37-мм пушкам в авиацию, поскольку после него эти пушки начали устанавливать на Як-9Т и после войны на реактивные истребители первых поколений.
ЛаГГ-3 с НС-37 получил название «тип 33». Эти самолеты массово приняли участие в битве за Сталинград.
Одновременно с выпуском противотанковых версий была сделана еще одна попытка вернуть ЛаГГ-3 в истребительную авиацию. Серии 35, которая получилась весьма большой, предшествовала большая работа, в результате которой ЛаГГ-3 был значительно улучшен.
Хвостовое колесо сделали убирающимся, на крыльях установили автоматические предкрылки, внесли много изменений для улучшения аэродинамики.
Увы, мотор ЛаГГ-3 по-прежнему был слабоват для такой машины, в то же время у немцев появились новые модификации того же «Мессершмитта», и советский самолет снова стал отставать по всем летным характеристикам. Действительно, нужен был более мощный мотор, и в итоге Лавочкин его установил, но история Ла-5 – это уже другая история.
ЛаГГ-3 продолжил выпускать Тбилисский авиазавод. В 1943 году там начали выпуск 41-й серии. По сути это был тот же самый «тип 35», на который вернули два ШКАСа. Ожидаемого успеха это не принесло, поскольку бронирование немецких самолетов выросло и 7,62-мм пули уже не причиняли такого ущерба, как раньше.
Серия 66 (май 1943—июнь 1944 года)
Самолеты 66-й серии стали самыми совершенными из всех серий ЛаГГ-3. Их строили с мая 1943-го по июнь 1944 года, после чего выпуск ЛаГГ-3 окончательно прекратился.
«Тип 66» получил новый фонарь кабины, как у Ла-5, с бронестеклами в лобовой и задней части. До этого на всех ЛаГГ-3 устанавливали обычный плексиглас.
Получилось изрядно снизить вес самолета благодаря тому, что получилось перейти с дельта-древесины на обычную сосну, которая была намного легче, хотя и менее прочной.
В плане вооружения ЛаГГ-3 снова лишились ШКАСов и вооружение стало прежним: одна 20-мм пушка ШВАК и один 12.7-мм пулемет БС. Ударное вооружение состояло из 6 РС-82 или РС-132 и 2 бомб до 50 килограммов.
Аэродинамика снова претерпела изменения, были «зализаны» бомбодержатели, воздухозаборники и тоннели радиаторов. Скорость возросла до 590 км/ч, скороподъемность до 893 м/мин.
Этот ЛаГГ-3 хоть и стал самым легким и отработанным в плане аэродинамики, тем не менее, он все-таки опоздал в своем совершенстве. Уже появился Ла-5, Як-7 и Як-9, которые не оставили шансов этому самолету. Производство ЛаГГ-3 было прекращено, а самолеты начали исчезать из полков.
Начали исчезать – не говорит, что исчезли окончательно. Реально самолет воевал на второстепенных участках фронтов до самого конца войны и даже принял участие в войне с Японией.
Что можно еще сказать? Можно просто представить себя в качестве летчика ВВС РККА образца 1941 года. Да еще и в такой ситуации, когда есть выбор, в кабину какого самолета сесть. Як-1 или ЛаГГ-3. Стоит сесть и сравнить.
Есть Як-1. Не имеющий преимущества перед ЛаГГ-3 по скорости (ЛаГГ в теории даже был быстрее), значительно превосходящий в скороподъемности (больше чем на 100 м/мин), более легкий (2950 против 3340 кг взлетного веса). Потолок у самолетов примерно одинаковый.
Но есть небольшая разница. У Як-1 отсутствует кислородное оборудование, у ЛаГГ-3 оно есть. Условный такой баллон, который позволяет некоторое время находиться на высоте более 5 000 метров. Надо? Надо. Вражеские самолеты могут туда затянуть в бою, что, кстати, и происходило. И там немцы имели преимущество, поскольку у них с высотным оборудованием был полный порядок.
Идем дальше. Радиостанция. РСИ-3 «Орел». 12,3 кг надежды на то, что тебя услышат. В ЛаГГ-3 она была, летчики Яков и МиГов общались покачиванием крыльев и другими знаками. Да, «Орел» была жуткой радиостанцией, особенно в сравнении с американскими и британскими. Но она была, и сквозь треск помех помогала общаться летчикам.
Еще один немаловажный момент: дальность. Як-1 проигрывал очень сильно, вообще дальность – это слабое место самолетов Яковлева. 650 км против 1100 – это серьезно.
Вооружение. ШВАК/2 ШКАС у Як-1 против батареи 3 БС 12,7-мм и 2 ШКАС – тут ЛаГГ явно выигрывает за явным. Суммарный вес залпа вдвое больше, чем у Як-1.
И главное преимущество ЛаГГ-3 перед Як-1 и МиГ-3: он очень тяжело поджигался и практически не горел. Особенность дорогущей дельта-древесины.
На каком самолете вы пойдете в бой?
Давайте посмотрим на тех, кто выходил в бой на ЛаГГ-3 и делал это успешно. Ну могли же быть летчики, которые воевали на «гарантированном гробу»?
Кстати, «Лакированный гарантированный гроб» — это придумали негодяи от истории в девяностых. Летчики Великой Отечественной так назвать самолет не могли, потому что в части он шел окрашенный краской, а не покрытый лаком. И этак краска являлась всю войну объектом критики, потому что ухудшала аэродинамику. А лака не было.
Если уж серьезно, то у ЛаГГ-3 было свое прозвище. «Таранка» или «Таранка с икрой». За его своеобразную форму фюзеляжа.
Так что у нас в плане успешный «таранководов»? А они есть.
Герой Советского Союза подполковник Гальченко Леонид Акимович
410 боевых вылетов, 90 воздушных боев, 24 личных победы + 12 побед в группе.
Гальченко воевал на севере, под Мурманском, где бои в воздухе были нормальным явлением. Мог бы сбить и больше, но инсульт вывел летчика из строя. Войну Гальченко закончил в должности заместителя командира полка. Свой последний немецкий самолет Гальченко сбил в октябре 1944 года.
Герой Советского Союза, полковник Каберов Игорь Александрович
476 боевых вылетов, 117 воздушных боев. Сбил лично 10 самолетов противника и 19 в группе.
Майор Зайцев Александр Петрович
206 боевых вылетов, 74 воздушных боя. Сбил лично 14 самолетов и 21 в группе, их них на ЛаГГ-3 2 сбитых лично и 8 в группе.
Зайцев стал известен как победитель известного немецкого аса Отто Шашке, который за полтора месяца уничтожил 20 наших самолетов. Погиб Зайцев очень нелепо, в испытательном полете на Р-39 «Аэрокобра» в мае 1942 года.
Герой Российской Федерации полковник Тормахов Дмитрий Дмитриевич
366 боевых вылетов, 71 воздушный бой. Сбил 14 самолётов противника лично и 2 в группе. На ЛаГГ-3 – 12 самолетов лично и 1 в группе. Кроме того, 2 самолёта Тормахов уничтожил на аэродромах в результате штурмовок. Вывел из строя 2 паровоза, 20 железнодорожных вагонов, 18 автомашин, 8 повозок с грузами. Типичный пример использования ЛаГГ-3 в качестве штурмовика.
Дважды представлялся к званию Героя Советского Союза. Первый раз награждение не состоялось, потому что Тормахов был сбит на больше недели выходил к своим, второй раз представление отклонили из-за того, что боевой счет рос очень медленно.
Справедливость восторжествовала в 1996 году, когда указом президента Ельцина Тормахову было присвоено звание Героя России. Не посмертно, что особо радует. Дмитрий Дмитриевич ушел в последний полет только в 2002 году.
Герой Советского Союза майор Григорьев Герасим Афанасьевич
Первую победу одержал в небе над Минском, зенитным огнем был тяжело ранен в обе ноги, после излечения переведен в 178-й ИАП ПВО Москвы. В небе Москвы на ЛаГГ-3 совершил более 300 боевых вылетов, 18 воздушных боев, сбил 11 самолетов лично и 2 в группе. Общий счет 12 личных побед и 5 групповых. Счет мог бы быть и больше, но после 1943 года Григорьев не летал, сказались ранения.
Маленькое отступление: «Дядя Юра» из передачи «Спокойной ночи, малыши» — это Юрий Герасимович Григорьев, сын летчика. Интересно иной раз складываются людские дороги.
Герой Советского Союза капитан Миронов Виктор Петрович
356 боевых вылетов, 88 воздушных боев. Сбил 10 вражеских самолётов лично и 15 в группе.
Воевал на Карельском фронте, бессменный ведомый и друг Леонида Гальченко. Погиб в феврале 1943 года в авиакатастрофе.
Герой Советского Союза гвардии майор Костылев Георгий Дмитриевич
За свою боевую службу Георгий Костылев летал на нескольких типах самолетов, но звание Героя Советского Союза получил, летая на ЛаГГ-3. К апрелю 1942 года, сражаясь в составе 3-го ГвИАП ВВС КБФ, Костылев совершил 233 боевых вылета, провел 59 воздушных боёв, 9 самолётов сбил лично и 34 в составе группы. С этими данными он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.
Дважды Герой Советского Союза капитан Камозин Павел Михайлович
Еще один случай, когда летчик стал героем, воюя на ЛаГГ-3. Камозин мало того, что в совершенстве овладел ЛаГГом, он как летчик-инструктор подготовил более четырех десятков летчиков к боям на ЛаГГ-3.
С октября 1942 до конца марта 1943 года младший лейтенант Камозин, действуя в составе 269 иап на ЛаГГ-3 совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23 воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов. 1 мая Камозину было присвоено звание Героя и полк отправился осваивать «Аээрокобры», на которых воевал не менее эффективно.
Можно продолжать еще.
Летчиков, которые начинали на ЛаГГ-3 или пересаживались на этот самолет в начале войны было много. И их путь не был закончен в «гарантированном гробу», как утверждают псевдоспециалисты от псевдоистории. Наоборот, многие немцы, встретившись с нашими летчиками на ЛаГГ-3, получали на выходе (в лучшем случае) тот самый гроб.
Если внимательно посмотреть на эволюцию самолета, то в ней не было самого отвратительного: шарахания с целью исправить откровенно неудачный самолет. Были попытки улучшить его ЛТХ, причем, замена мотора сказалась весьма положительно. Но когда стало понятно, что ЛаГГ-3 как истребитель не может конкурировать с новыми немецкими и советскими машинами, то из него получился вполне себе приличный легкий штурмовик.
Конечно, ЛаГГ-3 – это не Ил-2, потому штурмовать передний край обороны противника самолет был не в состоянии. Зато хорошая дальность позволяла обрабатывать цели за линией фронта. Зенитная установка, которую уничтожил Ил-2 – это полезно. Зенитная установка, которая осталась без снарядов из-за того, что ЛаГГ-3 проштурмовал поезд – примерно то же самое.
В те времена не было практики просто взять и отправить самолет на свалку. Им подбирались цели и задачи, относительно посильные в зависимости от ЛТХ. И все, что конструкторы и инженеры делали с самолетами, было направлено на сохранение эффективности в плане боевого применения.
ЛаГГ-3 не был шедевром, как некоторые его коллеги по небу той войны. Но и откровенным уродом тоже. Крепкий середнячок, который провоевал всю войну, чем вообще могли похвастаться далеко не все истребители того периода.
Источник: topwar.ru